Коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач. Цель - повышение надежности коробки - достигается за счет упрощения механизма включения передач. Вал 2 коробки выполнен полым и в нем размещен осеподвижный шток 6 с рабочими выступами 7. Установленные на валу 2 колеса выполнены в виде дисков 8 с перемещаемыми в их радиальных пазах зубчатыми секторами 9 (или отдельными зубьями). Включение передач осуществляется перемещением штока 6, при котором выступы 7 взаимодействуют с опорными участками секторов 9, перемещая последние и вводя в зацепление с соответствующим колесом ведущего вала 1. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 151)5 F 16 H 3/34, 55/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А 8TOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4487380/25-28; 4622610/25-28 (22) 27..09.88, (46) 23.07 ° 90. Бюл. № 27 (75) В.С.Паутин (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1295094, кл. Р 16 Н 3/42, 1985.

Патент Германии ¹- 135784, кл. 47 h 12, 1902. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач. Цель — повышение надежности коробки — достигается за счет упрощения механизма включения передач.Вал

2 коробки выполнен полым и в нем размещен осеподвижный шток 6 с рабочими выступами 7. установленные на валу 2 колеса выполнены в виде дисков 8 с перемещаемыми в их радиальных пазах зубчатыми секторами 9 (или отдельными зубьями) ° Включение передач осу-. ществляется перемещением штока 6, при котором выступы 7 взаимодействуют с опорными участками секторов 9, перемещая последние и вводя в зацепление с соответствующим колесом ведущего вала 1. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

1580095

Изобретение относится к машиностроению; а именно к коробкам передач.

Цель изобретения — повышение надежности коробки передач за счет упрощения механизма включения передач.

На фиг.! изображена коробка передач; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,l; на фиг.3 — конструктивный вариант коробки; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.3.10

Коробка передач содержит два вала

1 и 2, На валу 1 установлены зубчатые колеса 3 — 5. Вал 2 выполнен полым, и в нем размещено устройство для введения установленных на нем колес после- 15 довательно и попарно в зацепление с соответствуюцими колесами 3 — 5 вала l.

Устройство для введения в зацепление колес вала 2 выполнено в виде со- 2р осного осеподвижного штока б с рабочими радиальными выступами 7. Колеса полого вала 2 выполнены в виде жестко закрепленных на нем дисков 8 с радиальными пазами и размещенных в па- Я5 зах с возможностью упругого перемещения в них элементов зацепления (зубчатых секторов 9) для одновременного взаимодействия каждого колеса с рабочимй радиальными выступами 7 штока б и зубьями соответствующего колеса 3

5 вала 1. В конструктивном варианте (фиг.3 и 4) вместо зубчатых секторов в пазах дисков колес полого вала 10 в качестве элементов зацепления могут быть размецены зубья 11. Рабочие выступы штока 12 могут быть выполнены в виде последовательно размещенных на его длине кольцевых буртов 13-15, количеством соответственно числу пере- 40 дач. Упругость перемещения секторов 9 (или зубьев 11) в пазах дисков 8 обеспечивается пружинами 16 (или пружинами 17 в варианте на фиг.3). Шток 6 фиксируется относительно корпуса 18 45 коробки с помощью фиксатора 19. Для повышения плавности включений со стороны торцов выступов 7, буртов 13

15 и на соответствующих размещенных

B TIa33x рНсКоВ участках сеКТороВ 9 H зубьев 11 выполнены. заходные фаски.

Дпя увеличения жесткости колес вИла

2 секторы 9 могут иметь на взаимно

4 обращенных участках входящие друг в друга выступы и пазы (не показано).

Коробка передач работает следующим образом.

Barr 1, являющийся, например, ведущим, вращается. Для включения нужной передачи перемещают шток б вдоль вала 2 ° Выступы 7 штока б взаимодействуют с соответствующими участками секторов 9, упруго перемецая последние вдоль радиальных пазов дисков 8 до введения в зацепление с соответствующим колесом 3 — 5 вала !. В варианте на фиг.3 и 4 бурты 13 — 15 взаимодействуют с соответствующими участками зубьев 11. Благодаря наличию нескольких буртов 13 — 15, рабочий ход штока 12 при переключениях меньше,чем в варианте на фиг.l и 2.

Достоинством конструкций является отсутствие постоянного зацепления колес и отсутствие управляемых муфт.

Формула из о брет ения

Коробка передач, содержащая два вала, установленные íà них зубчатые колеса для последовательного попарного зацепления друг с другом, один из валов выполнен полым и в нем размещено устройство для введения его колес в зацепление с соответствующими колесами второго вала в виде соосного осеподвижного штока с рабочими радиальными выступами, о т л и ч а ю щ а я — . с я тем, что, с целью повышения надежности за счет упрощения механизма включения передач, колеса полого вала выполнены в виде жестко закрепленных на нем дисков с радиальными пазами и размеценных в пазах с возможностью упругого перемещения в них элементов зацепления для одновременного взаимодействия каждого колеса с рабочими выступами штока и зубьями соответствующего колеса второго вала.

2. Коробка передач по п.1, о т— л и ч а ю ц а я с я тем, что рабочие. выступы штока выполнены в виде последовательно размещенных на его длине кольцевых буртов количеством, соответствующим числу передач.

1 5800 3 э

Фиг. У

Состави жль В. Сергеев

Редактор Со Патрушева Техред П, Сердюкова Корректор Э,Лончакова

Заказ 2000 Тираж 491 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва„ Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101