Транспортное средство повышенной проходимости

Реферат

 

Изобретение относится к шагающим транспортным средствам. Цель изобретения - повышение плавности передвижения. Транспортное средство состоит из корпуса 1, установленного на боковых 2 и средней 3 опорных лыжах. Кронштейнами 6 с катками 7 корпус 1 установлен в прямолинейных 5 направляющих лыж, а катками 10 - в овальных 4 направляющих, совмещенных с цевочным зацеплением 12 и приводом 11. Заднее звено 8 переднего кронштейна имеет шарнирно прикрепленное звено 9 с опорным 13 и нажимным 14 роликами. Средняя 3 лыжа имеет передний 16 и задний 17 упоры для роликов 14, а корпус 1 - горизонтальную направляющую 15, которой он опирается на ролик 13. При передвижении транспортного средства перемещение каждой опорной лыжи 2 и 3 осуществляется через цепные приводы 11 и цевочные зацепления 12, которые перемещают носовые части опорных лыж по траектории овальных направляющих 4 до контакта с упором 16. Далее нажимной ролик 14 перекатывается по дорожке контакта 18 и одновременно поворачивает звено 9, при этом высота корпуса 1 относительно поверхности грунта остается постоянной. 8 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам с шагающим движителем для передвижения как по твердым грунтам с неровностями, так и по болотам. Целью изобретения является повышение плавности передвижения. На фиг. 1 показано транспортное средство, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - конец рабочего хода корпуса по направляющим средней опорной лыжи; на фиг. 4 - переход корпуса со средней опорной лыжи на боковые; на фиг. 5 - начало перемещения средней лыжи по холостой траектории; на фиг. 6 - конец перемещения средней опорной лыжи по холостой траектории; на фиг. 7 - переход корпуса с боковых опорных лыж на среднюю; на фиг. 8 - рабочий ход корпуса по направляющим средней опорной лыжи. На фиг. 1, 3-8 ближняя боковая опорная лыжа условно не показана. Транспортное средство состоит из корпуса 1, установленного на параллельно расположенных двух боковых 2 и смещенной на 180о средней 3 опорных лыжах. На каждой опорной лыже смонтированы передние 4 направляющие овальной формы и задние 5 прямолинейной формы. Хвостовая часть корпуса 1 через задние кронштейны 6 и катки 7 опирается на направляющие 5, а передняя часть корпуса 1 через передние кронштейны, состоящие из шарнирно соединенных задних 8 и передних 9 звеньев и катков 10, опирается на передние направляющие 4. При этом каждое заднее 8 звено подсоединено к корпусу 1 шарнирно и сопряжено с цепным приводом 11 и цевочным зацеплением 12 для перемещения опорных лыж, а на другом конце этого звена 8 шарнирно установлено переднее 9 звено, на котором смонтированы ролик 13 и нажимной ролик 14. Передняя часть корпуса 1 заканчивается горизонтальными направляющими 15, через которые она опирается на опорные ролики 13. На средней опорной лыже 3 выполнены передний 16 и задний 17 упоры, причем задний 17 упор установлен от переднего упора 16 на расстоянии В, равном сумме длины прямолинейного участка направляющей 4 и диаметра нажимного ролика 14. Каждый из упоров 16 и 17 имеет вертикальную дорожку, контакта 18 с нажимным роликом 14, высота которой равна вертикальному перемещению опорной лыжи 3 в месте установки на ней упоров 16 или 17. Работа транспортного средства осуществляется следующим образом. Перемещение каждой опорной лыжи 2 и 3 осуществляется через цепные приводы 11 и цевочные зацепления 12, которые передвигают носовые части опорных лыж по траектории овальных направляющих 4. В процессе передвижения корпуса 1 на катках 10, например, по верхним ручьям направляющих 4 средней опорной лыжи 3 в конце прямолинейного участка ручья, соответствующего окончанию перемещения корпуса 1 на расстояние В (фиг. 1), каждый нажимной ролик 14 звена 9 натыкается на дорожки контакта 18 упора 16 (фиг. 3). Далее по мере передвижения корпуса 1 вперед до середины высоты направляющих 4 (фиг. 4) нажимной ролик 14 перекатывается по дорожке контакта 18 и одновременно поворачивает звено 9, на которое через опорный ролик 13 и горизонтальную направляющую 15 опирается его передняя часть. При этом высота H корпуса 1 относительно поверхности грунта остается постоянной. При дальнейшем передвижении корпуса 1 по ручьям направляющих 4 до положения, указанного на фиг. 5, его масса переносится на направляющие 4 крайних опорных лыж 2, а средняя опорная лыжа 3 под действием привода 11 и цевочного зацепления 12 перемещается в верхнее угловое положение, при котором высота подъема опорной лыжи 3 в месте установки заднего упора 17 равна высоте дорожки контакта 18. При этом звенья 9 с нажимными роликами 14 возвращаются в исходное вертикальное положение, а корпус 1 сохранит свое высотное положение относительно поверхности грунта. В процессе переноса средней опорной лыжи 3 по нижним ручьям направляющих 4 в конце ручья каждый нажимной ролик 14 звена 9 натыкается на дорожку контакта 18 упора 17 (фиг. 6) и по мере передвижения опорной лыжи 3 вперед и опускания ее до середины высоты направляющих 4 (фиг. 7) он перекатывается по дорожке контакта 18 и одновременно поворачивает звено 9, а через ролик 13 и горизонтальную направляющую 15 удерживает корпус 1 на постоянной высоте H относительно поверхности грунта. При дальнейшем передвижении корпуса 1 вновь перемещается на верхние ручьи направляющих 4 средней опорной лыжи 3 (фиг. 8), по которым перемещается в исходное положение, изображенное на фиг. 3. (56) Авторское свидетельство СССР N 1094794, кл. B 62 D 57/02, 1983.

Формула изобретения

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ, содержащее корпус, опирающийся установленными на заднем кронштейне катками на прямолинейные направляющие параллельно установленных средней и боковых опорных лыж, имеющих в передних частях овальные направляющие, в которых установлены соединенные с приводом перемещения по ним катки, установленные на переднем кронштейне, состоящем из двух звеньев, заднее из которых одним концом шарнирно соединено с корпусом, а другим - с передним звеном, на котором установлены нажимной и опорный ролики, для первого из которых на носовой части средней опорной лыжи выполнен передний упор, а второй установлен под опирающейся на него горизонтальной направляющей корпуса, отличающееся тем, что, с целью повышения плавности передвижения, средняя опорная лыжа в носовой части снабжена задним упором, удаленным от переднего на расстояние, равное сумме прямолинейного участка передней овальной направляющей и диаметра упомянутого нажимного ролика, причем каждый из упоров выполнен с прямолинейной вертикальной дорожкой для контакта с нажимным роликом, высота которой не менее вертикального хода опорной лыжи.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8