Светомузыкальное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение может использоваться в светомузыке для автоматического сопровождения звука световыми эффектами. Цель изобретения - повышение художественной выразительности светового сопровождения музыкального произведения. Цель достигается путем введения с второго по N-й каналы обработки музыкального сигнала, (N-1)-M источников света, блока выделения основного тона, блока формирования адреса, постоянного запоминающего устройства, блока фильтров, блока детекторов, аналого-цифрового преобразователя, регистров хранения, блока сравнения. Устройство также содержит источник звука, оптическое устройство, экран, M источников света, трафареты, коммутатор, первый канал обработки музыкального сигнала. 3 з.п.ф-лы, 9 ил.
СООЗ COBETCHHX
#II
РЕСПУБЛИК (19} (l1) (g1)g А 63 J 17/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ.И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4460402/24-21 (22) 14.07.88 (46) 07.06.90. Бюл. Р 21 (7l) Казанский авиационный институт пм. А.Н. Туполева (72) Б.M. Галеев и В.П. Букатин (53) 62!.828(088.8) (56) Патент США Р 4376404, кл. А 63 J 17/00„ !983.
В помощь радиолюбителю, 1976, вып. 1и 52, с. 11-20. (54) СВЕТОИУЗЫКАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение может использоваться в светомузыке для автоматического сопровождения звука световыми эффектами. Цель изобретения — повьппение
Изобретение относится к светомузыке, а именно к устройствам для автоматического сопровождения звука световыми эффектами, Целью изобретения является повьппение художественной выразительности светового сопровождения музыкального произведения.
На фиг.! представлена блок-схема светомуэыкального устройства; на фиг.2 — аналого-цифровой преобразователь АЦП ; на фиг, 3 — регистр накопления; на фиг. 4 - блок сравнения; на фиг. 5 — коммутатор; на фиг.6блок формирования адреса; на фиг,7 -.
ПЗУ; на фиг. 8 — временные диаграммы, поясняющие работу АЦП; на фиг. 9временные диаграммы, поясняющие работу блока формирования адресов.
2 художественной выразительности светового сопровождения музыкального произведения. Цель достигается путем введения с второго по и-й каналы обработки музыкального сигнала, (и-1)-m источников света., блока выделения основного тона, блока формирования адреса, постоянного запоминающего устройства, блока фильтров, блока детекторов, аналого-цифрового преобразователя, регистров хранения, блока сравнения., Устройство также содержит источник звука, оптическое устройство, экран, m источников света, трафареты коммутатор, первый канал обработки музыкального сигнала. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.
Светомузыкальное устройство содер- М жит источник 1 звука, оптическое уст- (;Д ройство 2, содержащее экран 3, источникч 4-1...4-nm света и трафареты 5, Я коммутатор 6, первый канал 7-1 обработки музыкального сигнала, который содержит автоматический регулятор
8-1 уровня, выход которого подключен к входу анализатора 9-1 музыкальных программ, каждый из щ выходов которо го подключен к входу соответствующего источника 4-1...4-я света, с второго по и-й каналы 7т2...7-п обработки музыкального сигнала, (и-1)-щ источников 4-(m+I)...4-(n-1)m света, причем вход каждого i-ro (где i 1,2,... ...(п-1)m) источника 4-i света подключен к соответствующему i-му выходу анализатора 9-i музыкальных. про1569027 грамм, блок 10 выделения основного тона, первый вход которого соединен, e выходом источника 1 звука блок 11 формирования адреса, выходы которого подключены к группе входов коммутатора 6 и группе входов ПЗУ 12, после- . довательно соединенные блок 13 фильтров, К входов которого поцключены
tc выходам источника 1 звука, блок 14 детекторов, АЦП 15, первый 16 и второй 17 регистры хранения, блок 18
Сравнения, выход которого соединен с первым входом коммутатора б, второй вход которого подключен к выходу ис- 5 точника 1 звука, вход сброса соединен с входом запуска блока !! Формирования адресов, с тактовым входом второго регистра 17 хранения и с первым дополнительным выходом АЦП 15, второй дополнительный выход которого соединен с тактовым входом первого регистра 16 хранения, при этом каждый из и выходов коммутатора 6 сое; динен с входом соответствующего канала 7-1...7-п обработки музыкального сигнала, причем выход блока 10 выделения основного тона подключен к управляющему входу блока 13 фильтров, а выходы ПЗУ 12 соединены с второй группой входов блока 18 сравнения.
