Устройство для продороживания коллекторов электрических машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при ремонте электрических машин. Цель изобретения - повышение производительности и улучшение качества продороживания коллекторов путем точного совмещения фрезы с дорожкой. Для этого устройство имеет механизм поворота тележки углового перемещения. Данный механизм содержит кулису 4 с захватом 28 и зубчатым колесом 18, контактирующим с зубчатой рейкой 19. На кулисе установлены подшипники скольжения с разрезными вкладышами 20, охватывающими зубчатую рейку и стянутыми между собой болтами 21 с гайками 22. Кулиса связана с гибкой лентой 6 и компенсатором 7, шарнирами 5, с тележкой углового перемещения шарниром 8, при этом гибкая лента и компенсатор связаны между собой шарниром 10. Момент сил трения в паре рейка 19 - кулиса 4 относительно оси О 2 превышает момент сил трения в шарнире 8, что обеспечивает очередность выполнения движений звеньев устройства в соответствии с местом нахождения его на роторе. 7 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) (1I) (1)5 Н 01 К 43/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTGPCHolVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4623241/24-07 (22) 20.12.88 (46) 07. 07.90. Бюл. Р 25 (71) Днепродзержинский индустриальный институт им. M.È, Арсеничева (72) N.È. Рейдерман,В.С. Попов и В.А. Бартков (53) 621.313.047(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1185462, кл. H 01 К 43/06, 1984.
Виноградов H.Â. Производство электрических машин. — N.: Энергия, с. 133.
2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОРО2НИВАНИЯ
КИШККЮРОВ ЭДВК(РИЧБСКИХ MAhlHH (57) Изобретение относится к электромашиностроению и мажет быть использовано при ремонте электрических машин. 1(pJIb изобретения — повышение про-изводительности и улучшение качества продороживания коллекторов путем точного совмещения фрезы с дорожкой. Для этого устройство имеет механизм поворота тележки углового перемещения.
Данный механизм содержит кулису 4 с захватом 28 и зубчатым колесом 18, 1576956, шарниром 8, при этом гибкая лента и компенсатор связаны между собой шарниром 10 ° Момент сил трения в паре
5 рейка 19 — кулиса 4 относительно оси
О> превышает момент сил трения в шарнире 8, что обеспечивает очередность выполнения движений звеньев устройства в соответствии с местом нахожде- . ния его.на роторе, 7 ил.
Изобретение относится к электрома- 15
,шиностроению и может быть использо вано при ремонте электрических машин.
Целью изобретения является повы,шение производительности и улучшение качества продороживания коллекторов путем точного совмещения фрезы с дорожкой.
На фиг. 1 изображена схема предла( гаемого устройства на фиг. 2 — комУ . пенсатор; на фиг. 3 — разрез A-А на
,фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б-Б на ( фиг. 1; на фиг. 5 — шарниры; на фиг. 6 — разрез В-В на фиг, 5; на фиг. 7 — разрез Г-Г на фиг. 1.
Фрезерный блок 1 с фрезой 2 установлен на направляющих 3. Направляющие 3, жестко соединенные с кулисами
, 4, расположенными в параллельных плос( костях, перпендикулярных оси ротора„ . образуют с кулисами 4 раму, шарнира ми 5 соединенную с гибкой лентой 6 и кЬмпенсатором 7, а шарниром 8 — с тележкой 9 углового перемещения. Шарнир
10 соединяет компенсатор 7 и ленту б.
Хомпенсатор 7 (фиг. 2) — это тяга 11, на которую одета серьга 12, на конце тяги нарезана резьба и накручена гайка 13, между гайкой и серьгой установлена пружина 14. На каждой кулисе
4 (фиг, 3) установлен подшипник 15 качения во внутреннюю обойму которого запрессован валик 16, на котором шпонкой 17 закреплено зубчатое колесо 18, входящее в зацепление (фиг. 1) с зубчатой рейкой, образующей с кулисой поступательную пару, и расположенное между осью вращения колеса О и шарниром 8. Поступательная пара (кулиса
4 — зубчатая рейка 19) образована рейкой 19 (фиг. 4), вкладышами 20 подшипЪ5 ника скольжения, установленного в корпусе кулисы 4, стянутыми болтами с гайками 21 и 22. Шарниры 5, 8 и 10 образованы соединением соответственно контактирующим с зубчатой рейкой 19.
На кулисе установлены подшипники скольжения с разрезными вкладьппами
20, охватывающими зубчатую рейку и .стянутыми между собой болтами 21 с, гайками 22. Кулиса связана с гибкой лентой 6 и компенсатором 7 шарнирами
5, с тележкой углового перемещения кулисы 4 — компенсатора 7, кулисы 4 ленты 6 и кулисы 4 — тележки 9 так (фиг. 5 и 6), что соециняемые детали являются разъемными обоймами 23, в которые вставлены вкладьппи 24, охватывающие валик 25, относительно оси которого обоймы имеют возможность вращаться. Зажатие шарниров и подшипников скольжения регулируется усилием соединения болт — гайки 21 и 22. На зубчатой рейке 19 (фиг. 7) закреплена винтом ?6 планка 2? — ограничитель перемещения рейки и выполнен захват 28.
Устройство работает следующим образом.
