Присадка к топливу
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к жидким углеродсодержащим топливам, в частности к присадке к топливу. С целью повышения стабилизирующей эффективности присадка имеет следующее соотношение компонентов, мас.%: алифатический амин 20 - 50 4-(N, N-диметиламинометил)-2,6-ди-трет-бутилфенол - до 100. Алифатический амин имеет общую формулу RR 1, NN, где R - H или изопропил R 1 - алкил C 4 - C 12 или фракция C 17 - C 21. 5 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) (51)5 С 10 Ь 1/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Й АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛНРЫТИЯМ
flPH ГКНТ СС(Р (21 ) 4451 208/23-04 (22) 26.04.88 (46) 23. 07. 90. Бюл. 1(1 27 (72) Т.П.Вишнякова, И.А.Голубева, Т.С.Громова, О.П.Лыков, Т,В,Попова, Т.Н.Г1итусов11, И.Я.Пережигина, Б,А,Энглин, А Г1.Сенекина, А Г1, Данилов > А.А. Сепягина, Н. Н. Демина, В.C,Àçîâ, В.И.Гречко, Д.П,Журбин
Ф и M.M.Àôàнасенко (53) 665.75(088,8) (56) Саблина 3.A. Гуреев А.A.
Присадки к моторным топливам, — Г1.:
Химия„ 1977, с. 105-117.
Авторское свидетельство СССР
М 564332, кл, С !О L 1/22, 1975.
Изобретение касается улучшения химической стабильности углеводородных топлив за счет введения в ннх и рисадок .
Целью изобретения является повышение ста(.или1ирующей эффективнос ги присадки для углеводородных топлив, Составляют смеси ОИИ вЂ” 4-(N N-диметиламинометил) -2, 6-ди-трет-бутилфенол — с алифатическими аминами в разных соотношениях. Данную присацку йспытывают в двух образпах прямогонного дизельного топлива, содержащего 30% легкого газойля каталити" ческого крекинга (ЛГКК).
Характеристики ЛГКК H Q(P 1bH oro топлива представлены в табл, Для экспериментов берут алифатические амины квалификации r, флотамин стеариновый технический, а также
2 (54) ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ (57) Изобретение относится к жидким углеродсодержашк1 топливам, в частности к присадке к топливу. С целью повышения стабилизирующей эффективности присадка имеет следующее соотношение компонентов, мас,%: алифатический амин 20-50; 4-(N,N-диметнламино- метил)-2,6-ди-трет-бутилфенол — до
100, Алифатический амин имеет общую формулу IB„NH где  — Н или изопропил; H — aëêèë С+-(;> или фракция
С(7-С,. 5 табл. фракцию первичных алифатических аминов (1g (11 °
Характеристика этой фракции приведена в табл. 2. .Химическую стаб1гльнОсть топлив с присадкамн Оценивают Meòîäîì, входящк1 в комплекс методов квалификациОнной t. ценк н дна - ль ных тонлнв за ключающнмся в íarpe»e испытуемого обрaçöa при 100 (: в те:.ение 16 ч в присутствии мапной н:1астинки. После б нагревания определяют нерастворимый( осадок, образующийся в процессе окисления, Пример. В 400 мл отфильтрованного нспытуе..:ого топлива растворяют 0,0096 г (!.1!(1: и".ñ.%) фракции первичных алифат11ческих аминов
С „-С., и 0,0384 г (0,012 мас.%) присадки ОГ1И. Топливную композицию за3 1 579928 Д
До 100
Та блица
ЛГКК
Прямоганное дизельное топливо
902
933
856
Цетановое число
Фракционный состав: начало кипения, С
190
202
203
2I 0
220
246
217
228
258 ливают в промытую и высушенную бутыль, подвешивают на суровой нитке медную пластинку. Подготовленную таким образом бутыль ставят в предваритель на на г ре тый шк аф, Т емп е ра ту ру поддерживают. 100+ 3 C. Испытание проводят в течение 16 ч в два этапа (по 8 ч каждый), После 16 ч топливо вынимают, охлаждают в темноте в течение 4-6 ч до комнатной темпера туры и фильтруют через доведенный до постоянной массы фильтр "синяя лента".
Количество осадка (в мг/1 00 мл топлива) вычисляют па формуле (а С) -10З о 4 где 0 - исхацный вес фильтра; ,1
G., - в ес филь тpa с осадк ам .
Все остальные. топливные компози" ции готовят и испытывают аналогичным образом.
1.
Влияние композиции ОМИ и флатамина на осадкаааразавание в смеси 30%
ЛГКК (образец 1) и 70% прямаганнаго дизельного топлива показано в табл. 3 ..