Кроме того, устройство также содержит автоматические регуляторы
8-2...8-п уровня, анализаторы 9-2... . .9-п музыкальных программ, входящие соответственно в состав канаЛов 7-2...7-п обработки сигнала, фильтры !9-1 ...19-К, входящие в состав блока 13 фильтров, детекторы
20-1...20-К, входящие в состав бло ка 14 детекторов, фильтры 21-1... ...21-п.m, детекторы 22-1...22-n m„ усилители 23-1...23-п т мощности, входящие в состав анализаторов 9-1... ...9-и музыкальных программ, Устройство работает следующим образом.
С выхода источника 1 звука (фиг.1) сигнал noñòóïàåò одновременно на вход " блока !.0 выделения основного тона и на входы блока 1 3 фильтров, выделяющих гармоники. Фильтры 19-1...)9-К настроены на частоты, кратные основному тону f, т.е. первый 19-1 на и,,второй 19-2 — на-2 f, третий
19"3 — на 3 fo и т.д. Сигнал с бло- 55 ка 10 выделения основного тона управ-! ляет работой этих фильтров 19-1... ...19-К, меняя их характеристики в зависимости от изменения характеристик музыкального произведения. Таким образом, устройство должно проанализировать музыкальное произведение и распознать звучащие музыкальные инструменты по тембру (а точнее, по тембровой Формуле). Тембр физически характеризуется соотношением интенсивностей отдельных обертонов (гармоник) и основного тона. В зависимости от их соотношения создается ощущение сочности, резкости, мягкости, прозрачности, гнусавости, матовости звука, т,е. все те качества, которые и определяются как тембровая окраска, позволяющая легко различать инструменты на слух (известно, что увеличение интенсивности основного тона делает тембр мягким, полным, а уменьшение — резким, жестким, острым)..
Усиление второй гармоники создает гну="àâûé и сиплый тембр, а третьей— мягкий Звук, Большая интенсивность четвертой гармоники связана с пронзительностью, остротой, яркостью тембра. Эти качества становятся erne заметнее при подчеркивании пятой и шестой гармоник. Соотношение интенсивностей отдельных гармоник и основного тона для каждо| о инструмента характеризует его звучание и является его тембровой формулой. Сигналы с выходов блока 13 фильтров поступают на блок
14 детекторов, детекторы 20-1...20-К которого выделяют огибающую обертонов. Эти выделенные огибающие поступают.на входы АЦП 15, осуществляющего их последовательное поочередное преобразование в цифровой двоичный эквивалент и пересылку этих. данных в первый регистр lб,хранения и вырабатывающего импульс запуска блока 11 формирования адресов„ Первый регистр г
16 хранения осуществляет накопление данных с АЦП 15, т.е. в каждом такте принимает информацию (четыре разряда) об одном из обертонов и обеспечивает ее последовательное продвижение по ячейкам первого регистра 16, после чего осуществляет выдачу в параллельном виде информации во второй регистр 17 хранения. Второй регистр 17 хранения осуществляет прием.информации из первого регистра 16 хранения по сигналу перезаписи с AUII 15 и выдачу ее на блок 18 сравнения, При этом в блоке 18 сравнения происходит процесс сравнения информации, постч1569027 6 пившей с второго регистра 17 хранения, с эталонами тембров сравниваемых инструментов, заложенными в ПЗУ 12, которое срабатывает при поступлении пускового сигнала с первого дополнительного выхода АЦП !5 на вход блока 1 1 формирования адресов, начинающего при этом формировать на своих выходах кодовые комбинации номеров инструментов, которые и поступают на вход ПЗУ 12, а также на коммутатор 6 (после перебора всех комби-. наций блок 11 формирования адресов останавливается до поступления нового сигнала с АЦП 15). А в первый регистр
16 хранения в это время поступает новая информация с АЦП 15, и цикл повторяется сначала,т,е, прои< ходит конвейерный принцип обработки информации. При совпадении.в блоке 18 сравнения обертонов {поступившей информации с второго регистра 17 хранения) с эталонными наборами тембровых формул вырабатывается импульс идентификации, поступающий на вход коммутатора 6, Последний коммутирует входной низкочастотный сигнал, поступающий на его второй вход с источни- ка 1 звука, на входы автоматических регуляторов 8-1. °,8-п уровня соответствующего каскада, каналов 7-1...7-п обработки музыкального сигнала, конкретный номер которого совпадает с конкретным значением кодовой комбинации номера музыкального инструмента, т,е, каждый канал 7-1...7-п предназначен для одного определенного музыкального инструмента, Перед началом нового цикла сравнения коммутатор.6 приводится в исходное состояние (сбрасывается) импульсом, поступающим на его вход сброса с первого дополнительного выхода АЦП 15. Сигнал с выходов автоматических регуляторов
8-1...8-п уровня поступает на входы фильтров 21-1...21-n m каналов 7-1... ...7-п каждый из которых имеет свою полосу пропускания и является входом соответствующего частотного канала, например, при трехканальной схеме. первый канал — высокочастотный; второй - среднечастотный; третий — низкочастотный; В результате сигнал с выходов автоматических регуляторов
8-!...8-и уровня проходит на выходы того из фильтров 21-1...21-п m, полоса пропускания которого соответствует частотным характеристикам поступив5 !
