Способ контроля положения ковша экскаватора-драглайна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к способам контроля положения ковша экскаватора-драглайна. Цель - упрощение и повышение точности контроля положения ковша. В запоминающее устройство 8 записывают множество значений {L тIL пI @ X IY I}, которые отображают значения координат кромки зубьев ковша X IY I для каждой дискретно изменяющейся пары значений L тI, L пI. При перемещении ковша на выходах датчиков 1 и 2 формируются выходные сигналы L тI, L пI, пропорциональные длинам свешивающихся частей тягового и подъемного канатов. Эти сигналы поступают на узел сравнения в блоке выбора 3. Блок управления 4 при каждом изменении L тI, L пI вырабатывает команду, которая поступает на коммутатор 7. В результате этого коммутатор 7 обеспечивает последовательное поступление запоминающего устройства 8 на узел сравнения 6 множества записей {L тI, L пI @ X IY I}, при совпадении адресов L тI L пI и L тI, L пI с выхода узла 6 поступают сигналы X IY I, соответствующие координатам кромки зубьев ковша при данных значениях L тI, L пI. Указанные сигналы поступают на выходной блок 5 и в блок управления 4, который приводится в исходное положение. Это позволяет определить координаты любой точки забоя в рабочей зоне и снизить объемы переэкскавации. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК щ)у Е 02 F 9/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4482033/24-03 (22) 14 ° 09.88 (46) 15.07.90, Бюл. N - 26 (71) Государственный. проектно-конструкторский и научно-исследовательский. институт по автоматизации уголь" ной промышленности "Гипроуглеавтоматизация" (72). И.P Бучин, С.В,Ворончихин, - А.С.Перминов и А.И.Филиппенко (53) 621.879(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Н - 546684, кл. Е 02 F 3/48, 1969.

Авторское свицетельство СССР

В 1219754, кл. Е 02 F 9/24, 1982. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ КОВША

ЭКСКАВАТОРА-ДРАГЛАЙНА (57) Изобретение относится к способам контроля положения ковша экскаваторадраглайна. Цель — упрощение и повышение точности контроля положения ковша. В запоминающее устройство 8 записывают множество значений I.l,; 1„; K;Y;) которые отображают значения координат кромки зубьев ковша Х Y; для каждой дискретно изменяющейся

„„SU„„1578281 А 1

2 пары значений 1> 1„;, При перемещении ковша на выходах датчиков 1 и 2

Формируются выходные сигналы 1; 1„;, пропорциональные длинам свешивающихся частей тягового и подъемного канатов. Эти сигналы поступают на узел сравнения в блоке выбора 3. Блок управления 4 при каждом изменении 1;, 1 „, вырабатывает команду, которая поступает на коммутатор 7. В результате этого коммутатор 7 обеспечивает последовательное поступление запоминающего устройства 8 на узел сравнения 6 множества записей Il ;, 1„; K;Y,), при .совпадении адресов 1;, 1, и 1;, 1, с выхода узла 6 постулают сигналы K;Y;,,ñîîòâåòñòâóþùèå координатам кромки зубьев ковша при данных значениях 1, 1„, . Указанные сигналы поступают на выходной блок 5 и в блок управления 4, который приводится в исходное положение. Это позволяет определить координаты любой точки забоя в рабочей зоне и снизить объемы переэкскавации. 1 з,п.ф-лы, 5 ил.

1578281

Изобретение относится к технике автоматического измерения эксплуатационных параметров экскаватора-драглайна, и может быть использовано для контроля положения ковша в плоскости стрелы.

Цель изобретения — упрощение и повышение точности контроля положения ковша.

На фиг. 1 изображена схема экскаватора-драглайна с расположением ковша в плоскости стрелы с провисанием тягового и подъемного канатов в двух положениях, вид сбоку; на фиг.

2-4 - положения подвешенного на канатах порожнего ковша соответственно в плоскости стрелы вблизи блока наводки тягового каната, в средней части стрелы и в зоне саморазгрузки ковша; на фиг, 5 — структурная схема устройства. для реализации способа контроля положения ковша.

