Способ определения деэмульгирующих свойств топлив

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к углеводородным топливам, в частности к определению деэмульгирующих свойств топлив. Цель - повышение точности определения и обеспечение возможности оценки как дистиллятных, так и остаточных топлив. Определение ведут путем смешения в цилиндрическом сосуде заданного количества воды и испытуемого топлива при 65≠3°С. В качестве смесителя используют полый цилиндр с перфорированными крышкой и днищем, снабженный подвижной заслонкой, перекрывающей отверстия днища при погружении смесителя в сосуде. Смешение воды и топлива производят путем последовательных погружений и извлечений смесителя с амплитудой 192 мм и частотой 20± 1 мин -1 в течение 1 мин при принятии времени расслаивания эмульсии 0,5 и 20 мин. Процесс ведут с измерением количества воды, выпавшей в отстой, и оценкой деэмульгирующих свойств по соотношению количества воды в отстое и первоначально взятого ее количества. 3 ил., 2 табл.

СО»ОЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5))5 С 01 N 33 22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4482638/23-04 (22) 28. 07.88 (46) 15.07.90. Бюл. Ф 26 (71 ) Го сударственный научно-исследовательский институт по химитологии (72) B Т. Бугай, Е.П. Се.регин, Т. А.Шатаева и 3. Г.Яковлева (53) 665.75(088.8) (56) Туреев А.А.,Серегин Е.П., Азев В.С. Квалификационные методы ис-!

IIbITGHHH Ht фтяных топлив е М а Химия

1984, с. 180-181.

Нефтепродукты, масла, смазки, нефтепродукты промышленного и бытового потребления. Методы испытаний. M.

Изд — во стандартов, 1977, с. 173176. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЭМУЛЬГИРУ»0ЩИХ СВОЙСТВ ТОПЛИВ (57) Изобретение онтосится к углеводородным топливам, в частности к определению деэмульгирующих свойств

Изобретение относится к исследованию углеводородных топлив, в частности к способам оценки их деэмульгирующих свойств, и может быть использовано при выполнении квалификационных испытаний и научно-исследовательских работ.

Целью изобретения является повышение точности определения деэмульгирующих свойств топлив и обеспечение возможности оценки как дистиллятных, так и остаточных топлив.

На фиг. 1 показана схема прибора

Пннкевича с монтажом на нем измери„„SU„„1578652 А 1

2 топлив. Цель — повышение точности определен ия и обе спечен ие возможности оценки как дистиллятных, так и остаточных топлив. Определение ведут путем смешения в цилиндрическом сосуде заданного количества воды и испытуемого топлива при 65+3 С. В качестве сме.,сителя используют полый цилиндр с перфорированными крышкой.и днищем, снабженный подвижной заслонкой, перекрывающей отверстия днища при погружении смесителя в сосуд. Смешение воды и топлива производят путем последовательных погружений и извлечен:-и: смесителя с амплитудой 192 мм и частотой 20+1 мин в течение 1 мин прн принятии времени расслаиван ия эмуль- Ж сии 0,5 и 20 мин. Процесс ведут с из- фу мерением количества воды, выпавшей в отстой, и оценкой деэмульгирующих ( свойств по соотношен ию количества во ды в отстое и первоначально взятого ее количества. 3 ил., 2 табл.

Сд

QO

О .» тельного цилиндра с топливом водой @- и смесителем; на фиг. 2 — разрез A-A ф » на фиг. 1; на фиг. 3 — схема смесителя е

Прибор Пинкевича состоит из электромотора 1, кулачковой муфты 2, редук- а тора 3, направляющей трубки 4, вала 5, крыльчатки 6, кривошипа 7, шатуна 8, подвижного кольца 9, масляной ванны с электронагревом 10> крышки с отверстиями 11, кожуха масляной ванны 12, втулки 13 алюминиевой, стакана 14, подвески 15, резинового кольца 16, измери1578652 тельного стеклянного цилиндра 17, смесителя 18, топлива 19 и воды 20.

Смеситель 18 состоит из крышки 21 и днища 22, выполненных с 18 отверстиями диаметром 4 мм, подвижной заслонкой 23, закрепленной на днище с помощью фиксатора 24, утяжегяющей вставкой к смесителю 25., подвеской с фиксатором для установки смесителя на подвижном кольце аппарата Пинкевича, измерительными стеклянными цилиндрами

17 для помещения в них топлива и резиновыми кольиами 16 для крепления измерительных цилиндров в гнездах при15 бора Пинкевича.

