Способ определения нелинейности компенсационного акселерометра с корректирующими звеньями

Реферат

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля и регулировки компенсационных акселерометров. Целью изобретения является расширение частотного диапазона определения нелинейности характеристики акселерометра. Цель достигается тем, что измерительную ось акселерометра устанавливают последовательно в двух взаимно противоположных по отношению к ускорению свободного падения положениях. В обратный преобразователь подают переменный ток и для двух частот переменного тока при отключенном интегрирующем звене и отключенном дифференцирующем звене или дифференцирующем звене с уменьшенной постоянной времени измеряют изменение значения постоянного выходного сигнала и фазовые сдвиги между возмущающим переменным током и токами обратного преобразователя и нагрузочного резистора. Коэффициенты нелинейностей для любой частоты в полосе рабочих частот акселерометра вычисляют по определенным зависимостям. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля и регулировки компенсационных акселерометров. Целью изобретения является расширение частотного диапазона определения нелинейности характеристики акселерометров. На фиг. 1 представлена схема компенсационного акселерометра, поясняющая способ определения нелинейности; на фиг.2 пример частотной характеристики усилителя акселерометра с корректирующими звеньями. Устройство, реализующее предлагаемый способ, содержит чувствительный элемент 1 акселерометра с датчиком положения 2 и магнитоэлектрическим преобразователем 3. Чувствительный элемент 1 охвачен отрицательной обратной связью через усилитель 4. К выходу усилителя в цепь обратного преобразователя 3 включен нагрузочный резистор 5, а к обмотке обратного преобразователя через балластный резистор 6 подключен генератор 7 переменной ЭДС. Последовательно с обратным преобразователем включен амперметр 8 переменного тока, а в выходную цепь усилителя подключен амперметр 9 переменного тока. Параллельно нагрузочному резистору 5 и обратному преобразователю 3 присоединены соответственно фазометры 10 и 11. При работе компенсационного акселерометра измеряемое ускорение, действующее по оси чувствительности, отклоняет чувствительный элемент 1 акселерометра от положения равновесия. Это отклонение регистрируется датчиком положения 2, сигнал с которого через усилитель 4 и обратный преобразователь 3 создает момент, равный моменту, действующему на чувствительный элемент от измеряемого ускорения. Таким образом, ток в обратном преобразователе 3, а следовательно, и напряжение на нагрузочном резисторе 5 оказываются пропорциональными измеряемому ускорению. Компенсационному акселерометру присуща нелинейность характеристики преобразования ускорения в выходное напряжение. Одной из причин, вызывающей нелинейность, является возмущающий момент, возникающий в результате искажения магнитного поля в обратном преобразователе при прохождении по его катушке тока. Погрешность в измерении ускорения в результате действия возмущающего момента обратного преобразователя а1описывается выражением a1= P21a2-P31a3, где P21, P31 коэффициенты квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные возмущающим моментом; а измеряемое ускорение. Другой причиной, вызывающей нелинейность характеристики акселерометра, является неравномерность магнитной индукции в зазоре магнитопровода обратного преобразователя. Погрешность в измерении ускорения, вызванная неравномерностью индукции а2, подчиняется выражению а22а23а3, где Р23- коэффициенты квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные неравномерностью магнитной индукции. Влияние нелинейностей акселерометра проявляется в появлении ошибки в измерении переменного ускорения или при измерении постоянного ускорения при наложении на него переменной составляющей. Частотные искажения, присущие усилителю с корректирующими звеньями, делают эту ошибку зависимой от частоты переменной составляющей измеряемого ускорения. Для определения нелинейности в полосе пропускания акселерометра отключают интегрирующее звено, отключают дифференцирующее звено или уменьшают его постоянную времени. Отключение корректирующих звеньев делает коэффициент усиления усилителя во всем частотном диапазоне акселерометра постоянным и равным Ко (см.фиг.2). При отключенных корректирующих звеньях измеряют постоянные сигналы на выходе акселерометра для заданных в двух противоположных направлениях относительно оси чувствительности ускорений свободного падения ао и (-ао). В обмотку преобразователя 3 подают переменный ток от генератора ЭДС через балластный резистор 6. Частоту генератора 7 устанавливают в пределах полосы частот, для которой коэффициент усиления усилителя постоянен, например частоту f3 (см. фиг.2). Измеряют изменение постоянного сигнала акселерометра, вызванное подачей тока в обратный преобразователь, при ускорениях ао и (-ао). Фазометрами 10 и 11 измеряют фазовый сдвиг 1 между током нагрузочного резистора 5 и током генератора 7 и фазовый сдвиг 2 между токами обратного преобразователя 3 и генератора 7. Амперметрами 8 и 9 измеряют соответственно переменные составляющие токов обратного преобразователя и нагрузочного резистора. Устанавливают на генераторе 7 другое значение частоты в пределах полосы пропускания усилителя с коэффициентом усиления Ко, например частоту f4 (см. фиг. 2). Аналогично проведенным ранее измерениям для вновь установленной частоты определяют изменение постоянных сигналов акселерометра при ускорениях ао и (-ао), фазовые сдвиги Q1 и Q2 и переменные составляющие токов обратного преобразователя и нагрузочного резистора. Используя результаты измерений, вычисляют вспомогательные коэффициенты квадратичной и кубической нелинейностей для акселерометра с отключенными корректирующими звеньями Р20I, Р30I, Р2030 в соответствии с выражениями P201= P301= P20= P30= где n0= n10 n1= n2= G3= V3(ao)+ V3(-ao); G4= V4(ao)+ V4(-ao); G-3=-V3(ao)- V3(-ao); G-4= V4(ao)- V4(-ao); 3= 13+23; 4= 14+24; Iн3, Iн4 амплитуда тока нагрузочного резистора при частоте f3 и f4 соответственно; Iоп3, Iоп4 амплитуда тока обратного преобразователя для частот f3и f4 соответственно; КI крутизна характеристики акселерометра; V3(ao), V3(-ao), V4(ao), V4(-ao) приращение постоянных сигналов на выходе акселерометра при действии ускорений ао и (-ао) и при подаче на обратный преобразователь переменного тока частотой f3 и f4 соответственно 13, 14 сдвиг фаз между токами нагрузочного резистора и генератора при частотах f3 и f4 соответственно; 23, 24 сдвиг фаз между токами обратного преобразователя и генератора при частотах f3 и f4 соответственно; Коэффициенты нелинейности для акселерометра с подключенными корректирующими звеньями на любой частоте полосы пропускания акселерометра вычисляют по найденным вспомогательным коэффициентам в соответствии с выражениями P2fI=P20I; P3f1= P P2f= P P3f= P где Р2fI, P3f1 коэффициенты соответственно квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные возмущающим моментом, обратного преобразователя на частоте f; P2f,P3f- коэффициенты соответственно квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные неравномерностью магнитной индукции, на частоте f; Кf коэффициент усиления усилителя акселерометра на частоте f. Таким образом осуществляется определение нелинейности акселерометра в пределах его рабочей полосы частот.

