Способ изготовления зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, к способам изготовления зубчатых передач с выровненной по линии контакта зубьев колес нагрузкой. Цель - повышение надежности передачи с постоянной рабочей нагрузкой - достигается за счет увеличения долговечности соединения элементов передачи. В зацепление с колесом 7 вводят составное колесо из дисков 1-5, установленных на ступице 6 с возможностью относительного окружного смещения. На контактирующие поверхности дисков 1-5 и ступицы 6 предварительно нанесено легкоплавкое вещество 8. Каждый диск подпружинивают в окружном направлении. Далее нагревают колесо из дисков 1-5, а передачу нагружают статической нагрузкой, равной рабочему моменту. В результате диски 1-5 под нагрузкой взаимно смещаются, занимая положение, соответствующее равномерному распределению нагрузки по ширине составного колеса. Остывающее и кристаллизующееся вещество 8 жестко скрепляет диски 1-5 и ступицу 6. После этого нагрузку снимают и убирают подпружинивающие диски 1-5 элементы. В результате получают передачу с зацеплением колес, не сопряженных по ширине в ненагруженном состоянии и сопряженных под нагрузкой. 1 ил.

СОЮЗ (.СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 55/17

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4455582/25-28 (22) 05,07,88 (46) 30.05.90. Бюл. N 20 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О.В.Берестнев, В,Л.Басинюк, С.А.Иванов и А,П.Елистратов (53) 621,833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1213294, кл. F 16 Н 55/17, 1983. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТОЙ

ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к машиностроению, к способам изготовления зубчатых передач с выровненной по линии контакта зубьев колес нагрузкой. Цель — повышение надежности передачи с постоянной рабочей нагрузкой — достигается эа счет увеличения долговечности соединения элементов передачи. В зацепление с колесом 7 вводят составное колесо иэ дисков 1 — 5.

Р Я

„„Я2„„1567834 А1 установленных на ступице 6 с возможностью относительного окружного смещения.

На контактирующие поверхности дисков 1-5 и ступицы 6 предварительно нанесены легкоплавкое вещество 8. Каждый диск подпружинивают в окружном направлении. Далее нагревают колесо из дисков 1 — 5, а передачу нагружают статической нагрузкой, равной рабочему моменту, В результате диски 1- 5 под нагрузкой взаимно смещаются. занимая положение, соответствующее равномерному распределению нагрузки по ширине составного колеса. Остывающее и кристаллизующееся вещество жестко скрепляет диски 1 — 5 и ступицу 6. После этого нагрузку снимают и убирают подпружинивающие диски 1 — 5 элементы. В результате получают передачу с зацеплением колес, не сопряженных по ширине в ненагруженном состоянии и сопряженных под нагрузкой. 1 ил.

1567834

Изобретение относится к машиностроению, к способам изготовления зубчатых передач с выравненной по линии контакта зубьев колес нагрузкой, Цель изобретения — повышение надежности передачи с постоянной рабочей нагрузкой путем увеличения долговечности соединения элементов передачи.

На чертеже изображена зубчатая передача.

Зубчатая передача состоит иэ двух зацепляющихся зубчатых колес, одно иэ которых выполнено в виде пакета соосных зубчатых дисков 1 — 5, установленных на ступице 6. Другое колесо выполнено цельным. Способ изготовления зубчатой передачи заключается в выполнении колеса в виде пакета соосных зубчатых дисков 1 — 5 (например, совместной обработкой дисков в пакете) и установке их на ступице 6 с возможностью взаимного упругого окружного смещения, например, с подпружиниванием (не показано) в окружном направлении.

Предварительно, на вэаимообращенные торцы дисков 1 — 5 и посадочную поверхность ступицы 6 наносится легкоплавкое вещество 8. Далее колесо из дисков 1 — 5 вводят в зацепление с колесом 7, нагревают колесо до расплавления вещества 8 и нагружают передачу статически, прикладывая к колесу 7 момент, равный рабочему. Поскольку каждый из дисков 1 — 5 подпружинен в окружном направлении, то статическая нагрузка на них компенсируется деформацией соответствующих пружин (не показаны). Диски 1 — 5 под нагрузкой смещаются друг относительно друга в окружном направлении, занимая положение, соответствующее равномерному распределению нагрузки по ширине пакета. Остывающее и кристаллизующееся вещество 8 жестко скрепляет диски 1 — 5 между собой и со ступицей 6. После этого статическую нагрузку снимают, а пружины (не показаны) убирают. B результате получают передачу с зацеплением колес, не сопряженных по ширине в ненагруженном состоянии и сопряженных под нагрузкой.

Вещество 8 обеспечивает долговечное соединение дисков 1 — 5 между собой и со ступицей 6, что в целом повышает надежность передачи, При консольном креплении колеса 7 толщина дисков 1 — 5 выбирается не более

0,2 диаметра их делительной окружности, а

15 припоя ПОС вЂ” 60. К цельному зубчатому колесу крикладывали момент 2,2.10 мН, а

20 каждый диск составного зубчатого колеса затормаживали упругим элементом с жесткостью 5,25.10 Н/мм, Составное зубчатое

4 колесо нагревали до 180 С, после чего их о смещали друг относительно друга с обеспе25 чением равномерного распределения нагрузки по длине контактных линий, После этого составное зубчатое колесо охлаждали. Последующее тенэометрирование зубьев при номинальных режимах нагружения

30 показало, что изготовление зубчатой передачи в соответствии с предлагаемым способом обеспечивает практически равномерное распределение нагрузки по длине контактных линий (неравномер35 ность распределения нагрузки не превышала 4 — 7 ).

55 при симметричном расположении опор колеса 7 — 0,4 упомянутого диаметра. Это обеспечивает равномерность распределения нагрузки по ширине каждого диска.

Пример. Для апробации способа были изготовлены цельнометаллическое зубчатое колесо с модулем 5 мм, числом зубьев 20 и шириной зубчатого венца 100 мм и составное зубчатое колесо из 4 дисков шириной по

25 мм каждый, имеющих модуль 5 мм и число зубьев 20. Механическую обработку зубчатых дисков осуществляли в пакете. B последующем их взаимное расположение не изменяли. Зубья зубчатых колес цементировали и закаливали до поверхностной твердости 56 — 62 HRC. Диски соединялись между собой и со ступицей посредством

Формула изобретения

Способ изготовления зубчатой передачи, включающий выполнение одного иэ колес в виде пакета соосных зубчатых дисков, установку их на ступице колеса с возможностью взаимного упругого окружного смещения и ввод колеса в зацепление с другим колесом передачи, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности передачи с постоянной рабочей нагрузкой эа счет увеличения долговечности соединения элементов, после ввода колес в зацепление передачу нагружают статически рабочей нагрузкой, жестко скрепляют диски между собой и со ступицей, после чего рабочую нагрузку снимают.