Способ осуществляют следующим образом.

Перед проведением испытания в ванну прибора Пинкевича заливают от 7 до 8 дмЭ глицерина, включают электро20 нагрев, температуру глицерина доводят до 65 С и поддерживают ее с точностью +3 С в течение всего определения. В два чистых цилиндра 17 наливают 20 смЭ буферного раствора, приготовленного путем растворения в 1 дм дистиллированной воды 1,5 г К НРО и

4,7 r КН РО и 60 см топлива. Биэ линдры 17 устанавливают на резиновых прокладках в гнездах прибора Пинкеви- З0 ча. Два смесителя с присоединенными к ним подвесками 15 (без присоединения подвесок к подвижному кольцу 9 прибора Пинкевича) помещают в два дополнительных измерительных цилиндра 35

17, установленных в соседние (не ис" пользуемые для испытаний) гнезда прибора Пинкевича. При работающей мешалке прибора, выдерживают цилиндры с водотопливной смесью и смесителями при 40

65 :3 С в течении от 15 до 20 мин. С помощью автотрансформатора устанавливают такие обороты электромотора 1, качающегося механизма прибора Пинкевича, чтобы 20 двойных ходов его под- 45 вижного скользящего кольца, находящегося в верхнем исходном положении, производились за 60+3 с. Не изменяя регулировки автотрансформатора при остановленном с помощью выключателя 50 н а силов ом щитке эле к тродв и га те ля прибора, закрепляют с помощью фиксатора на подвижном кольце (при нахождении его в верхнем положении) прибора Пинкевича одну подвеску с присоединенным к ней смесителем 18 таким образом, чтобы нижняя часть смесителя вошла в верхнюю часть измерительного цилиндра. Включают элеткродвигатель прибора Пинкевича и производят приготовление эмульсии, обе.спечивая 20 полных двойных ходов (начиная из ве.рхнего положения) скользящего коль ца с з акре пленным н а нем сме сителем.

Электромотор 1 .прчбора отключается в конце 20 хода в момент достижения кольцом верхнего положения. Контролируют суммарное время 20 ходов кольца.

Оно должно составить 60+3 с. Одновременно с. выключением двигателя начинают отсчет времени отстаивания эмульсии. После выключения электродвигателя быстро отсоединяют подвеску от подвюкного кольца и удаляют ее вместе со смесителем из цилиндра, а также вынимают цилиндры из гнезда. В момент истечения 30 с отстоя эмульсии производят по шкале цилиндра отсчет количества отделившейся воды. Затем вновь устанавливают цилиндр в гнездо прибора, включают его электродвигатель и продолжают отстаивание эмульсии с одновременным ее термостатированием при температуре 65 3 С. По истечении

20 минут (с момента начала отстоя эмульсии) повторно останавливают электромотор и определяют количество отстоявшейся воды в цилиндре.

Повторяют описанные операции с использованием второго смесителя и второ ro изме рите льн о го ц илии др а.

Показатель деэмульгируемости рассчитывают по формуле а 100

D %

Ь о1 где. D — показатель деэмульгирующих свойств топлив, %; а — объем воды после отстоя, см ;

b — количество водя, взятое для и спыт ан ия, см э

При величине b, равной 20 см3, формула приобретает вид D = 5 а%..

Показатель деэмульгируемости определяют для 0,5 и 20 мин отстоя эмуль-. сие! .

За результат испытаний принимают среднее арифметическое двух параллельных определений каждого показателя деэмульгируемости.

Для определения оптимальных температур испытания и времени отстоя эмульсии по предлагаемому способу проведены испытания дистиллятных и остаточных топлив.

Результаты оценки деэмульгируемости топлив при различных температурах по количеству води (%), выделившейся (57865

Тз опица1 о

Количество отстояввейся BOllbl ° аО.X, при температуре, С

Образец топлива

50 ) 65

Время отстоя, мии

2001025)05(100)200

0,5

0,25 ) 0,5

10,0 ) 20,0

Дистнппятиые топлива

Дизельное, образец Р 1

Дизепьипе, образец р 2

Елияое суповое

Вакуумный погон

Остаточные топлива

Мазут Е-5> образец Р 1

Мазут О-5, образец Р 2

Мазут О-5, образец и Э

Мазут 40, образец В

Мазут 40, образец Р 2

97,5

97,5

97,5

97,5

97,5

97 5

97,5

97,5

95,0

95,О

90 0

45,0

975 928

92,4 97,0

95,0 15,0

97,5

97,5

92,5

32,5

90,0

95,0

73,3

2Э,О

87,5

75,5

50,0

0,0

96,5 97,5

97,0 85,0

90,0 96,0

85,0 95,0

86,2

87,5

27 5

5в2

80,5

75,0

25,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

О

9"

