Предохранительный разъем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к химическому и нефтяному машиностроению и может быть использовано для защиты от разрывов напорных рукавов. Цель изобретения - упрощение сборки-разборки и повышение надежности. Полукорпусы 1 и 2 предохранительного разъема соединены между собой посредством замкового устройства, например цангового захвата 3, закрепленного вместе с обечайкой 4 на полукорпусе 1 и способного размыкаться под воздействием осевых сил. Уплотнение полукорпусов 1 и 2 предусмотрено при помощи уплотнительного элемента 11, расположенного на хвостовике 10 полукорпуса 2 и контактирующего с цилиндрической поверхностью 13 в юбке 12 полукорпуса 1. Уплотнительный элемент 11 расположен по отношению к наружному краю указанной поверхности 13 на расстоянии, являющемся не менее удвоенной длины рабочего хода запорного органа 14. На полукорпусе 2 установлено монтажное кольцо 19, имеющее хвостовик 20, взаимодействующий при сборке и разборке предохранительного разъема с зубьями 6 цангового захвата 3. На наружной поверхности монтажного кольца 19 и соответственно внутренней поверхности обечайки 4 со стороны монтажного кольца 19 выполнены сопрягающиеся друг с другом резьбы 22 и 23 одного шага и направления с резьбами 18, выполненными на внутренней поверхности монтажного кольца 19 и сопряженном с ним полукорпусе 2. Наружная резьба 22 на монтажном кольце 19 выполнена длиной, большей рабочей части его хода, но меньше его полного хода, а резьба 18 на сопряженном с монтажным кольцом полукорпусе 2 выполнена длиной, превышающей суммарную величину полного хода монтажного кольца 19 и расстояния между уплотнительным элементом 11 и наружным краем цилиндрической уплотняемой поверхности 13. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„SU„„1573287 (51)5 F 16 1 37/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Я
ОО
lS17 1б !О 1Ю 7 g 9 W 25
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4414142/25-29 (22) 22.04.88 (46) 23.06.90. Бюл. № 23 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения (72) Н. M. Гулый, А. Н. Гулый, М. И. Хомовский, Л. И. Трахтенберг и Г. В. Лысенко (53) 621.643 (088.8) (56) «Distributore di G. P. 1. фирмы Nuovo—
P i ghon i. 1979, с. 19. (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РАЗЪЕМ (57) Изобретение относится к химическому и нефтяному машиностроению и может быть использовано для защиты от разрывов напорных рукавов. Цель изобретения — упрощение сборки-разборки и повышение надежности. Полукорпусы 1 и 2 предохранительного разъема соединены между собой посредством замкового устройства, например цангового захвата 3, закрепленного вместе с обечайкой 4 на полукорпусе 1 и способного размыкаться под воздействием осевых сил.
Уплотнение полукорпусов 1 и 2 предусмотрено при помощи уплотнительного элемента
11, расположенного на хвостовике 10 полукорпуса 2 и контактирующего с цилиндри2 ческой поверхностью 13 в юбке 12 полукорпуса 1. Уплотнительный элемент 11 расположен по отношению к наружному краю указанной поверхности 13 на расстоянии, являющемся не менее удвоенной длины рабочего хода запорного органа 14. На полукорпусе 2 установлено монтажное кольцо 19, и меющее хвостовик 20, взаимодействую щи и при сборке и разборке предохранительного разъема с зубьями 6 цангового захвата 3.
На наружной поверхности монтажного кольца 19 и соответственно внутренней поверхности обечайки 4 со стороны монтажного кольца 19 выполнены сопрягающиеся друг с другом резьбы 22 и 23 одного шага и направления с резьбами 18, выполненными на внутренней поверхности монтажного кольца 19 и сопряженном с ним полукорпусе 2.
Наружная резьба 22 на монтажном кольце
19 выполнена длиной, являющейся большей рабочей части его хода, но меньшей его полного хода, а резьба 18 на сопряженном с монтажным кольцом полукорпусе 2 выполнена длиной, превышающей суммарную величину полного хода монтажного кольца 19 и расстояния между уплотнительным элементом 11 и наружным краем цилиндрической уплотняемой поверхности 13. 4 ил.
1573287
20 з
Изобретение относится к химическому и нефтяному машиностроению и может быть использовано для защиты от разрывов напорных рукавов газонаполнительных ко- . лонок на газозаправочных станциях.
Целью изобретения является упрощение сборки-разборки предохранительного разъема и повышения экономичности и надежности за счет уменьшения загрязнения окружающей среды и сокращение количества запасных частей.