О
mего сигнала. Далее сигнал детектируется детекторами 22-!...22-u m усиливается усилителями 23-!...23-п.m мощности и поступает на источники
4-1...4-n ° m света, которые изменяют свою яркость свечения пропорциональ« но величине амплитуды поступающего управляющего сигнала, Изменяющийся по яркости световой поток, проходя через формообразующие элементы формообразующего трафарета 5, приобретает очертания этих формообразующих элементов и проецируется на экран 3, так как размеры формообразующих элементов соответствуют каждому частотному ка" напу, а именно: формообразующие эле" менты высокочастотного канала выполнены мелким, четким рисунком, среднечастотного — крупнее, а низкочастотного — крупным размытым, то и проецируемое на экране 3 светоцветовое изображение имеет формы с рисунком, соответствующим размерам работающего час1тотного канала. При появлении в сигнале составляющих других частот начинают работать источники 4-1...4nim света других каналов 7-1...7-п и в светоцветовом иэображении на экране 3 появляются формы соответствующих размеров. В каждый момент времени преобладающими по яркости формами в изображении на экране 3 являются формы того частотного канала, в котором амплитуда управляющего сигнала больше. При этом фильтры 21-1...21-п ш каналов 7-1...7-п настроены по частоте на частотный диапазон звучания определенного инструмента и источники 4 †!...4-п m света каждого каскада
% имеют один определенный цвет, присущий данному инструменту по общезначимым соответствиям "цветного слуха", который включает все слухоэрительные ассоциации естественного происхождения, в физиологической основе которых лежит явление натурального условного рефлекса, А одним нз наиболее распространенных и наиболее обще.значимых соответствий "цветного слуха" является ассоциирование цветов и фактуры изображения с определенными тембрами музыкальных инструментов, например звук трубы чаще всего "окрашивается" красным цветом, флейты — голубым, скрипки — зеленым и т.д. В результате в создаваемом на экране 3 светоцветовом изображении в каждый момент .времени преобладает цвет, при69027
10
40
55
7 15 сущий солирующему инструменту в музы". кальном произведении, и размеры форм, соответствующие частотному диапазону звучания в -данный момент этого инструмента, Таким образом, на экране 3 создается светоцветовая композиция, дика" мика и развитие которой полностью определяются соответствующими характеристиками сопровождающего музыкального произведения, т.е. наблюдается эффект светозвука, Детекторы 20-1...20-К выполнены на базе диода КЦ503 и интегратора (RS-цепочка) с временем интеграции
Зе0,05 с.
АЦП 15 выполнен по стандартной блок-схеме на базе микросхем К561КП2, К553УД2, К l l 1ЗПВЗ, КР1 006 ВИ1 (принципиальная схема дана. на фиг. 2, диаграммы — фиг.8).
Назначение АЦП 15. осуществлять поОчередное преобразование аналоговых данных, поступающих с блоков 20-,1. . ...20-К в четырехразрядный код, который поступает в первый. регистр 16 хранения. Кроме того, АЦП 15 формирует импульсы сдвига для первого регистра 16 и импульс общей синхронизации всей системы, идущий к блокам 17, 6 и 11.