До установки устройства на ротор гайки 22 болтов 21, зажимающих вкладыши 20 подшипников скольжения, затянуты усилием, достаточным для выпол- нения того, что момент сил трения в паре рейка 19 — кулиса 4 относительно оси О> поворота зубчатого колеса 18 превьппает момент сил трения в шарнире пары кулиса 4 — тележка 9, т.е. при приложении к валику 16 момента вращения относительно оси этого валика валик не вращается, в то время как .кулиса вращается относительно оси О„, и только при лишении кулисы свободы вращения относительно оси О напри1У мер фиксацией оператором, прикладывающим достаточное для фиксации усилие
Р r 0 (фиг. 1), при приложении к валику 16 момента относительно его ocu кулиса остается неподвижной, а валик вращается, вращая зубчатое колесо 18.
При подготовке устройства к работе оно устанавливается (фиг. 1) тележками 9 на поверхности коллектора ротора так, что фреза 2 блока входит в
i-ю дорожку, которую надлежит фрезеровать, захват 28 рейки 19 входит в паз i+1=A дорожки, соседней с указанной, но контакт между захватом и бо15769 ковыми поверхностями дорожки отсутствует, гибкие ленты 6 охватывают поверхность коллектора, люфт между лентами и поверхностью коллектора выбран затяжкой гайки 13 на тяге 11, чем
1 обеспечено фиксирование устройства на поверхности коллектора.
При проходе блока 1 по направляющим 3 фреза 2, входящая в дорожку коллектора, фрезерует i-ю дорожку (опе рация I). После окончания фрезерования оператор прикладывает к валику 16 момент по часовой стрелке относительно его оси, фиксация кулисы рабочим не производится, Р = О. Кулиса вращается относительно О . Захват выходит из
1 (i+1) -й дорожки. После выхода захвата (i+1)-й дорожки оператор фиксирует ку- О лису 4 рукой (Р ф О), не позволяя ей поворачиваться относительно О, продолжает прикладывать к валику 16 момент но часовой стрелке, валик 16 вращает колесо 18, которое перемеща- 25 ет зубчатую рейку 19.
После того, как рейка 19 переместилась настолько, что захват навис над (i+2)-й дорожкой, рабочий apà:.це— ние валика 16 прекращает,;- аклоняеч кулису 4, вращая ее силой Р ф О относительно О, так, чтобы захват рейки 19 вошел в (i+2)-ю дорожку. При изменении направления момента, прикладываемого к валику 16, на "против часовой стрелки происходят зацепление захватом за боковую поверхность (д-ь
+2)-й дорожки и в результате сжатия пружины 14 расфиксация устройства, перемещение тележки 9 устройства .по поверхности коллектора, а кулисы 4 относительно рейки 19 до тех пор, по,ка ограничитель 27 не упрется своим торцом Д в торец Д кулисы, в этот момент фреза 2 находится над (i+1)-й
45 дорожкой. На фиг. 1 показано устройство, когда подтягивание тележки 9 еще не окончено и фреза 2 еще не стала над (i+1)-й дорожкой.
Не прекращая фиксацию кулисы (Р ф О), изменяют направление вращения валика 16 на "по часовой стрелке", захват отходит от боковой поверхности (+2)-й дорожки, но в (i+2) é дорожкс остается, пружина 14 разжимается„
55 происходит фиксация устройства на по56 верхности коллектора. Выполняют операцию фреэерования (операция I) .Цикл продороживания повторяется до тех пор, пока не профрезеруют все дорожки.
Использование условия зажатия вкладышей 20 подшипников скольжения усилием, достаточным для того, чтобы момен сил трения в паре рейка-кулиса относительно оси О поворота зубчатого колеса превышал момент сил трения в шарнире пары кулиса — тележка углового перемещения, позволяет с помощью подшипников скольжения обеспечить заданную очередность выполнения движений звеньев устройства в соответствии с местом нахождения устройства на поверхности ротор"..
Использование изобретения позволя- ет уменьшить трудоемкость операции установки фреэы в начале дорожки на
501 и стабиль".о выдерживать шаг между дорожками, ул-;.чшая качество продороживания коллекторов. аормулаизобретения устройство для продороживания коллекторов элекярических машин, содержашее фрезерный блок с системой слежения за его положением в процессе продороживания, установленный на направляющих элементах тележки углового перемещения, гибкую ленту, компенсауор натяжения ленты и механизм перемещ -ни» фрезерного блока вдоль продольной оси ротора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности и улучшения качества путем точного совмещения фреэы с дорожкой, оно снабжено механизмом поворота тележки углового перемещения, выполненным в виде кулисы, зубчатого колеса, установленного на кулисе, зуб- чатой рейки с Г-образным захватом на одном конце и подшипников скольжения, для регулирования работы устройства, с разъемными вкладышами, охватывающими зубчатую рейку и стянутыми между собой, при этом кулиса, гибкая лента и компенсатор натяжения ленты шарнирно связаны между собой, образуя замкнутую систему, а зубчатая рейка размещена между тележкой углового перемещения и зубчатым колесом с возможностью взаимодействия с ним.
l5i695b
1576956
Фиг. д
Составитель И. Белая
Техред Л.Сердюкова Корректор М. Максимишинец
Редактор И. 11улла
Заказ 1850 Тираж 415 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская каб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101