Кран-регулятор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к трубопроводной арматуре. Целью изобретения является повышение надежности работы крана за счет обеспечения регулировки зазора между сферической пробкой и серпом. Планки 9 установлены в седлах 8,7 с возможностью осевого перемещения посредством установленных взаимно перпендикулярно штифтов 10 и 11 с контактирующими клиновыми срезами "A<SB POS="POST">1</SB>" и "A<SB POS="POST">2</SB>". Регулировкой положения штифта 11, параллельного от вращения пробки 3, добиваются нужного положения планки 9. Величина, на которую планка 9 выступает из седла 7, соответствует требуемой величине зазора между седлом 7 и пробкой 3. Регулировка потока и давление газа производится поворотом сферической пробки 3. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
СООЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 К 5/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
g 7 Я 10 а 11
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 43 70 792/25-29 (22) 01,02.88 (46) 07.06.90. Бюл. К- 21
«71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения (72) А.П.Кулак, В.В.Псарев, И.JI.Рухлов, В.И.Денисенко и С.К.Королев .(53) 621.646(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 672418, кл. F 16 K 5/06, 1977.
Патечт СССР N- 480226, кл. F 16 К 5/06, 1972. (54) КРАН-РЕГУЛЯТОР (57) Изобретение относится к трубопроводной арматуре. Целью изобретения является повышение надежности рабо„„80„„1569488 А 1
2 ты кране за счет обеспечения регулировки зазора между сферической пробкой и серпом. Планки 9 установлены в седлах 7 с возможностью осевого перемещения посредством установленных взаимно перпендикулярно штифтов 10 и 11 с контактирующими клиновыми срезами а„ и а . Регулировкой положения штифта 11, параллельного от вращения пробки 3, добиваются нужного положения планки 9.
Величина, на которую пЛанка 9 выступает из седла 7, соответствует требуемой величине зазора между седлом
7 и пробкой 3. Регулировка потока и давление газа производится поворотом сферической пробки 3. 2 s,ï. 8 ф-лы, 5 ил.
1569488 проводной арматуре.
Целью изобретения является повышение надежности работы за счет обе-
5 спечения регулировки зазора между сферической пробкой и седлом.
Ка фиг.1 показан кран-регулятор,, общий вид; на фиг.2 — узел I на фиг,1; на фиг.3 и 4 — то же, варианты; на фиг.5 — сечение А-А на фиг.1.
Кран-регулятор имеет (фиг.1 и 2) .корпус 1, отъемные патрубки 2, сфе. рическую пробку 3 с проходным от:верстием 4. Пробка 3 в корпусе 1 установлена в опорах 5 и 6 и с зазором в уплотнительных седлах 7, поджимаемых к ней пружинами 8 (фиг.4).В гнездах седел 7 установлены планки 9, одним концом упирающиеся в пробку
3„ а другим через штифты 10 и 11 — в седло 7. Штифты 10 и 11 контактируют между собой клиновыми срезами а, и a . Регулировка зазора 8 между пробкой 3 и седлом 7 осуществляется 25 с помощью регулировочного винта 12., который можно устанавливать как с внутренней, так и с наружной стороны седла 7. В планке 9 (фиг.4) может быть установлен сферический вкладыш
Ъ э
13 с помощью опорных цапф 14, имею-: щий радиус R больший расстояния 1 от поверхности планки 9 до оси вращения вкладыша 13. Планка 9 может упираться в цилиндрическую кольцевую проточку 15 на пробке 3 (фиг.3 и 5).
Краи-регулятор работает следующим образом.
Для регулирования давления газового потока поворотом пробки 3 устанавливается необходимое проходное сечение. Чем оно меньше, тем больше потери давления на кране, Изменяя проходное сечение, можно обеспечивать необходимую величину давления рабочей
45 среды за краном.
При повороте пробки 3 покрытые антифрикционным износоустойчивым материалом поверхности планок 9 скользят своей сферической поверхностью по аналогичной сферической поверхности пробки 3 или цилиндрической поверхностью по цилиндрической кольцевой проточке 15 пробки 3.
В случае наличия в планке 9 сферических вкладышей 13 последние при 55 повороте пробки 3 поворачиваются вокруг своей оси на цапфах 14 от силы трения между их сферическими поверхностями. Благодаря радиусу R, большему расстояния 1 от поверхности планки 9 до оси вращения вкладыша 13, поверхности планок 9 и пробки 3 не соприкасаются. При этом через зазор д могут проскакивать механические твердые частицы, содержащиеся в газе.
Величину зазора 8 можно регулировать с помощью регулировочного винта 12.
его перемещение вызывает перемещение клиновых срезов а, и а перпендикулярно расположенных штифтов,10 и 11, а перемещение штифта 10 вызывает перемещенйе планки 9, выдвигая ее из седла 7, и наоборот. Контакт между взаимодействующими деталями обеспечивается при этом пружинами 8, Формулаиэобретения
1. Кран-регулятор, содержащий корпус с каналами входа и выхода среды и опорами, в которых установлен запорный орган в виде сферической проб" ки с проходным отверстием и седла с механизмом их поджима к запорному органу, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, он снабжен по меньшей мере двумя планками„ размещенными в седлах с воэможностью осевого перемещения и контактирующими с поверхностью пробки, и двумя парами перпендикулярных штифтов, контактирующих между собой клиновыми срезами, причем штифт, параллельный оси вращения йробки, выполнен регулируемым, а седла установлены относительно сферической пробки с зазором.
2. Кран-регулятор по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что на сферической поверхности пробки перпендикулярно оси вращения выполнены кольцевые проточки для упора планок, причем планки в седлах расположены на равных расстояниях от проходного отверстия.
3. Кран-регулятор по п.1 о т л ич а ю шийся тем, что со стороны пробки в планках на опорных цапфах установлены сферические вкладыши, причем радиус вкладыша больше расстояния от поверхности планки до его оси вращения, 1569438
1569483
Составитель Ю.Щербаков
Техред М.дидык Корректор В.Кабаций
Редактор С.Пекарь
Заказ 1433 Тираж 563 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат " Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101