Используя физическую модель системы стрела экскаватора — порожний 25 ковш — упряжь ковша — тяговый и подьемный канаты и дискретно (например, с шагом дискретности 1-3 м в.зависимости от типа экскаватора и требуемой точности измерения координат ковша) изменяя длины свисающих частей тягового и подъемного канатов, можно для каждой пары значений 1 ;, 1 „, определить соответствующие координаты X;Y, в системе координат XOY. В этом случае Х Y, учитывают изменение h < >, 35

r и в зависимости от координат ковша. Очевидно, определение Х;У; для каждой пары значений 1,, 1„„ можно произвести и на действующем экскаваторе, измеряя фактическое положение кромки зубьев ковша, например, с помощью теодолитов. Получение указанной информации непосредственно на экскаваторе характеризуется относительно большой трудоемкостью, однако позволяет обойтись без моделирования системы стрела экскаватора - порожний ковш - упряжь ковша - тяговый и подьемный канаты и получить меньшую погрешность измерения. Таким образом, имея для каждой пары значений 1,, 1 „; величины Х;У,, легко определить координаты зубьев ковша по измеренным величинам 1.1, 1 „; без .выполнения вычислительных процедур.

Устройство содержит датчик длин свешивающихся частей тягового 1 и подъемного 2 канатов, блок 3 выбора, блок 4 управления и выходной блок 5.

Блок 3 выбора включает узел б сравнения, коммутатор 7, запоминающее устройство 8. Датчики 1 и 2 подключены к входам узла 6 сравнения и блока 4 управления. Выходы запоминающего устройства 8 через коммутатор 7 подключены к входам узла 6 сравнения, выход которого связан с входом выходного блока 5.

Устройство работает следующим об-. разом.

В запоминающее устройство 8 записывают множество значений 1т, 1; Х;У;, которые отображают значения координат кромки зубьев ковша Х;У; для каждой дискретно изменяющейся пары значений

1,, 1„, . При перемещении подвешенного на тяговом и подъемном канатах порожнего ковша в плоскости, стрелы на выходах датчиков 1, 2 формируются выходные сигналы 1 ;, 1 ;, пропорциональные длинам свешивающихся частеи тягового и подъемного канатов, Эти сигналы поступают на узел сравнения в блоке 3 выбора. Блок 4 управления при каждом изменении входных величин

1 ., 1 „; вырабатывает команду, которая поступает на коммутатор 7,. в результате чего коммутатор 7 обеспечивает последовательное поступление с запоминающего устройства 8 на узел 6 сравнения множества записей (1 1„, Х Y;tj . При совпадении адресов 1;

1 „Р и 1,, 1 „, с выхода узла 6 поступают сигналы Х;У,, соответствующие координатам кромки зубьев ковша при данных значениях 1,, 1„; . Указанные сигналы поступают на выходной блок 5 и в блок 4 управления, который приводится в исходное состояние.

Таким образом, на выходном блоке 5 формируется информация, характеризующая координаты кромки зубьев порожнего ковша при его нахождении в подвешенном состоянии в любой рабочей точке, расположенной в вертикальной плоскости стрелы. Это позволяет использовать способ при определении координат любой точки забоя в рабочей зоне, т.е. определять фактические значения параметров паспорта экскавациио

Использование способа позволяет снизить объемы переэкскавации в сложных бестранспортных технологических схемах за счет ликвидации нарушений заданных параметров паспорта экска578281 d каждой пары значений 1 1

TI 9 0 соОТ ветствующив им координаты Х;У,, а координаты кромки зубьев порожн ковша ожнего

ma npu его нахождении в плоскости стрелы оп е ред ляют по измеренным значениям длин свешивающихся частей е тягого ; и подъемного 1 „, канатов путем выбора соответствующих им коорди1О ""

1 Сп особ контроля положения ковша экскаватора-драглайна в ключа кщий измерение длин свешивающихся частей тягового и подъемного канатов, о тличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения точности контроля положения ковша осущ ос ëöå ствля ют физическую модель системы стрела ковша — тяговый и подъемный канаты, определяют на физической модели для каждой пары дискретно изменяющихся значений длин свешивающихся частей тягового 1; и подъемного 1я, канатов соответствующие им значения координат кромки зубьев порожнего ковХ 7 ша Х,У, в прямоугольной системе координат с началом в центре оси вращения направляющего шкива блока наво ", и тягового каната, запоминают для

ll, .5 1 нации, что позволит увеличить фактическую производительность зкскава ра. скаватоФормула изобретения

2 Способ по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что для каждой пары дискретно изменяющихся значений длин свешивающихся частей тягового

1; и подъемного 1» канатов определяют соответствующие им значения координат кромки зубьев порожнего г ° ковша Х, У, в прямоугольной системе

2О координат с началом в центре оси вращения направляющего шкива блока наводки тягового каната на действующем экскаваторе путем измерения фактического положения кромки зубьев

25 ковша а измерение фактического положения кромки зубьев ковша произво-. дят с помощью теодолитов.

Ф08.2

:1578281

Составитель И. Синицкая

Техред Л.Олийнык . . Корректор С.L leKM P

Редактор Л. Пчолинская

Заказ 1896

Тираж 539

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101