Самосмазывающийся подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах. Цель изобретения - повышение долговечности подшипника. Самосмазывающийся подшипник скольжения содержит корпус 1 с разрезной втулкой 2. В зазоре 5 между корпусом и втулкой размещена шпонка 6. При износе внутренней поверхности втулки 2 она поворачивается относительно корпуса и фиксируется шпонкой 6. Износ внутренней поверхности втулки 2 в течение всего рабочего цикла компенсируется за счет выбирания прорези 7 во втулке, что повышает срок службы подшипника. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 33/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4351805/31-27 (22) 28.12.87 (46) 23.07.90. Бюл. № 27 (71) Новочеркасский политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (72) Д. Т. Авдеев, Ю. А. Васечко, Т. В. Куприянова и И. Н. Редько (53) 621.822.5 (088.8) (56) Патент Англии № 1103714, кл. F 16 С 33/20, 1968.
„,Я0„„1580066 А 1
2 (54) САМОСМАЗЫ ВАЮ ЩИ Й СЯ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах. Цель изобретения— повышение долговечности подшипника. Самосмазывающийся подшипник скольжения содержит корпус 1 с разрезной втулкой 2.
В зазоре 5 между корпусом и втулкой размещена шпонка 6. При износе внутренней поверхности втулки 2 она поворачивается относительно корпуса и фиксируется шпонкой 6. Износ внутренней поверхности втулки 2 в течение всего рабочего цикла компенсируется за счет выбирания прорези 7 во втулке, что повышает срок службы подшипника. 2 ил.
1580066
Со с та в и тел ь А. Ба бен к о
Редактор О. Головач Техред A. Кравчук Корректор О. 1ипле
Заказ 1998 Тираж 535 Подписное
БНИИГ!И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
I! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугнская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «11атент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах.
Цель изобретения — повышение долговечности.
На фиг. 1 изображен самосмазывающийся подшипник скольжения, поперечное сечение; на фиг. 2 — втулка со спиральной прорезью, вид сверху.
Самосмазывающийся подшипник скольжения содержит корпус 1, в расточке которого размещена разрезная втулка 2.
Цапфа вала 3 установлена во втулке 2 с натягом. Наружная поверхность втулки 2 выполнена с участком 4, эксцентричным внутренней поверхности втулки 2, контактирующей с цапфой вала 3, при этом между участком 4 поверхности втулки 2 и расточкой корпуса 1 образован зазор 5. В расточке корпуса 1 установлена призматическая шпонка 6, контактирующая с участком 4 поверхности втулки 2. Прорезь 7 втулки 2 выполнена спиральной.
Самосмазывающийся подшипник работает следующим образом.
В процессе работы самосмазывающегося подшипника скольжения цапфа вала 2 вращается внутри втулки 2. По мере работы внутренняя поверхность втулки 2 изнашивается. Натяг ослабляется, силы трения, сцепляющие внутреннюю поверхность втулки
2 и наружную поверхность цапфы вала 3, уменьшаются. При этом величина крутящего момента, передающегося от цапфы вала
3 к втулке 2, достаточна для проворачива ния втулки 2 относительно поверхности цапфы вала 3. Шпонка 6 заклинивает повернувшуюся часть поверхности 4. Выработка между цапфой вала 3 и втулкой 2 ликвидируется. Размещение прорези по винтовой линии способствует удалению продуктов износа из зоны трения между цапфой вала 3 и втулкой 2.
Таким образом, износ внутренней поверх-. ности втулки, возникающий в процессе эксплуатации самосмазывающегося подшипника скольжения, постоянно, в течение всего рабочего цикла, компенсируется за счет выбирания прорези во втулке, что значительно повышает срок службы подшипника.
Формула изобретения
Самосмазывающийся подшипник скольжения, содержащий установленные в расточке корпуса разрезную втулку с внутренней цилиндрической поверхностью для вала и средство фиксации втулки от проворота, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, вал установлен во втулке с натягом, наружная поверхность втулки выполнена с участком, эксцентричным ее внутренней поверхности, для образования зазора между последним и расточкой корпуса, а средство фиксации втулки выполнено в виде призматической шпонки, размещенной в упомянутом зазоре, при этом
ЗО втулка выполнена разрезной по винтовой линии.