Многодвигательный электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах для перемотки гибкого материала в текстильной, кабельной, полимерной и других отраслях промышленности. Целью изобретения является уменьшение потерь электроэнергии. Электропривод содержит электродвигатели 1 постоянного тока, якори которых соединены последовательно с регулируемым нерекуперативным энергоотбирающим элементом 2 и подключены к выводам 3 переменного тока через источник 4 тока с выпрямителем 5 на выходе. Информация с датчика 11 якорного тока и датчика 12 напряжения выпрямителя через соответствующие компараторы 7,8 поступает на входы блока 6 управления энергоотбирающим элементом 2. Электропривод обеспечивает поддержание минимального положительного напряжения на выходе выпрямителя при отрицательном знаке суммарной ЭДС вращения двигателей путем поочередной коммутации резисторов энергоотбирающего элемента. В результате снижаются потери электроэнергии, повышается результирующий КПД электропривода. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСЖИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НСМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЖРЬПИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

„„SU„„1575287 А 1 (У1) Н 02 Р 7/685 (21) 4417!64/24-07 (22) 28.04.88 (46) 30.06.90. Бюл. И- 24 (71) Казанский филиал .Московского энергетического института (72) О.А.Бурунин, Г.P.Åíèêååâà, А.И.Федотов и P.Ë.Õàñàt!îí (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Ильинский H.Ф. Электроприводы постоянного тока с управляемым моментом. М.: Энергоиздат, 1981, с.50.

Авторское свидетельство СССР

Ф 411596, кл. Н 02 P 5f00, 1974. (54) ИНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в злектроприводах для перемотки гибкого материала в текстильной, кабельной, полимерной и других отраслях промппленности. Целью изобретения является уменьшение потерь электро2 энергии Электропривод содержит электродвигатели постоянного тока, якори которых соединены последовательно с регулируемым нерекуперативным энергоотбирающим элементом 2 и подключены к выводам 3 переменного тока через источник 4 тока с выпрямителем 5 на выходе. Информация с датчика 1 якорного тока и датчика !2 напряжения выпрямителя через соответствующие компараторы 7, 8 поступает на входы блока 6 управления энергоотбирающим элементом 2. Электропривод обеспечивает поддержание минимального положительного напряжения на выходе выпрямителя при отрицательном знаке суммарной а

ЭДС вращения двигателей путем поочередной коммутации резисторов энергоотбирающего элемента. В результате снижаются потери электроэнергии, новы- С шается результирующий К1Щ электропривода. 2 нл.,! табл.

1 575287

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах для перемотки гибкого материала в текстильной, кабельной, полимерной и других отраслях промьппленности.

Цель изобретения — уменьшение потеоь электроэнергии.

На фиг.l.представлена структурная схема электропривода; на фиг,2схема блока управления, пример исполнения.

Многодвигательный электропривод содержит электродвигатели 1 постоянного тока, якори которых соединены последовательно с регулируемым нерекуперативным энергоотбирающим элементом 2 и подключены к выводам 3 переменного тока через источник 4 тока 2п с выпрямителем 5 на выходе. Выходы блока 6 управления соединены с входами регулируемого нерекуперативного энергоотбирающего элемента 2, Выходы компараторов 7 и 8 подключены к вхо-, 25 дам блока 6 управления. Первые входы компараторов 7 и 8 соединены с выхо" дами соответствующих источников 9 и

l0 опорного напряжения, а вторые входы компараторов 7 и 8 подключены со- 30 ответственно к выходам датчика 11 якорного тока и датчика 12 напряжеI ния выпрямителя 5, Блок 6 управления (фиг.2) может содержать формирователь 13 импульсов, вход которого подключен к выходу компаратора 7, а выход соединен с сумми" рующим входом реверсивного счетчика

14. Формирователь 15 импульсов входом 4О подключен к выходу компаратора 8, а выходом — к прямому входу элемента 3A-

ПРЕТ 16, выход которого соединен с вычитающим входом реверсивного счетчика 14, Выходы счетчика 14 подключе-, ны к входам постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 17, Вместо ПЗУ 17 могут быть использованы дешифратор и m элементов ИЛИ, Выходы ПЗУ 17 соединены с входами соответствующих усилителей 18-22 и входами 23-27 элемента

И 28, выход которого соединен с инвер» сным входом элемента ЗАПРЕТ 16. Выходы усилителей 18-22 соединены с информационными входами управляемых электронных ключей 29-33, выходы которых 55 попключены к отпайкам энергоотбирающего элемента 2, выполненного на одинаковых резисторах 34-38 R „.

Электропривод работает следукицим образом.

Пусть ключи 29-33 включены, двигатели 1 работают в режиме, при котором напряжение на выходе выпрямителя 5 больше нуля:

Ц = К7+ Iè»R а,20 где I » — ток источника тока;

E — суммарная ЭДС вращения двигателей 1;

К вЂ” суммарное сопротивление якорных обмоток двигателей.

