Зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к коническим неэвольвентным зубчатым передачам. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей. Передача содержит корпус 1, два неэвольвентных конических колеса 2 и 3, установленных вершинами конусов навстречу друг к другу на параллельных валах 4 и 5. Колесо 2 жестко установлено на валу 4, а колесо 3 имеет возможность осевого перемещения по валу 5. В корпусе 1 выполнены направляющие 6, установленные перпендикулярно среднему положению плоскости осей вращения колес 2, 3. В направляющих 6 установлена рамка 7, а в рамке 7 - вал 5. На ступице колеса 3 установлена каретка 8. Передача снабжена кулачковым механизмом, содержащим кулачок, состоящий из двух частей: с выпуклым профилем 9 и вогнутым профилем 10, установленных неподвижно в корпусе 1, и толкателями 11, жестко связанными с кареткой 8. Профили 9, 10 кулачка определяются зависимостью Z=(√A<SB POS="POST">WO</SB> + Y<SP POS="POST">2</SP>- A<SB POS="POST">WO</SB>)/TGδ, где A<SB POS="POST">WO</SB> - межосевое расстояние в среднем положении колес δ - угол длительных конусов зубчатых колес Z и Y - координаты профиля кулачка. Для устойчивости каретки 8 на ней закреплены опоры 12, например шариковые. Передача также содержит привод рамки 7, состоящий из гидравлического цилиндра 13, неподвижно установленного на корпусе 1, и штока 14, соединенного с рамкой 7. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУ БЛИН
*ОЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНЯТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 449!346/25-28 (22) 10,10.88 (46) 23.06.90,Бюл. М - 23 (72) Н.Э.Тернюк и А,В,Устиненко (53) .621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N - 1497420, кл, F 16 H 1/06, 1987-„(54) ЗУБЧАТАЯ ЛКРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к коническим неэвольвентным зубчатым передачам, Цель изобретения — расширение кинематических возможностей. Передача содержит корпус 1, два неэвольвентных конических колеса 2 и 3, установленные вершинами конусов навстречу друг к другу на параллельных валах
4 и 5., (олесо 2 жестко установлено на
2 валу ;, а колесо 3 имеет возможность осевого перемещения по валу 5, В корпусе 1 выполнены направлякщие 6, установленные герпендикулярно среднему положению плоскости осей вращения колес 7,3. В направляющих 6 установлена рамка 7 а в рамке 7 - вал 5
На ступице колеса 3 установлена каретка 8. Передача снабжена кулачковым механизмом, содержащим кулачок, состоящий из двух частей: с выпуклым профилем 9 и вогнутым профилем 10 установленных неподвижно в корпусе и толкателями 11, жестко свя.занными с кареткой 8. Профили 9, I O кул а чяа авведеяяются еависиисстью
a = Jaa„, + уа — а, )/сдса, где а м — межосевое расстояние в среднем
1573262
3 положении колес; . g — угол длителЬных конусов зубчатых колес; z и у— координаты профиля кулачка. Дпя устойчивости каретки 8 на ней закрепле5 ны опоры 12, например шариковые.
Передача также содержит привод рам- ки 7, состоящий из гидравлического цилиндра 13, неподвижно установленного на корпусе. l, и штока 14, соединенного с р.амкой 7, 1 э,п,ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к коническим неэвольвентным зубчатым передачам, 15 . Целью изобретения является расширение Кинематических возможностей передачи за счет смещения одного иэ валов вдоль линии,, перпендикулярной плоскости расположения осей вращения
20 колес в их среднем положении.
На фиг, 1 показана общая схема зубчатой передачи; на фиг.2 — разрез
° А-А на фиг, l; на фиг.3 —. профиль кугачка! НФ фиг, 4 — схема поясняю- 25 щая смещение одного из колес, Зубчатая передача содержит корпус, l, два неэвольнентных конических колеса 2 и 3, которые установлены вер,шинами конусов навстречу друг другу ча параллельных валах 4 и 5, размещенных,в .корпусе 1, Углы делительных конусов колес 2 и 3 равны о . При этом колесо 2 жестко установлено на валу 4, а колесо 3 имеет возможность
:.осевого перемещения относительно ва-, ла 5, В корпусе 1 выполнены направляющие 6, в которых установлена рамка 7„ Направлякицие 6 рамки 7 установ лены перпендикулярно плоскости рас- 40 положения осей вращения колес 2 и 3 (фиг,,2) в их среднем положении. В рамке 7 на подшипниках установлен вая 5. На ступице подвижного в осевом направлении колеса 3 установлена на опорах вращения каретка 8.
Передача снабжена кулачковым механизмом, Дпя обеспечения геометрического. замыкания кулачок, состоит иэ двух частей с выпуклым 9 и с вогнутым 10 профилями (фиг,3), которые неподвижно закреплены в корпусе 1.
Толкатели 11 жестко связаны с карет, кой 8. Для устойчивости каретки 8 на . ней закреплены опоры 12> например, шариковые, Профиль 9 (10) кулачка апре .55
/ деляется относительно указанной на фиг.3 системы координат z и у за висимостью
avr, tgY где awo — межосевое расстояние в среднем положении колес;
3 — угол делит ельных. конусов
° ° зубчатых колес.