На фиг. 1 показан предохранительный разъем в собранном виде в рабочем положении; на фиг. 2 — то же, в промежуточном положении при его сборке-разборке с разомкнутым замковым устройством (цанговым захватом); на фиг. 3 — то же, в промежуточном положении при сборке-разборке, когда запорные органы закрыты и разъем герметизирован; на фиг. 4 — то же, в раззобранном виде.
Предохранительный разъем содержит два полукорпуса 1 и 2, соединенные между собой посредством цангового захвата 3, закрепленного совместно с обечайкой 4 при помощи резьбы 5 на полукорпусе 1. На лепестках цангового захвата 3 выполнены зубья 6, входящие в зацепление с буртом 7, выполненным на присоединяемом полукорпусе 2. Зацепление осуществлено по наклонной поверхности 8, благодаря чему под воздействием осевой нагрузки при определенном усилии лепестки цангового захвата имеют возможность отгиба с выходом зубьев из зацепления. На зубьях 6 цангового захвата 3 также выполнена передняя наклонная поверхность 9. Полукорпус 2 оснащен полым цилиндрическим хвостовиком 10, на котором в кольцевой проточке установлен уплотнительный элемент 11. На полукорпусе выполнена юбка !2 с цилиндрической уплотняемой поверхностью 13, контактирующей с уплотнительным элементом 11.
В каждом из полукорпусов 1 и 2 установлены подпружиненные запорные органы
14, имеющие уплотнительные кромки 15 и хвостовики 16, посредством которых запорные органы 14 имеют возможность взаимодействия друг с другом в собраном виде.
В обоих полукорпусах 1 и 2 выполнены посадочные поверхности 17, на которые садятся запорные органы 14 при срабатывании предохранительного разъема. Расстояние h (фиг. 1) между уплотнительной кромкой 15 и посадочной поверхностью 17 представляет собой длину рабочего хода запорного органа 14. Уплотнительный элемент 11 расположен по отношению к наружному краю цилиндрической уплотняемой поверхности 13 на расстояние 1 (фиг. 1) не менее удвоенной длины рабочего хода запорного органа 14. Со стороны зубьев 6 цангового захвата на несоединенном обечайкой 4 полукорпусе 2 установлено на резьбе 18 монтажное кольцо 19, имеющее хвостовик 20 с конической поверхностью 21.
На наружной поверхности монтажного кольца 19 и соответственно на внутренней поверхности обечайки 4 со стороны монтажного кольца выполнены имеющие возможность сопряжения друг с другом резьбы 22 и 23 одного шага и направления с резьбой 18, выполненной на внутренней поверхности монтажного кольца 19 и на сопряженном с ним полукорпусе 2 так, что монтажное кольцо 19 имеет возможность вворачивания и выворачивания из обечайки 4, перемещаясь при этом по резьбе 18 на сопряженном с ним полукорпусе 2. Расстояние S (фиг. 1) между торцовой поверхностью обечайки 4 и упорной поверхностью монтажного кольца 19 представляет собой полный ход последнего, расстояние и (фиг. 1) от передней наклонной поверхности 9 зубьев 6 цангового захвата 3 до конической поверхности
21 хвостовика монтажного кольца 19 представляет собой холостой ход последнего.
Разность между полным и холостым ходом монтажного кольца S — n равна рабочей части его хода, т.е. рабочей частью хода монтажного кольца 19 является та часть его хода, на которой коническая поверхность
25 21 его хвостовика взаимодействует с передней наклонной поверхностью 9 зубьев цангового захвата 3. Наружная резьба 22 на монтажном кольце 19 выполнена длиной г (включая проточку под резьбу, фиг. 1), являющейся больше рабочей части его хода
S — и, но меньше его полного хода S, т.е. (S — n)(r(S. Резьба 18 на сопряженном с монтажным кольцом 19 полукорпусе 2 выполнена длиной (включая проточку под резьбу), превышающей суммарную величину полного хода S монтажного кольца 19 и расстояние 1 между уплотнительным элементом 11 и наружным краем цили ндрической уплотняемой поверхности 13. В обоих полукорпусах
1 и 2 предусмотрены резьбы 24 и 25. используемые для присоединения предохрани40 тельного разъема к напорному рукаву. В рабочем положении монтажное кольцо 19 навернуто до упора на сопряженный, с ним полукорпус 2.
Предохранительный разъем работает следующим образом.
