Судоходный шлюз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области гидротехники, в частности к судоходным шлюзам. Целью изобретения является ускорение судопропуска и улучшение эксплуатационных характеристик шлюза в зимних условиях при продленной навигации. Судоходный шлюз содержит судовую камеру 1. В верхней голове размещена стенка падения с установленным на ней основным затвором 4 судоходного пролета. Верхняя голова шлюза имеет также аварийно-ремонтный затвор 5 и дополнительную камеру 6, в которой размещены две вертикально установленные сороудерживающие решетки 7 и входы двух основных водоводов 8 системы питания шлюза. Основные водоводы 8 системы питания перекрываются затвором 9 так же, как и короткие дополнительные водоводы 10, соединяющие дополнительную камеру 6 и судовую камеру 1. 5 ил.
СОЮЗ ССВЕТСНИХ
" OON
ЩСГ)УБ ЛИК (!Е Ol) (SS)S E 02 С 1/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.Г
ЯЬ8.2
ГОСЗЩАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И 0ТНРЫТИЯМ
flPH ГКНТ СССР
1 (21) 4460888/27-11 (22) 15.07.88. (46) 07.06.90. Бюл. Ф 21 (7 1) Ленинградское отделение Всесоюэнаго проектно- изыскательского и научно-исследовательского института
"Гидропроект" им. С.Я.Жука (72) C.Â.Ëàðèîíoâ, М.Г.Комаров и С.А.Ворапай (53) 626.413 (088.8) (56) .Авторское свидетельство СССР .
Р 1285110, кл. E 02 С 1/00, 1985. (54) СУДОХОДНЬПЧ ШЛЮЗ (57) Изобретение относится к гидро- технике, в частности к судоходным шлюзам. Целью изобретения является ускорение судопропуска и улучшение
2 эксплуатационных характеристик шлюза в зимних условиях при продленной. навигации. Судоходный шлюз содержит судовую камеру 1. В верхней голове размещена стенка падения с установленным на ней основным затвором 4 судоходного пролета. Верхняя голова шлюза имеет также аварийно-ремонтный затвор 5 и дополнительную камеру 6, в которой размещены две вертикально установленные сараудерживающие решетки 7 и входы двух основных водово. дов 8 системы питания шлюза. Основ- ные водоводы 8 системы питания перекрываются затвором 9 так же, как и короткие дополнительные водоводы 1О, соединяющие дополнительную 6.и судо.вую 1 камеры. 5 ил.
1569387
Изобретение относится к гидротехнике, в частности к судоходным шлюз ам.
Цель изобретения - ускорение судо5 пропуска и улучшение эксплуатационных характеристик шлюза в зимних условиях продленной навигации.
На фиг. 1 показан судоходный щлюз, продольный разрез; на фиг. 2— разрез А-А Hà фиг. 3; на фиг. 3 — разрез б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — раз рез Б-Б íà фиг. 3; на фиг, 5 - разрез Г-Г на фиг. 3.
Судоходный шлюз содержит судовую камеру 1, верхнюю голову 2. В верхней голове 2 размещена стенка 3 падения с установленным на ней основным затвором 4 судоходного пролета. Верхняя голова 2 шлюза имеет также ава- 20 рийно-ремонтный затвор 5 и дополнительную камеру 6, сообщенную с верхним бьефом, В дополнительной каме1 .ре 6 размещены две вертикально установленные сороудерживающие решетки 7 25 и входы двух основных водоводов 8 систе«мы питания шлюза, проходящих вдоль стен судовой камеры в ее днище. Основные водоводы 8 системы питания перекрываются затвором 9 так же, как и корот-gg кие дополнительные водоводы 10, соединяющие дополнительную камеру 6 и судовую камеру 1.
Дополнительные водоводы 10 размещены вдоль стен судовой камеры 1 над основными водоводами 8. В днище дополнительной камеры 6 между сороудерживающими решетками 7 выполнен приямок 11 который посредством вспо-. могательных водоводов 12 с запорными 40 органами 13 соединен с судовой-камерой 1. Вспомогательные водоводы 12 имеют поворотные колена 14 с верти-, кальными участками, которые сообщаются с общим конфуэорным гасителем 15 энергии, который выполнен в днище судовой камеры 1 между основными водоводами 8. На верхней кромке ос- новного затвора 4 судоходного .пролета выполнен сбросной участок 16, расположенный над.конфузорным гасителем .15 энергии.
