Канатоведущий орган подъемной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к шахтным подъемным устройствам. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения возможности считывания путевой информации. Устройство содержит барабан 1 с лобовинами 2, источник путевой информации 3, который содержит расположенные с равными промежутками по окружности одной из лобовин 2 замкнутые просечки, продольные зубцы или то и другое вместе. Источник путевой информации может быть выполнен в виде обода, жестко связанного с одной из лобовин. Обод изготавливается из пластичной полосы, в которой выполняют зубцы или прорези, помещают между упругими пластинами, изгибают в обод и закрепляют к лобовине. Устройство позволяет с помощью датчика путевой информации измерять в частности направление вращения канатоведущего органа. 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ($))$ В 66 D 30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П<НТ СССР (21) 4323257!24-11 (22} 30.10.86 (46) 23.07,90. Бюл. Н 27 (7!) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. М,М,Федорова и Московский институт стали и сплавов (72),A,А,Белоцерковский„ Н,B,Øàïo÷êà, .В.Л,Ашкалунин,.Н.Л.Беликов, В,В.Клименко и.З.Г,Салихов (53) 621 ° 864(088,8) (56) Стационарные установки шахт,/

flop ред. Б,Ф,Братченко, - М,. "Недра, 1977, с. 179. (54) КАНАТОВЕДУЩИЙ ОРГАН ЦОДЪЕМНОИ

МАШИНЫ . (57) Изобретение относится к шахтным подъемным устройствам. Цель изобретения - расширение функциональных воз- .

„„SU„„.157 5 А1

2 можностей устройства путем обеспечения возможности считывания путевой информации. Устройство содержит барабан 1 с лобовинами 2, источник путевой информации 3, который содержит расположенные с равными промежутками по окружности одной из лобо» вин 2 замкнутые просечки, продольные зубцы или то и другое вместе, Источник путевой информации может быть выполнен в виде обода, жестко связанного с одной из лобовин, Обод изготавливается из пластичной полосы, в которой выполняют зубцы или прорези, помещают между упругими пластинами, изгибают в обод и закрепляют к лобовине, Устройство позволяет с помощью датчика путевой информации измерять в частности направление вращения канатоведущего органа, 8 ил.

1579895

Изобретение относится к шахтным подъемным установкам и может быть использовано в муфтах, фуникулерах и канатных дорогах, 5

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устрой ства путем обеспечения возможности считывания путевой информации, На фиг.! изображен канатоведу щий орган, общий вид; на фиг.2 - развертка лобовины с зубцами и контрольными промежутками; на фиг.3 - то же, с зубцами в виде утолщений и контрольными промежутками; на фиг.4то же, с замкнутыми просечками и контрольными промежутками между ними; на фиг ° 5 — то же, с зубцами и полузубцами; на фиг.6 - то же, с просечками и полупросечками; на фиг ° 7то же, с утолщениями и полуутолщениями; на фиг.8 - то же, с зубцами и просечками и контрольными промежуткамие

Канатоведущий орган представляет собой рабочий орган (барабан или шкив) 1, торцы которого заканчиваются лобовинами 2, к которым присоединен источник путевой информации в виде обода 3 с расположенными по его окружности зубцами 4, утолщениями 5 или замкнутыми прорезями 6. На ободе имеются контрольные промежутки 7 между утолщениями 5, зубцами 4 или замкнутыми прорезями 6, В контрольных промежутках 7 могут быть расположены полупросечки 8 или полузубцы 9.

Зубцы 4, утолщения 5 или замкнутые прорези 6 могут быть выполнены как непосредственно на лобовине 2, так и на специально предназначенной для этого ленте 10, которая затем в виде обода 3 крепится к лобовине 2.

Изготовление ленты 10 с последующим ее сгибом и креплением к лобовине позволяет повысить точность изготовления, Контрольные промежутки 7 должны быть неравномерно распределены по окружности обода 3. Причем их долж50 но быть не менее трех. Это необходимо для достоверного определения направления вращения канатоведущего органа, Так, например, если на ободе имеется три полуэубца, между первым

55 и вторым которых расположены два зубца, между вторым и третьим - пять зубцов, а между третьим и первымвсе остальное, Тогда при вращении канатоведушего органа в одну сторону будет формироваться последовательность импульсов, образованная следующей последовательностью конструктивных элементов: последовательность зубцов - полуэубец - два зубца — полузубец — пять зубцов - полузубецпоследовательность зубцов, При вращении канатоведущего органа в другом направлении путевая информация будет иметь следующий вид: последовательность зубцов — полузубец — пять зубцов полузубец - два зубца - полузубец - последовательность зубцов.