45 Будучи подсоединенным при помощи резьб 24 и 25 к напорному рукаву предохранительный разъем в собранном виде (фиг. 1) представляет собой участок трубопровода (рукава), по которому во время заправки баллона автомобиля беспрепятственно перемещается газ, поскольку подпружиненные запорные органы 14 опираются своими хвостовиками 16 друг на друга и находятся в открытом положении. Правая половина разъема (полукорпус 2 а монтажным кольцом 19 и запорным органом 14) удерживается в соединении с левой половиной посредством цангового захвата 3, рассчитанного на осевое усилие, возникающее от рабочего давления газа, а герметичность
1573287
5 разъема обеспечивается посредством уплотнительного элемента 11, контактирующего с цилиндрической уплотняемой поверхностью
13. При возникновении ситуации, когда изза несогласованности водитель начинает движение автомобиля ранее, нежели отсоединен напорный рукав от баллона автомобиля, рукав натягивается и предохранительный разъем оказывается под воздействием дополнительного осевого усилия, превышающего расчетное усилие цангового захвата 3.
Вследствие этого лепестки ца нгового захвата 3 отгибаются (в пределах упругой деформации), зубья 6 выходят из зацепления с буртом 7 и полукорпус 2 оказывается ничем не связанным с полукорпусом
1, в результате чего разъем расчленяется на две части, а запорные органы 14, освободившись от взаимного воздействия, закрывают выход для газа с обеих половин разъема. В связи с тем, что расстояние между уплотнительным элементом 11 и наружным краем цилиндрической уплотняемой поверхности 13 равно не менее удвоенной длины рабочего хода запорного органа, при рассоединении предохранительного разьема уплотнительный элемент 11 выходит из контакта с уплотняем ой им поверхностью
13 лишь только после того, как оба запорных органа 14 закрываются, т.е. разъем разгерметизируется лишь тогда, когда оба запорных органа 14 закрыты, вследствие чего попадание газа в атмосферу минимальноее.
Восстановление соединения, т.е. сборка предохранительного разъема, осуществляется следующим образом. Первоначально с полукорпуса 2 сворачивается (свинчивается) монтажное кольцо 19. Затем оно заворачивается до упора в обечайку 4. На рабочей части хода монтажное кольцо 19 конической поверхностью 21 своего хвостовика 20 взаимодействует с передней наклонной поверхностью 9 зубьев 6 цангового захвата 3. При этом лепестки цаннгового захвата 3 отгибаются в пределах упругой деформации (фиг. 4). После этого обе половины разъема соединяются путем вворачивания полукорпуса 2 по резьбе 18 в монтажное кольцо 19 до упора бурта 7 в торец юбки 12 (фиг. 2).
При этом запорные органы 14, войдя во взаимный контакт, открываются, представляя газу возможность свободного прохождения по предохранительному разъему.
Благодаря тому, что расстяние 1 является больше удвоенного хода h запорного органа
14, открытие последних происходит лишь после того, как уплотнительный элемент 11 входит в контакт с цилиндрической уплотняемой поверхностью 13 (фиг. 3), т.е. когда разьем уже герметизируется.
Поэтому в процессе восстановления соединения не требуется стравливание газа, находящегося под давлением в напорном рукаве и трубопроводе газонаполнительной ко6 лонки, чем предотвращается загрязнение атмосферы стравливаемым газам. При полностью завернутом до упора полукорпусе 2 между торцом монтажного кольца 19 и соответствующей опорной поверхностью полукорпуса 2 остается расстояние, равное полному ходу S монтажного кольца 19 (фиг. 2). При этом положении монтажное кольцо 19 связывает между собой левую и правую части предохранительного разъема.
Затем монтажное кольцо 19 перемещают с левого крайнего положения (фиг. 2) в правое (фиг. 1), наворачивая его до упора на полукорпус 2 с одновременным выворачиванием его из обечайки 4. Такое перемещение монтажного кольца 19 с одновременным наворачиванием-выворачиванием является возможным благодаря тому, что резьбы 22 и
23 выполнены одного шага и направления с резьбой 18.
Благодаря тому, что наружная резьба 22 монтажного кольца 19 выполнена длиной больше рабочей части его хода, т.е. г)
)(S — и), при указанном его перемещении слева направо коническая поверхность 21 его хвостовика 20 выходит из контакта с передней наклонной поверхностью 9 зубьев
6 цангового захвата 3 ранее, нежели монтажное кольцо 19 вывернется из обечайки
4, а это значит, что при перемещении монтажного кольца зубья 6 цангового захвата 3 освобождаются от воздействия на них хвостовика 20 и благодаря упругости лепестков входят в зацепление с буртом 7 полукорпуса 2 ранее, нежели монтажное кольцо 19 перестанет связывать левую и правую половины предохранительного разъема.