Устройство. работает следующим образом.
Процесс шлюзования судна происходит обычным путем и на всех его этапах впомогательные водоводы обеспечивают достижение положительного эффекта.
В процессе наполнения судовой камеры 1 при поднятом затворе 9 и открытых основных 8 и дополнитель« ных 10 водоводах вспомогательные водоводы 12 позволяют ускорить процесс, что влияет на ускорерие судопропуска.
Кратковременные пропуски воды через вспомогательные водоводы 12 позволяют ускорить вывод судна из судовой камеры 1 в нижний бьеф, чего нельзя выполнить с помощью дополнительных водоводов 10, так как они могут быть открыты лишь вместе с основными водоводами 8.
Вертикально установленные сороудерживающие решетки 7 и выполненный между ними в днище дополнительной камеры 6 приямок 11 обеспечивают сбор или, наносов, мусора, а в зимних условиях придонного льда, шуги иэ приходного канала верхнего Яьефа.
Посредством вспомогательных водоводов 12 в нужное время независимо от системы питания осуществляют эффективное удаление наносов, мусора, льда и шуги из дополнительной камеры 12 в судовую камеру 1, Этим предотвращается забивание мусором водозаборов основных водоводов 8 системы питания либо смерзание придонного льда и шуги в ледяные пробки, что.может .надолго вывести систему питания шлюза из строя.
Кроме того, очищение дополнительной камеры 6 может осуществляться одновременно с выводом судна из судовой камеры 1 в нижний бьеф, принудительно ускоряя этот процесс.
Вспомогательные водоводы 12 вертикальные участки которых сообщены. с конфуэорным гасителем 15 энергии, позволяют решить такую. важную в условиях продленной навигации задачу, как пропуск плавающего льда через судоходный шлюз. Для этого основной затвор 4 судоходного пролета приспускается и через выполненный в его верхней кромке сбросной участок 16 плавающий лед сбрасывается в судовую камеру 1 и попадает в конфуэорный гаситель 15 энергии, в котором за счет пропуска воды через вспомогательные водоводы 12 создается встречное по отношению к падающему льду движение воды, что позволяет предотвратить повреждение достаточно тонкого днища судовой камеры 1, и раз5 15 битый друг о друга лед выгоняется из .камеры. Сбросной участок 16 выпал нен таким образом, чтобы предотвратить удары падающего льда о плоскость пролетного строения основного. затвора 4.
Формула изобретения
Судоходный шлюз, содержащий судовую камеру, верхнюю голову, включающую в себя стенку падения, основной и аварийно-ремонтные затворы судоходного. пролета и сообщенную с верхним бьефом дополнительную камеру, в районе днища которой размещены основные водоводы системы питания, сороудерживающие решетки и дополнительные водоводы, входы которых соединены с дополнительной камерой, а выходы — с су» довой камерой, о т л и ч а ю щ и й, с я тем, что, с целью ускорения
69387 d судопропуска и улучшения. эксплуатационных характеристик. в зимних. условиях при продленной навигации, в нем дополнитепдные водоводы расположены вдоль стен судовой камеры, причем днище дополнительной камеры между вертикально установленными сороудержинающими решетками выполнен приямок, полость которого соединена посредством вспомогательных водоводов, снабженных запорными органами, с судовой камерой, при этом вспомогательные водоводы включают в себя вертикальные участки, сообщенные с конфузорным гасителем энергии, вы полненным в днище судовой .камеры за стенкой падения между основными водоводами системы питания, причем на верхней Кромке основного затвора судоходного пролета выполнен сбросной участок, расположенный над конфузорным гасителем энергии, 15б9387
/ "Г
ФиюХ
Составитель Г.Луценко
Редактор А.Мотыль Техред Jl,Cåðäâêoâà Корректор С.Шекмар
° ВЮМЮВФФЭЭВ Ю
Закай 1428 Тираж. 526 Подписное
ВНИИПИ Государственного Комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
° ВФ ЮЙВ
Проивводственно-издательский комбинат "Патент", r. ужгород, ул. Гагарина, 101