Блок 15 работает следующим образом, Релаксационный генератор 24 (микросхема КР1006ВИ1) вырабатывает короткие импульсы (фиг.8а) с периодом:= 1 мс, достаточным, чтобы в блоLe успели произойти все переключения, Импульс (фиг.8а) сбрасывает триггер
25 (К561ТМ2). Сигналы с выходов этого триггера 25 осуществляют следующие переключения: сигнал с выхода Я снимает блокировку со счетчика 26 (К561ИЕ10); сигнал с выхода (фиг.8б) запускает генератор 21 импульсов (КР1006ВИ1) . Этот генератор вырабатывает импульсы (фиг.8в), которые сбрасывают микросхему 28 АЦП (К111ЗПВЗ) в исходное состояние. Зад.ним фронтом импульса (фиг.8в) осуществляется запуск мультивибратора 29 (КР1006ВИ1). Импульс (фиг.8г) с выхода последнего дает разрешение на начало преобразования аналогового напряжения, поступающего на вход микросхемы 28, в цифровой эквивалент который по окончании преобразования выставлен на ее выходах. Микросхема K1113IIB3 осуществляет аналого8 ! цифровое .преобразование эа время, меньшее, чем длительность импульса (фиг.8г) с выхода мультивибратора 29,, От sаднего фронта импульса (фиг.8r) с выхода мультивибратора 29 запускается следующий ждущий мультивибратор 30 (KP1006BHl), который вырабатывает импульс (фиг.8д), фиксирующий окончание аналого-цифрового преобразования аналоговых сигналов, а также синхронизирующий передачу цифрового эквивалента этого сигнала с выхода микросхемы 28 АЦП в первый регистр 16 и переводящий счетчик 26 в одно из следующих друг эа другом состояний. Счетчик 26 совместно с мультиплексором 31 осуществляют поочередное подключение выходов де" текторов 20-1...20-К к АЦП 15. Счетчик 26 на своих выходах формирует адрес для мультиплексора 31, В зависимости от адреса, поступающего со счетчика 26 на адресные входы мультиплексора 31, внутри него формируются сигналы коммутации (фиг.8е). Смена состояний счетчика 26, а соответст-, венно, и смена адресов на его выходах происходит при приходе импульса (фиг.8д) с выхода мультивибратора 30 и после прихода восьмого по счету от начала общего цикла счетчик 26 выработает импульс (фиг.8к), которым переключается триггер 25 ° Положительное напряжение импульса (диаграмма л) приводит к сбросу счетчика 25 в исходное состояние, при этом на его выходах имеется код первого адреса. Импульс (диаграмма б) с выхода триггера 25 .перейдет в низкоуровневое состояние, при этом выработка импульсов (фиг,8г,д,е) прекратится, Импульс (фиг.8л) также поступает в блоки 17,6 и ll, подготавливая и запуская их для обработки произведенной серии выборок с детекторов 20-1... ...20-К.
Регистры 16 н 17 хранения выполнены на базе микросхем К56!ТМЗ (фиг ° 3). .Блок !8 сравнения (фиг.4) выполнен на базе MHKpocõåì, например, серии К561, состоит из k однотипных каскадов, где k зависит от количества гармоник инструмента, необходимых и достаточных для идентификации.
Алгоритм его работы
РЮ)=Л1 8,, 1569027 10
9 (В; -А, ;
l, если где 3
О, если j В;-А;l) $o
i 1)2...k — номер обертона;
А; — код амплитуды i-го обертона с А11П;
В - код амплитуды i-ro
1 обертона эталона конкретного музыкального инструмента;
1 код допуска на точI ность совпадения
А, сВ,;
F(fk) — функция сравнения, В сумматоре (ЯМ) иэ величины А вычитается величина В, Схема равнозначности (=) формирует абсолютное . значение разности, т.е. /А-1(, Схема сравнения() сравнивает абсолютную разность (A-В с допуском11 и Форми рует 3) т.е. блок 18 сравнения сравнивает реальный набор обертонов (гармоник) А,, поступающих íà его вход и принадлежащих какому-то инструменту с эталонным набором В обертонов ! и инструментов в определенной зоне допусков /, В случае их совпадения блок 18 сравнения вырабатывает им% пульс строба Р(о)) который пропускает код опознанного инструмента на коммутатор 6.