Зто также является одной из особенностей конструкции, позволяющей осуществлять процесс сборки предохранительного разъема под давлением газа без его стравливания из трубопровода и напорного рукава. Благодаря тому, что резьба 22 на монтажном кольце
19 выполнена длиной менее его полного хода S при дальнейшем наворачивании монтажного кольца на полукорпус 2 до упора (фиг. 1), его наружная резьба 22 полностью выворачивается из обечайки 4 и обе части предохранительного разъема остаются соединенными только посредством цангового захвата 3, т.е. разъем становится подготовленным к работе.
Разборка предохранительного разъема, необходимость в которой может возникнуть, например, при переустановке напорного рукава с одной газонаполнительной колонки на другую, осуществляется следующим образом. Первоначально перемещают справа налево монтажное кольцо 19, вворачивая его в обечайку 4 с одновременным сворачиванием (свинчиванием) с полукорпуса 2.
При этом на рабочей части своего хода монтажное кольцо 19 с помощью своего хвостовика 20 и конической поверхности 21
1573287
7 воздействует на переднюю наклонную поверхность 9 зубьев 6 цангового захвата 3, вследствие чего лепестки цангового захвата отгибаются и зубья 6 выходят из зацепления с буртом 7 полукорпуса 2, т.е. цанговый захват 3 размыкается. Однако предохранительный разъем при этом не рассоединяется, поскольку наружная резьба 22 на монтажном кольце 19 выполнена длиной больше рабочей части его хода, вследствие чего монтажное кольцо казывается в этот момент уже частично завернутым в обечайку 4 и связывает обе половины разъема, давая возможность осуществлять процесс его разборки также без стравливания газа.
После того, как монтажное кольцо 19 завернуто в обечайку 4 до упора, полукорпус 2 выворачивают из монтажного кольца.
При этом благодаря тому, что резьба 18 на этом полукорпусе выполнена длиной, превышающей суммарную величину полного хода S монтажного кольца 19 и расстояния 1 между уплотнительным элементом 11 и наружным краем цилиндрической уплотняемой поверхности 13, вначале выходят из взаимного контакта и закрываются запорные органы 14, затем выходит из контакта с цилиндрической уплотняемой поверхностью
13 уплотнительный элемент 11 и разъем разгерметизируется и только после этого полукорпус 2 полностью выворачивается из монтажного кольца 19 и разъем рассоединяется на две половины.
Таким образом, как в процессе сборки предохранительного разъема, так и в процессе его разборки стравливание газа с напорного рукава и примыкающего трубопровода газонаполнительной колонки не требуется, чем существенно упрощается этот процесс и в значительной степени уменьшается загрязнение атмосферы стравливаемым газом. Кроме того, такая конструкция предохранительного разъема имеет возможность многократного срабатывания без разрушения деталей, чем сокращается количество запасных частей.
Формула изобретения
Предохранительный разъем, включающий два полукорпуса, соединенные между собой посредством замкового устройства, разъединяемого под действием осевых сил, и обечайку, закрепленную вместе с замковым устройством на одном из полукорпусов, причем один из полукорпусов оснащен цилиндрическим полым хвостовиком с установленным на нем уплотнительным эле10 ментом, а второй полукорпус — юбкой, с внутренней цилиндрической уплотняемой поверхностью, контактирующей с уплотнительным элементом в собранном состоянии, и в каждом из полукорпусов установлены подпружиненные запорные органы, отличаюи1ийся тем, что, с целью упрощения сборки-разборки и повышения надежности, он снабжен монтажным кольцом, имеющим хвостовик, установленный с рабочей стороны замкового устрой20 ства на не соединенном с обечайкой полукорпусе и имеющем возможность взаимодействия при сборке-разборке с рабочим органом замкового устройства, при этом на наружной поверхности монтажного кольца и соответственно на внутренней поверхности обечайки со стороны монтажного кольца выполнены имеющие возможность сопряжения друг с другом резьбы одного шага и направления с резьбами, выполненными на внутренней поверхности монтажного кольца и ч0 на сопряженном с ним полукорпусе, причем наружная резьба на монтажном кольце выполнена длиной больше рабочей части его хода, но меньше его полного хода, а резьба на сопряженном с монтажным кольцом полукорпусе выполнена длиной, превышающей суммарную величину полного хода монтажного кольца и расстояния между уплотнительным элементом и наружным краем цилиндрической уплотняемой поверхности, при этом уплотнительный элемент установлен по отношению к наружному краю цилиндри40 ческой уплотняемой поверхности юбки на расстоянии не менее удвоенной -длины рабочего хода запорного органа.
1573287
Фиг.2
12 11 б 21 20 ГРЛ 13
1573287
Составитель В. Бирюков
Редактор М. Бланар Техред А. Кравчук Корректор О. Кравцова
Заказ 1634 Тираж 572 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101