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕЛИНЕЙНОСТИ КОМПЕНСАЦИОННОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА С КОРРЕКТИРУЮЩИМИ ЗВЕНЬЯМИ, заключающийся в том, что измерительную ось акселерометра устанавливают последовательно в двух взаимно противоположных направлениях относительно ускорения свободного падения, подают в обратный преобразователь переменный ток, производят измерения изменений постоянного выходного сигнала при двух различных значениях частоты переменного тока и фазовых сдвигов между возмущающим переменным током и токами обратного преобразователя и нагрузочного резистора, вычисляют коэффициенты квадратичной и кубической нелинейностей, отличающийся тем, что, с целью расширения частотного диапазона определения нелинейности, перед установкой отключают интегрирующее звено, отключают дифференцирующее звено или уменьшают его постоянную времени, две частоты переменного тока через обратный преобразователь устанавливают в полосе пропускания частот усилителя с отключенными корректирующими звеньями с постоянным коэффициентом усиления Ко, измеряют переменные токи обратного преобразователя и нагрузочного резистора, по отношению токов обратного преобразователя и нагрузочного резистора и по изменениям постоянного выходного сигнала акселерометра определяют вспомогательные коэффициенты квадратичной и кубической нелинейностей, вызываемых возмущающим моментом обратного преобразователя и неравномерностью магнитной индукции, а коэффициенты нелинейности на любой частоте полосы пропускания акселерометра вычисляют в соответствии с выражениями P2fI P20I где P2f, P3f коэффициенты соответственно квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные неравномерностью магнитной индукции, на частоте f; P2fi, p3fi коэффициенты соответственно квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные возмущающим моментом обратного преобразователя, на частоте f; P20, P30 коэффициенты соответственно квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные неравномерностью магнитной индукции, в полосе пропускания частот усилителя с отключенными корректирующими звеньями; P20i, P30i коэффициенты соответственно квадратичной и кубической нелинейностей, обусловленные возмущающим моментом обратного преобразователя, в полосе пропускания частот усилителя с отключенными корректирующими звеньями; Kо коэффициент усиления усилителя в полосе пропускания частот с отключенными корректирующими звеньями; Kf коэффициент усиления усилителя акселерометра на частоте f.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2