65,:

50 О

95,0 О,О

S8,5 0,0

61,0 О,О

28,0 .",О

20,0 0,0

"2

90,5

? 5 3 с

-., з

О 0

О и

4,5

О,О

О,О

0,0

О,О

58,5 сО,О

3,0

0,0

О,О

О,О

0,0

0,0

0,0

75i0

65,0

40,0

15,0

4,8

ЭО

0,0

0,0

0,0

0,0

Таблiiöà2

Количество отстоявшейся воды, об. 2, при температуре, С

70

Образец топлива

Время отстоя, мин

0,25 (0,5 10,0 ) 20 Q ) Q 25 1 Q c f 1О,Q j 20,0

Дистилля тные топи!в а

Дизельное топливо, образец 1в 1

Дизельное топливо, образец Н 2

Единое судовое

Вакуумный погон

Остаточные топлива

Мазут Ф-5 ° образец 1в 1

Мазут Ф-5, образец ш 2

Мазут Ф-5, образец 1в 3

Мазут М-40, образец 1в 1

Мазут М-40, образец 1в 2

84,0

88,5

97,0

97,5

88,5

92,0

97,5

97,5

82,0

27,0

3,5

90,0

62,4

14,О

97 ° О

92,0

90,0

97,0

97,0

94,0

90,4 г8,0

7,5

97,5

80,4

32,2

97,5

95,2

70,5

97,5

97,5

9?,О

О,О

О,о

О,о о,о

0,0

n,о

О,О

О,О

4 ° 5

36,0 зо,г

6,5

90,0

80;2

55,5

23,4

О,Q

О,О

Q,О о,о

0,О

10,5

0,0

O,О

О,о о,о

96,5

90,2

0,5

35,5

28,4 и 3

45, 40, 1О, 10, I1 l1

П р и и е ч а н и е. Знак - означает, что требуемое качество приготовления эмульсии не обеспечивается; на лне цилиилпа имеется слой воли, не перемешавшейся с топливом из эмульсии за различное время ее отстоя, приведены в табл. 1 и 2.

Из приведенных данных следует, что оптимальным значением температуо ры испытания является 65 С, при котором достаточно хорошо дифференцируются дистиллятные топлива (при времени отстоя 0,5 мин), а также дистиллятные и остаточные топлива между собой !

О (при времени отстоя 20 мин).

Из данных табл. 1 и 2 следует, что использование предлагаемого способа позволяет дисЯеренцировать как

15 дистиллятные, так и остаточные топлива. По известному способу отдельные образцы дистиллятных топлив (вакуумный погон) и все образцы остаточных топлив не ДиЬ!ЭеРендиРУютсЯ з их Де э- 20 мульгируемость равна нулю.

Формула из обре тения

Способ определения деэмульгирую- 25 щих свойств топлив путем смешения в цилиндрическом сосуде заданного количества воды и испытуемого топлива

2 6 при заданной температуре нагрева посредством смесителя, перемещающегося в смеси с заданной частотой и амплитудой для образования эмульсии, последующего отстаивания эмульсии в тече-. ние заданного для расслаивания времени, измерения количества воды, выпавшей в отстой, и оценкой деэмульгирующих свойств по соотношению количества води в отстое к первоначально взятому ее количеству, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности определения и.обеспечения возможности оценки как дистиллятных, так и остаточных топлив, в качестве смесителя используют полый цилиндр с перфорированными крышкой и днищем снабженный подви7?яой заслонкой, перекрывающей отверстия днища при погружении смесителя в сосуде, а смешение воды и топлива производят путем последоватеJIbFIHx погружений и извлечений смесителя с амплитудой 192 мм и частотой 20 1 мин в течение 1 мин при о температуре нагрева смеси 65 + 3 С и принятии времени расслаивания эмульсии 0,5 и 20 мин.

1578652

1578652

Составитель Н. Богданова

Редактор Е.Копча Техред H.Ходанич Корректор Э.Лончакава

Заказ 1914 Тираж 512 Подписи ое

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СЧСР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101