Коммутатор б (фиг.5) состоит из дешифратора 32 на и выходов (выполнен на микросхемах К561ИД1) и и каналов, включающих каждый последовательно соединенные триггер 33 (является элементом памяти и выполнен на
1/2 микросхемы K561TM2) и аналоговый ключ 34 (выполнен на 1/2 микросхемы
К56!КТЗ). С блока 11 формирования адресов инструментов на вход коммутатора б при опознавании поступают сигналы двоичных кодов инструментов.Дешифратор 32 каждому значению кода ставит в соответствие один из и своих выходов, причем сигнал на этом выходе появится при поступлении сигнала стробирования с выхода сравнивания с выхода сравнивающего устройства 18 (это означает, что совпала эталонная тембровая формула какого-то инструмента с реальным входным сигналом).
Далее этот сигнал поступает в соответствующий канал, включает триггер
33 (память), подающий сигнал управ- ления на аналоговый ключ 34, который срабатывает и подключает звуковой сигнал с блока 1. к соответствующему блоку 8-1),,8-п, Блок ll Формирования адресов (фиг. 6) выполнен на микросхемах
К561ТМ2, КР1006ВИ1, К561ИЕ10.
ПЗУ 12 выполнено на k микросхемах
К155РЕЗ, где k равно количеству анализируемых обертонов, Амплитуды обертонов выделяются с допуском «+, так как при изготовлении инструментов возникают погрешности, которые несколько (в допустимых пределах) изменяют тембр, при анализе происходят отклонения, Для увеличения точности определения и вводится этот допуск.+f, При данной конкретной реализации блоков анализируется восемь оберто20 нов (гармоник), и=32.инструментов.
Для увеличения количества и определяемых инструментов необходимо выполнить ПЗУ 12 с более большим объемом памяти, т.е, на других микросхе25 мах, что повлечет увеличение мощностей и/или количества входных, выходных и промежуточных блоков устройства.
Схемы и каскадов можно выполнить по известной многоканальной схеме, Соотношения размеров между самыми большими и малыми световыми образами определяются исходя из следующих данных. Наиболее удобное, естественное восприятие для сидящего перед
35 экраном человека определяется углом ясного зрения, который равен для не о подвижного зрителя 22 для вертикали и 40 для горизонтали. (Таким образом, именно в этот угловой размер должна
40 вписываться самая большая световая фигура, заполняющая весь экран). Минимальный угловой размер световой фигуры целесообразно ограничить углом равным 1,3, который является
45 углом наиболее четкого зрения. С учетом этих данных пределы отношений наибольшей и наименьшей фигур по их размерам на экране должно быть
22 /1,3 =15 и 40 /1,3 =33, т.е.
1: (15-30), Отношение размеров фигур, находящихся между наибольшими и наименьшими, устанавливается для каждого конкретного случая, исходя из ос" новного соотношения, где размер одной
55 наибольшей фигуры пропорционален (15-30) размерам. одной наименьшей фигуры. Например, при трехканальной схеме формирования управляющих сигналов величина формы средних раэ59027 12!
1 15 меров пропорциональна половине величины наибольшей фигуры, т,е. (15-30)
2 относительно размера наименьшей фи™ гуры.