Зависимость (1) получена следующим образом, Пусть колеса 2 и 3 располагаются
Ф так, чтобы межосевое расстояние: равнялось исходному межосевому расстоянию ач, . На фиг,4 этому соответствует положение центров колес 2 и 3 в точках 0 и 0 . При смещении вала 5 колеса 3 вдоль линии I-I перпендикулярной исходной межосевой линии и осям вращения колес 2 и 3, межосевое расстояние увеличивается на величину 6aì, а центр колеса 3 занимает
l I положение 0 . Из треугольника 0 0е0е по теореме Пифагора имеем у =(a„+ ha ) — ащ, а < (2) Для сохранения правильности зацепления необходимо сместить колесо 3 в осевом направлении на величину z равную
Да
tgp
Откуда
Аа =, z tg3.
Подставляя (4) ь (2), имеем (4) У - (а + Я 83) - à„(S) Зависимость (5) между координатами у и z описывает профили 9 и 10 кулачка, так как он обеспечивает взаимосвязь между приращением межосевого . расстояния ga и смещением колеса.
° 1
3 в осевом направлении z. Преобразовывая (5 ), получаем
2 ац/, + — — — z - — -; =О (8)
Е88 ЕД д а«
1У 8Д
Корень со знаком минут отбрасываем, так как он не имеет физического смысла, Тогда г=г, ви си мост ь I а + -а
®о llYe
eg8
Передача также снабжена приводом рамки 7, Он выполнен в виде гидрав.лического цилиндра 13 со штоком 14.
Гидравлический цилиндр 13 неподвижно установлен на корпусе 1, а шток соединен с рамкой 7.
Зубчатая передача работает сле— дующим образом.
Передача вращения от колеса .2 к колесу 3 и наоборот осуществляется н
° результате зацепления рабочих поверхностей зубьев, являющихся сопряженными. При необходимости смещения вала
5 воздействуют на гидравлический цилиндр !3 со.штоком 14Ä- При этом шток 14 выдвигается из гидранлического цилиндра 13 или втягивается в него, Так как гидравлический цилиндр
13 неподвижно установлен на корпусе
1, а шток 14 соединен с рамкой 7,. то происходит смещение рамки 7 по направлякицим б, в которых она установ лена. Благодаря тому, что направляющие б установлены в корпусе 1 перпендикулярно среднему положению плоскости осей вращения колес 2 и3, а г Э РД где а - межосевое расстояние в среде
50 нем положении колес; угол делитепьных конусов зубчатых колес;
z и у — координаты профиля кулачка, 2, Передача по п.1, о т л и ч а ю-55 щ а я с я тем, что привод рамки ныполнен в виде гидравлического циI линдра со штоком, гидравлический ,цилиндр неподвижно установлен на кор пусе, а шток соединен с рамкой.
573262 б вал 5 установлен на опорах вращения н в рамке 7, то происходит смещение вместе с колесом 3 вала 5 вдоль лн
У = а, + 2ащ,z 83 + z tg8 - а, нин
При смещении вала 5 вместе с ко- лесом 3 вдоль линии I-I происходит
y = 2а„z g3 + z tg 3 (7) взаимодействие толкатепей 11 с профилями 9 и 10 кулачка, неподвижно устаИз (7) имеем квадратное уравнение 10 ионленного в корпусе 1, Благодаря тому, что каретка 8 установлена на опорах вращения на ступице колеса 3 толкатели 11 жестко закреплены на каретке 8, а профили 9 и 1О кулачка
Корни квадратного уравнения рав !5 описываются зависимостью (1) происходит осевое смещение колеса 3 вдоль а вала 5 на величину, необходимую для l
e + со хр ан ения по стоя нно го s аз ор а между
С8Т „ Я зубьями колес 2 при смещении колеса
20 3 вместе с валом 5 вдоль линии I-I
Фо р мул а и з о б р е т ени я
Зубчатая перец ач а, содержащая корпус, два неэвольвентных конических колеса, установленные вершинами а
25 конусов навстречу друг другу на парал и We
+ - + X (!О) лепьных валах, размещенных в корпус Ю ер, 8 с@ Х се, одно из которых жестко установлено на своем валу, а второе — с возПреобразонывая (1 )) получаем з аможностью осевого перемещения, нап30 равляющие расположенные в корпусе, установленную в направляющих рамку (1) в которой установлен вал подвижного в осевом направлении колеса, привод рамки и установленную на ступице подвижного в осевом направлении колеса каретку, отличающаяся тем, что, с целью расширения .кинематических возможностей, передача снабжена кулачконым мехаи змом, кулачок которого неподвижно закреплен в корпусе, а толкател ь жестко связ ан с кареткой, направляющие рамки установлены перпендикулярно плоскости расположения осей вращения колес в их
45 среднем положении, а профиль кулачка определен зависимостью а, + .т — а ф Чo
15 73262
Составитель А,Першин
Редактор А,Мотьль Техред. д. Сердюкова Корректор С,!йекмар
Заказ 1633 Тираж 490 Под ни сно е
BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101