Устройство для гашения крутильных колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения колебаний установок с двигателями внутреннего сгорания. Целью изобретения является повышение эффективности гашения крутильных колебаний за счет срыва резонансных колебаний путем обеспечения возможности изменения структуры динамической системы привода. При определенной частоте вращения вала 2 двигателя в низкочастотных резонансных зонах, критических по эффекту Зоммерфельда, в системе возникают вынужденные колебания, при которых под воздействием маховика втулки 8 рычагов 7 поднимаются по стенкам пазов 9 ведущих дисков 1. При этом через рычаги 7 закручиваются торсионы 5. При определенном уровне колебаний втулки выходят из пазов 9 и начинают перемещаться по периметру ведущих дисков 1, что вызывает разрыв упругой связи между дисками 1 и маховиком. Это приводит к изменению структуры динамической системы, что обеспечивает срыв резонансных колебаний в начальной стадии и нормальный выход двигателя на номинальный скоростной режим. 3 ил.
СОЮЗ СОЩТСНИХ
РЕСПУБЛИН
09) Of) (5l)$16 F l5 00 ф " Р йА2 Я) ) " «)БЯ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
М ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4-А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Н0МН7ЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬЗТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (23 ) 4438056/25-28 (22) 17. 05,88 (46) 23.06.90. Бюл. )) 23 (7) ) Производственное объединение турбостроения "Ленинградский металлический завод" и Завод-ВТУЗ при Производственном объединении турбостроейия
"Ленинградский металлический завод" (72) А.Е. Кочура, A. È. Äî ðoøåí êo и Е.Ш.Есипов (53 ) 62 ) -567: 1 (088, 8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1453) 00, кл. F 16 F 15/10, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАРПИЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения .колебаний установок с двигателями внутреннего сгорания. Белью изобретения является повышение э йективности, гашения крутильных колебаний за счет срыва резонансных колебаний путем
2 обеспечения возможности изменения структуры динамической системы приво.да. При определенной частоте вращения вала 2 двигателя в низкочастотных pe-.
f зонансных зонах, критических по эффекту Зоммерфельда, в системе возникают вынужденные колебания, при которых под воздействием маховика втулки
8 рычагов 7 поднимаются по стенкам пазов 9 ведущих дисков 1. При этом через рычаги 7 закручиваются торсионы
5. При определенном уровне колебаний втулки выходят из пазов 9 и начинают перемегтаться по периметру ведущих дисков ), что вызывает разрыв упругой связи между дисками 1 и маховиком. Зто приводит к изменению структуры динамической системы, что обеспечивает срыв резонансных колебаний в начальной стадии и нормальный выход двигателя на номинальньп. скоростной режим. 3 ил.
1573260 Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения колебаний установок с двигателями внутреннего сгорания.
Белью изобретения является повьппение эффективности гашения крутильных колебаний за счет срыва резонансных колебаний путем обеспечения возможности изменения структуры динамической системы привода.
На фиг, 1 изображено устройство, общий вид, на Жиг. 2 — разрез А-А на фиг. l; на Аиг. 3 - разрез Б-Б на фиг.1.
Устройство имеет ведущие диски 1, жестко закрепленные на валу 2 двигателя по ohe стороны-маховика 3, установленного на подшипниках +. Силовой пружинный механизм, состоящий иэ торсионов 5, жестко установленных в конических отверстиях 6 маховика 3, рычагов 7 с антифрикционными втулкамй в,контактирующих со стенками пазов 9
;.зФ .выполненных на периферийной поверх;ности дисков 1. Торсионы 5 установлены на подшипниках 10 и.закреплены крепежом 11 .
Устройство. работает следующим образом.
При запуске двигателя ведущие диски l и маховик 3 начинают вращаться со скоростью вращения вала 2, При увеличении частоты вращения вала 2 двигателя в низкочастотных резонансных зонах, критических по эффекту
Зоммерйельда, в системе возникают вынужденные колебания, препятствующие прохождению двигателем резонансного скоростного режима. при колебаниях под воздействием маховика 3 втулки 8 рычагов 7 поднимаются по стенкам пазов 9 ведупих дисков 1. При определенном уровне колебаний втулки 8 выходят из пазов 9 и начинают перемешаться по ободам ведущих дисков 1, в результате происходит разрыв упругой связи между дисками 1 и маховиками 3, что приводит к изменению структуры динамической системы и к срыву резо" нансных колебаний в начальной стадии и гарантирует нормальньп выход двигателя на номинальный скоростчой режим.
После обегания втулками 8 по всему периметру дисков 1 они вновь входят в пазы 9 под действием закрученных торсионов 5.
Формула изобретения
Устройство для гашения крутильных колебаний, содержащее устанавливаемый на валу с возможностью относительного врашения маховик, имеюший по меньшей мере одно коническое посадочное от20 верстие на торцовой поверхности, жестко закрепляемый на валу ведущий диск с пазом на цилиндрической поверхности, силовой пружинньп механизм в виде торсиона, установленного с на25 тягом в коническом посадочном отверстии, и жестко скрепленного с торсионом рычага, контактирующего со стенками паза, о т л и ч а ю ш е ес я тем, что, с целью повышения эффективности гашения крутильных колебаний, в маховике выполнено диаметрально расположенное основному коническое посадочное отверстие, вершина конуса которого направлена встречно вершине конуса основного, устройство снабжено дополнительным ведущим диском с пазом на цилиндрической поверхности, жестко устанавливаемым на валу симметрично основному относительно
40 маховика, и дополнительным силовым пружинным механизмом, выполненным аналогично основному, рычаг которого предназначен для контактирования с пазом дополнительного ведущего диска, 45 а торсион установлен также с натягом в дополнительном коническом посадочном отверстии, 1573260
Фиг. 7
$вЯ
Составитель Y.Кочарян
Редактор А.Мотыль Техред Л.Сердюкова Корректор Л.Бескид
Заказ 1633 Тираж 535 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101