Устройство для испытания зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования изгибной и контактной прочности зубьев колес в условиях моделирования требуемого закона распределения нагрузки вдоль контактных линий зацепляющихся колес. Целью изобретения является повышение точности и нагрузочной способности при воспроизведении реальных нагрузок в зацеплении, а также упрощение конструкции. При работе оправку 2 с закрепленным испытуемым колесом 3 устанавливают в корпус 1. Нагружающий элемент 6 с отрегулированным углом перекоса и, следовательно, зазором 11 при помощи пластин устанавливают рабочей поверхностью 8 к зубу 9 колеса 3. Включая нагружатель, осуществляют нагружение зуба 9, состояние которого контролируют визуально или с помощью датчиков. 2 ил.
СОЮЗ СОБЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А) (19) (11) (51)g G 01 И 13/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЛ. В»
19 15
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4411845/25-28 (22) 18.04.88 (46) 23.07.90. Бюл. 1 - 27 (71) Белорусский политехнический институт (72) С.А.Беляев и А.С.Беляев (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
К- 491861, кл. G 01 И 13/02, 1975.
Авторское свидетельство СССР
748160, кл. G 01 М 13/02, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАШИ
ЗУБЧАТЬБ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования изгибной и контактной прочности зубьев колес в условиях моделирования требуемого закона распределения нагрузки вдоль контактных линий зацепляющихся колес. Целью изобретения является повьппение точности и нагрузочной способности при воспроизведении реальных нагрузок в зацеплении, а также упрощение конструкции. При работе оправку 2 с закрепленным испытуемым колесом 3 устанавливают в корпус 1. Пагружающий элемент 6 с отрегулированным углом перекоса и, следовательно, зазором
11 при помощи пластин устанавливают рабочей поверхностью 8 к зубу 9 колеса 3. Включая нагружатель, осуществляют нагружение зуба 9, состояние которого контролируют визуально или с помощью датчиков. 2 ил.
1580202
50
Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования изгибной и контакт5 ной прочности зубьев колес в условиях моделирования требуемого закона распределения нагрузки вдоль контактных линий зацепляющихся колес.
Цель изобретения — повышение точности и нагрузочной способности при воспроизведении реальных нагрузок в зацеплении, а также упроще конструкции.
На фиг.1 изображено устройство, общий вид; на фиг.2 — схема взаимодействия рабочей поверхности наi ружающего элемента с зубом испытуемого колеса.
Устройство содержит корпус 1 с оп- 2р равкой 2 для установки испытуемого колеса 3, нагружатель (не показан), взаимодействующий с последним переходник 4 с пазом 5. В пазу 5 расположен нагружающий элемент 6, имеющий опорную 7 и рабочую 8 поверхности, последняя из которых Я предназначена для взаимодействия с зубом 9 испытуемого колеса 3. Переходник 4 установлен в корпусе 1 с возможностью пе1земещения в плоскости действия нагружателя. Опорная поверхность 7 и контактируюцая с ней поверхность 10 паза 5 выполнены цилиндрическими, оси цилиндров (не показаны) которых
35 соосны.и перпендикулярны плоскости перемещения переходника 4. Нагружающий элемент 6 размещен в пазу 5 с возможностью поворота вокруг оси цилиндров и с зазором 11 между рабочей поверхностью 8 и другой поверх.ностью 12 паза 5.
Величина зазора 11 зависит от величины моделируемого угла перекоса зубьев 9 от колеса 3 и не должна бить меньше, чем з1= В где Д вЂ” величина зазора 11;
Р— ширина паза 5; у — моделируемый угол перекоса в контакте рабочей поверхности 8 с контактной линией испитываемого зуба 9.
Величина угла у перекоса устанавливается путем регулировки зазора 11 с помощью, например, пластин 13, помещенных в зазор 11, при этом их толщина пропорциональна величине моделируемого угла перекоса.
Устройство может быть снабжено вторым переходником 14, закрепленным в корпусе 1, например, соосно переходнику 4, дополнительный нагружающий элемент 15 которого взаимодействует с другим зубом 9 испытуемого колеса .3, которое в этом случае устанавливается на оправке 2 свободно.
Устройство работает следующим образом.
Оправка 2 с закрепленным испытуемым колесом 3 устанавливается в корпус 1. Нагружаюций элемент 6 с отрегулированным согласно программы испытаний углом г перекоса и, следовательно, зазором 11 при помощи плас" тин 13 устанавливают рабочей поверхностью 8 к зубу 9 колеса 3 и затем, включая пагружатель, осуществляют его нагружение усилием P. Состояние .зуба 9 и его рабочей поверхности в зоне контакта с элементом 6 контролируется визуально или с помоцью специальных датчиков.
При моделировании равномерного закона распределения нагрузки зазор 11 не регулируется и нагружающий элемент 6 самоустанавливается своей рабочей поверхностью 8 по контактной линии зуба 9 независимо от, величины погреыности его изготовления по нап- " равлешпо.
При использовании второго переходника 14 нагружающими элементами
6 и 15 могут моделироваться углы перекоса с различными законами распределения нагрузки в зацеплении: элементом 6 — перекос с треугольным законом распределения, элементом 15— с трапецеидальным.
Повышение точности и нагрузочной способности обеспечивается соосным расположением переходника и нагружатсля, а также самоустановкой и регу- лировкой положения нагружающего элемента относительно переходника и испытуемого зуба.
Формула изобретения
Устройство для испытания зубчатых колес, содержащее корпус с оправкой для установки испытуемого колеса, нагружатель, взаимодействуюций с по6
Фиг. 2
Составитель Ю.Красненко
Редактор Н.Лазаренко Техред.Л,Сердюкова Корректор М. Кучерявая
Заказ 2005 Тираж 437 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101 следним переходник с пазом и размеI щенный в пазу нагружающий элемент, имеющий опорную и рабочую поверхности, последняя из которых предназначена для взаимодействия с зубом испытуемого колеса, о т л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью повышения точности и нагрузочной способности при воспроизведении реальных нагрузок в зацеплении, а также упрощения конструкции устройства, переходник установлен в корпусе с возможностью
80202 б перемещения в плоскости действия нагружателя, опорная поверхность нагружающего элемента и контактирующая с ней одна иэ поверхностей паза
5 переходника выполнены цилиндрическими, оси цилиндров которых соосны и перпендикулярны плоскости перемещения переходника, нагружающий элемент размещен в пазу последнего с возможностью поворота вокруг оси цилиндров и с зазором между рабочей поверхностью и другой поверхностью паза.