Влияние композиции ОМИ и фракции первичных алифатических аминов С „С 1 на осадкаобразавание и смеси 30% ЛГКК (образец 2) н 70% прямоганнага дизельного,. топлива показано в табл. 4.
Таким образом, композиции ОИИ с алифатическими аминами ри определенном соотношении компонентов существенно снижают осадкообразование в топливе, превосходя по эффективности действия входящие в состав композиXB pBK тер ис т. .-п и топлив а
Плотность при 20 С, кг/м
10% переганяется при тем" йературе, (", ции компоненты в той же концентрации, то есть наблюдается эффект вьппе аддитив ного .
Оптимальное соотношение ОМИ: амин
1:1 — 4:1 Увеличение асадкоабразавания при больших концентрациях амина объясняется тем, что он всей своей массой переходит в осадок при испытаниях. При большем содержании ОМИ синергический эффект также не наблюдается. При испытаниях используют разные образцы ЛГКК, отличающиеся па физико-химическим характеристикам и стабильности. Поэтому результаты испытаний различаются.
Стабилизирующая эффективность композиции 0,0075% ОМИ и 0,0075% фракции первичных,алифатическчх аминов
C -С <1 превышает эффективность одного толька ОМИ в концентрации 0,015% (апыт 13).
Г
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
Присадка к топливу, содержащая
4-(11,N-диметиламинометил)-2, 6-ди-трет-бутилфенол, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения стабилизирующей эффективности, ана дополнительно содержит алифати" ческий амин общей формулы RR NH.
1 где R — И или иэопропил, R 1 — С < -С,у алкил или фракция С, -С .„, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Алифатический амин 20-50
4-(М,N-Диметиламинометил)-2,6-ди-третбутилфенол
1579928
11родолжепие табл. 1
Характеристики топлива
ЛГКК
1 2
224
231
266
229
233
278
234
235
288
240 240
247 246
298
31 3
255 251
268 26!
330
335
282 277
296(98) 288
360 конец кипения (98,5%), С
Вязкость кинематическая при
20 0, мм /с
2,52
6,69
Температура, С:
-63
-48 застывания вспышки в закрытом тигле
72
9) Содержание фактических смол, мг/100 мл
0,17
Кислотность, мг КОН/100 мл
0,20
0,77
Иодное число, г 1 /100 г
Зольность, Х
7,37
3,32
О, 004
Коксуемость 10%-ного остатка, Х 0,36
Коэффициент фильтруемости
0,08
2,12
Внешний вид
Т:) б л и и
Элементный состав, мас. Х т 1
ОсновХарак те рис тика ность, мл HCl/г
С Н О N
Воскооб79,85 14,35
246
5,80
Фракция С 1 — С, первичных алифатических аминов разное вещество белого цвета 37,85
Молекулярнаяя масса
Прямогонное дизельное топливо
1 579928
Концентрация, мас.7.
Опыт
Соотношение ОМИ:
:флотамин
Осадок, мг/100 мл
ОМИ флотамина
1,43
0,01
1,35
1,10
1:9
1,2) 5
1:2,5
1,)5
О 87
О,бб
4:1
9:1
1,10
0„006
О 09
1,5:1
0,92
Концентрация в топливе, мас.Х
Осадок, мг/100 мл
Массовое
Опыт соотношение ОМИ:
ОМИ
: амин
О, 015
О, 075
2:1
4:1
6:1
О, 520
О, 610
132
0,900
1 4
1 «035
О, 533
О, 303
0,01
О, 001
0, 003
0,005
Оэ008
0,009
11 0,015
13 - 0 075
14 0,010
15 О, 012
)6, 0,013
17 0,005
18 0,003
19 0,0375
20 0,005
О, 009
О, 007
0 005
О 002
0 00) Фракция аминов С, 7 -С
О, 005
О, 003
0,002
0 О)О
0 012
0,0375
0,005
Таблица 3
Та блица 4
2,050
О, 560
1, 226
0,107
0,470
1 579928
Таблица 5
"Опыт
Концентрация в топливе, мас.7.
Амин
Массовое соотноОсадок, мг/100 мл шение амин: ОМИ
ОМИ амина
2, 050
0,560
0,015
0,015
0,0075
1, 980
0,472
0,0075
Иэопропилоктадециламин
0,0075
О, 0075
Составитель Н. Богданова
Техред Л.Олийнык Корректор Н. Король
Редактор Н, Гунько
Заказ 1991
Тираж 452
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, iK-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101
11
21 Бутиламин
24
25 Дидопециламин
0,015
О, 0075
0,015
О, 0075
0,775
О, 204
1,347
О, 212