При переходе одного или нескольких двигателей в режим динамического торможения напряжение на выпрямителе 5 уменьшается и при

1- Е,. I

Еу»р Т ц.» 1 ау меняет свой знак.

Одновременно начинают возрастать ток в якорных обмотках двигателя и сигнал на выходе датчика 11 тока.

Сигнал с датчика 11 тока сравнивается с сигналом источника 9 опорного напряжения U „,, =(1,03-1,15) K,,I „, где К, — коэффициент пропорциональности (В/А), и при превышении уровня U „, на выходе компаратора 7 появляется сигнал "1", который подается на вход формирователя 13,импульсов. формирователь 13 импульсов подает на суммирующий вход реверсивного счетчика 14 импульс, изменяющий информацию на выходах счетчика. Эта информация поступает на.вход ПЗУ 17, на выходах которого появляются сигналы, определяемые количеством счи-танных счетчиком импульсов в соответствии с таблицей. где U Х„,К р.

Одновременно с введением в цепь выпрямпения К э стабилизируется ток в якорных цепях двыгателя I I „ и

Поэтому при поступлении на суммирующий вход счетчика 14 на верхнем (по схеме) выходе ПЗУ 17 устанавливается сигнал "О", который вызывает запирание ключа 29, В результате в якорную цепь двигателей вводится добавочHOG сопротивление К з, приводящее к увеличению напряженйя на выходе выпрямителя

5 15 на выходе компаратора 7 устанавливается сигнал "0".

При последующем увеличении по модулю суммарной ЭДС вращения двигателей 1 — Е> l до величины, при которой напряжение на выходе выпрямителя опять начинает менять знак, сно.ва начинает увеличиваться -.îê в якорных цепях двигателей, на выходе компаратора появляется сигнал "I", На суммирующий вход счетчика 14 поступает следующий импульс, который приводит к изменению информации на выходе

ПЗУ 17 (cM.òàáëèöó), отключению следующего ключа, введению в цепь якорных обмоток двигателя следующей ступени сопротивления К, увеличению напряжения на входе выпрямителя 5.

При уменьшении по модулю ЭДС вращения t -Е начинают увеличиватьХ ся напряжение на выходе выпрямителя

5 и сигнал на выходе датчика 12 напряжения. Сигнал с датчика !2 напряжения сравнивается с сигналом источника 10 опорного напряжения U „ = (1,1-1,3) К U д, где К вЂ” коэффициент пропорциональности, и при превышении уровня U д„ на выходе компаратора 8 появляется сигнал "1", который поступает на вход формирователя 15 импульсов. Формирователь 15 импульсов подает на прямой вход элемента ЗАПРЕТ 16 импульс; который при отсутствия сигнала "I на инверсном входе элемента ЗАПРЕТ 16 поступает на вычитающий вход счетчика .14. В результате содержимое счетчика 14 уменьшается на единицу, изменяется информация на выходах ПЗУ 17 s соответствии с таблицей.

Так, если ключи 29 и 30 были отключены, а ключи 31-33 включены, то при поступлении импульса на вычитающий вход счетчика !4 включается ключ

30, шуитируя резистор 35. В результа-!

75287 те напряжение на выходе выпрямителя уменьшается на величину

U39m Х„

5 Цепь, состоящая из элементов И 28 и ЗАПРЕТ 16 предназначена для повышения надежности схемы. Она запрещает прохождение сигнала на вычитающий вход счетчика 14 при включении всех ключей 18-22.

Таким образом, электропривод обеспечивает поддержание минимального положительного напряжения на выходе выпрямителя при отрицательном знаке

15 суммарной ЭДС вращения двигателей путем поочередной коммутации резисторов энергоотбирающего элемента.

В результате снижаются потери электроэнергии, повышается результируниций

КПД электропривода.

Формула изобретения

Иногодвигательный электропривод, содержащий электродвигатели постоянного тока, якори которых соединены

1 последовательно с регулируемым нерекулератинным энергоотбираюцим элементом и подключены к выводам переменного тока через источник тока с выпрямителем на выходе, блок управления„ выходы которого соединены с входами регулируемого нерекуперативного энергоотбирающего элемента, о т л и—

35 ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения потерь электроэнергии, s него введены датчик напряжения выпрямителя, датчик якорного тока, два ис" точника опорного напряжения и два компаратора, выходы которых подключены к входам блока управления, первые входы компараторов соединены с выходами соответствующих источников опорного напряжения„ а вторые входы компарато45 ров подключены соответственно к выхо" дам датчика якорного тока и датчика напряжения выпрямителя.

Суммарное количество импульсов

Код на выходе ПЗУ

1 0 ! 1

I

1 1

О !

0

О

1

О

О

О 1

О

О

О!

575287

Составитель T . .Рожков а

Редактор А.Orap Техред М.Дидык Корректор Т.Палий

Заказ 1790 Тираж 457 Подписное

ВНИИНИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г ° Ужгород, ул. Гагарина, 101