В качестве формообразующих элементов можно использовать различной формы отверстия необходимых размеров, выполненные в формообразующих трафаретах из светонепроницаемого мате" риала, .и линзы короткофокусные дают большое изображение, длиннофокусныемаленькое при одном и том же расстоянии до экрана. Иэображение средних размеров можно получить экспериментально, подбирая линзы. В этом случае на экран проецируется причудливо деформированные линзами нити канала источников света, причем источники света подбирайтся специально с нитями накала разнообразных форм, При крупногабаритном выполнении выходного оптического устройства 2 (например, в виде панно или "стенки") каждый канал каждого каскада может иметь несколько (например, до 510 шт) источников 4-1... 4-n m света, равномерно размещенных B плоскости, В этом случае наиболее зрелищно смотрится изображение на экране 3, если площади световых изображений, формируемых каждым частотным каналом, перекрывают частично друг друга, например на одну треть„ При этом в создаваемой свето-цветовой картине имеются участки, на которых рисунок формируется только формообразующим .трафаретом 5, принадлежащим только одному каналу, и участки с рисунком, состоящим из взаимного наложения рисунков, создаваемых двумя-тремя рядом расположенных конструктивно формообразующих.трафаретов 5, принадлежащих разным каналам разных каскадов, При изменении яркости свечения источников 4- 1...4-n,m света этих каналов высвечиваются и затеняются образы соответствующих размеров, создавая при наложении рисунок, не заложенный в рисунках формообразующих элементов, в результате в общую картину на экране вносится разнообразие непредсказуемыми контурами и фактурой, При выполнении выходного оптического устройства 2 небольших размеров, например по одному источнику 4-1... ...4-n-m света, в каждом канале наиболее зрелищно смотрится светоцвето1О
4О вая картина при наложении друг на друга проекций изображения всех формообразующих трафаретов 5, Так как в каждый момент времени в каждом частотном канале величина амплитуды своя для каждого канала, то и основным элементом иэображения на экране 3 в каждый момент времени являются световые образы, создаваемые формообразующими трафаретами 5 того канала, амплитуда в котором в этот момент вре" меии наибольшая по сравнению с другими каналами. Световые образы, создаваемые в этот момент формообразующими элементами других каналов (управляемыми сигналами с меньшими амплитудами), накладываясь на основное изображение способствуют созданию световых образов новых форм (т.е. структуры картины) с новыми сочетаниями окраски, Практически светоцветовое изображение на экране 3 никогда не повторяется ни формой, ни расцветкой, как не повторяются характеристики музыкального произведения при его развитии во времени. При исполнии того же музыкального произведения другими музыкальными инструментами изображение на экране 3 будет тем более цругим.
Таким образом,. предлагаемое устройство обеспечивает воэможность реализации психологических и общезначимых соответствий цветного слуха (синестезии), т.е. ассоциирование цвета изображения с определенными музыкальными инструментами и звуков разной частоты с фигурами соответствующих размеров. формула изобретения
1. Светомузыкальное устройство, содержащее источник звука, коммутатор, первый канал обработки музыкального сигнала, который содержит автоматический регулятор уровня, выход которого подключен к входу анализатора музыкальных программ, каждый из ш выходов которого подключен к соответствующему входу выходного оптического устройства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения художественной выразительности светового сопровожцения музыкального произведения, в него введены с второго по и-й каналы обработки музыкальногс сигнала, (n-1)-m источников света, 13 причем вход каждого i-го (где i 1,2...(п-1)m) источника света подключен к соответствующему i-му выходу анализатора музыкальных программ, блок выделения основного тона, первый вход которого соединен с выходом источника звука, блок формирования адреса, выходы которого подключены к группе входов коммутатора и к группе входов постоянного запоминающего устройства, последовательно соединенные блок фильтров, К входов которого подключены к выходам источника звука, блок детекторов, аналого-цифровой преобразователь, первый регистр хранения, второй регистр хранения, блок сравнения, выход которого соединен с перBblM входом коммутатора, второй вход которого подключен к выходу источника звука, вход сброса соединен с входом запуска блока формирования адресов с тактовым входом второго регистра хранения и с первым дополнительным выходом аналого-цифрового преобразователя, второй дополнительный выход которого соединен с такто569027 вым входом первого регистра хранения, при этом каждый из и выход1ов коммутатора соединен с входом соот5 ветствуюшего канала обработки музыкального сигнала, причем выход блока выделения основного тона подключен к управляющему входу блока фильтров, а выходы постоянного запоминающего устройства соединены с второй группой входов блока сравнения.
2. Устройство по и. l, о т л и— ч а ю ш е е с я тем, что выходное оптическое устройство содержит после15 довательно расположенные источники света с трафаретами, содержащими формообразующие элементы и экран.
3, Устройство по п, 2, о т л ич а ю ш е е с я тем, что размер
20 каждого из формообразующих элементов низкочастотного канала превышает размер каждого из формообразующих элементов высокочастотного канала в 15...30 раз, 25 4. Устройство по п, 2, о т л и— ч а ю ш е е с я тем, что источники света каждого из каналов выполнены одного цвета, 1569021
1569027
<Р З
2 3" — 4
15б9027
1569027
Рие. 7!
569027
&.б
Фиг.9
Составитель Г. Доценко. Редактор Н, Рогулич Техред 11.gип>;к Корректор О. Кравцова
Зака 14IO
Подписное
Тираж 352
ВНККПЯ Государственного .комитета по.изобретениям и открьггиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101