Отсюда видно., что направление вращения канатоведущего органа можно легко идентифицировать, Проще в изготовлении и использовании (определяется датчиком„ считывателем путевой информации) канатоведущие органы, снабженные ободами с зубцами и полузубцами (фиг,5) и с просечками и полупросечками (фиг,6), а также с зубцами, пропу"ками зубцов и просечками (фиг,8). Поскольку датчик-считыватель путевой информации не имеет отношения к конструкции канатоведущего органа, на фиг,I он и-; показан, Kro функции может выполнять любой датчик, формирующий дискретную информацию при перемещении в области его действия каких-либо объектов, изменяющих магнитные, электрические, оптические, механические или (и) другие свойства контролируемого датчиком пространства: электромагнит, конденсатор, фотоэлемент, микровыключатель и т.д, Способ изготовления канатоведущего органа, включающий изготовление канатоведущего шкива, торцы которого заканчиваются лобовинами для приложения тормозного усилия и обеспечения прочностных характеристик шкива, состоит в следующем, Берут ленту из пластичного материала, например, из жести, алюминия, меди, поливинила и т.д,, размеры которой (ширина 100150 мм, толщина 0,5-5 мм) определяются требованиями к пластичности, гибкости ленты и конструкционной жесткости получаемого чз ленты обода, Потом ленту укорачивают до раз меров, определяемых длиной окружности лобовины, причем внутренней ее поверхности (фиг,1), Затем указанную ленту подвергают механической обработке, например штамповке, фрезеровке, и формируют с шагом 30-50 мм кон5 15 структивные элементы: зубцы, гросеч- . ки или утолщения с соответствующиьм полузубцами, полупросечками, полуутолщениями или пропусками зубцов, просечек и утолщений, Причем на ленте должно быть целое число конструктивных элементов, Поскольку конструктивные элементы нарушают однородность ленты, а необходим равномерный ее сгиб, то теперь берут «еще две вспомогательные упругие ленты с большей жесткостью, например стальные, латунные и т.д., причем длина одной вспомогательной ленты должна быть короче, а другой длиннее на величину, соответствующую толщине основной ленты с конструктивными элементами, Потом все три ленты сгибают в обод, причем короткая вспомогательная лента должна образо вать внутренний обод, И, наконец, не удаляя вспомогательных лент,крепят ленту к лобовине 2, например, при помощи сварки, пайки, болтов, клепок или клея. После этого вспомогательные ленты удаляют, Изготовленный таким образом канатоведущий орган работает следующим образом, При вращении на барабан 1 навивается (или наоборот сматывается) канат, Поскольку лобовина 2 и обод 3 жестко соединены с барабаном 1, то во всех изменениях характера врашения канатоведущего органа непосредственно участвует лобовина 2 и обод

3 с зубцами (утолщениями или просечками), Поэтому лобовина кроме функций места приложения тормозного уси- . лия и обеспечения необходимых прочностных характеристик канатоведущего органа выполняет еще функцию формирователя путевых импульсов, 79895 6 указанная функция реализуется следующим образом (поясним это на примере одного из конструктивных элементов — на зубцах и полузубцах - фиг.5).

Конструктивные элементы должны быть в поле деятельности датчиков, считывателей путевой информации, Причем у датчиков могут быть один или два воспринимающих элемента, Наиболее удобно использовать датчик с двумя воспринимающими элементами, Тогда один воспринимающий элемент будет осуществлять контроль нахождения в поле его деятельности зубцов, а другой - полузубцов. Тогда каждому зубцу на лобовине соответствует перемещение сосуда в стволе шахты на расстояние 3-5 см (в зависимости от ша20 ra зубцов на лобовине), а определенной последовательности полузубцов и зубцов на лобовине — направление вращения канатоведущего органа, 25

Формула изобретения

Канатоведущий орган подъемной машины, содержащий барабан, ма торцах

3О которого соосно с ним закреплены

° тормозные ободья, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей путем обеспечения считывания пу- .

35 тевой информации, по окружности одного из тормозных ободьев выполнены зубцы, часть из которых расположена на одинаковом расстоянии друг от друга, а остальчые зубцы расположены

О друг от друга на расстоянии большем, чем указанные зубцы с образованием контрольных промежутков, расположенных друг от друга на разных расстояниях, l 579895

Фиг.5

1579895

Тираж 606

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Редактор Н,Яцола

Заказ 1990

Составитель А,Любин

Техред М.Моргеитал

Корректор С.Черни

Подписное