Зубчатая передача для усталостных испытаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание. Целью изобретения является сокращение времени и числа испытуемых зубчатых колес, необходимых для определения предела выносливости или построения кривой усталости, а также повышения достоверности результатов испытания. Целью изобретения является также создание нагрузок на зубьях отдельно выделенных центральных секторных участков испытуемых колес, соответствующих различным точкам кривой усталости. В зубчатой передаче зубчатые колеса разного диаметра, отношение чисел зубьев Z б большего колеса к числу зубьев Z м меньшего колеса не равно целому числу и определено по зависимости. Одно из колес состоит из смещенных вдоль оси колеса нескольких групп центральных и боковых секторных участков, зубчатых и со срезанными зубьями, с одинаковыми числами соответственно зубьев и срезанных зубьев в каждой группе в отдельности. Предложено несколько вариантов выполнения групп секторов. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (g1)g G 01 М 13/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4455135/25-28 (22) 05.07.88 (46) 23.. 07. 90. Бюл, К . 27 (71) Киевский политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) В.А. Стадник, H.В.Хильчевский, B.Ì. Тарасов и В.В.Стадник (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Н 1432366, кл. С 01 М 13/02, 1986 ° (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ HCIIHTAHHA (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание. Целью изобретения является сокращение времени и числа испытуемых зубчатых колес, необходимых для определения предела выносливости или построения кривой устаИзобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание.
Цель изобретения — сокращение времени и числа испытуемых зубчатых колес, необходимых для определения предела выносливости или построения кривой усталости, повышения достоверности результатов испытания путем уменьшения опасности поломки зубьев, лости, а также повышения достоверности результатов испытания. Целью изобретения является также создание нагрузок на зубьях отдельно выделенных центральных секторных участков испытуемых колес, соответствующих различным точкам кривой усталости. В зубчатой передаче зубчатые колеса разного диаметра, отношение чисел зубьев Z g большего колеса к числу зубьев Z „, меньшего колеса не равно целому числу и определено по зависимости. Одно иэ колес состоит иэ смещенньж вдоль оси колеса нескольких групп центральных и боковых секторных участков, зубчатых и со срезанными зубьями, с одинаковыми числами соответственно зубьев и срезанных зубьев в каждой группе в отдельности.
Предложено несколько вариантов выполнения групп секторов. 1 з.п.ф-лы, 5 ил. а также создание нагрузок на зубьях отдельно выделенных центральных секторных участков испытуемых колес,соответствующих различным точкам кривой усталости.
На фиг. 1 показан стенд замкнуто,го контура с зубчатыми передачами для усталостных испытаний; на фиг.2 развертка меньшего колеса; на фиг.
3 — развертка большего колеса; на фиг. 4 — то же; на фиг. 5 — развертка меньшего колеса.
1580204.Стенд содержит две зубчатые передачи для усталостных испытаний, каждая иэ которых смонтирована в отдель ном картере и состоит иэ двух колес
1, 2 и 3, 4, причем колеса 2 и 4, например, имеют больший диаметр, чем колеса 1, 3.. Колеса 2 и 4 выполнены, например, трехвенцовыми, составленными иэ зубчатых секторов, а колеса
1 и 3 составлены из зубчатых секторов и венцов. Тихоходный 5 и быстро-. ходный б валы соединяют соответственно колеса 1, 3 и ?,4 с помощью муфты 7 нагружения и жесткой муф- . ты 8. Привод 9 через муфту 10 связан с одной из передач. Отношение числа зубьев Е большего колеса
2 к числу зубьев Z меньшего колем са 1 не равно целому числу и опредеka+ m ляется по зависимости, где а а и m — целые числа; k - неполное частное отношение чисел зубьев Е,г и Е ; m — - остаток; а — больше единицы и числа m.
Если отношение числа зубьев Z y и Z принять равным 5/4, то k равно единице, m . . — — также единице,,а а — 30 четырем. Меньшие зубчатые колеса 1 и 3 (фиг. 1 и 2) содержат несколько центральных 11-13 и отделенных от них технологическими проточками 15 и 16 боковых 17-19 зубчатых секторов, 35 чередующихся в шахматном порядке ло периметру с центральными 20-22 и боковыми 23-25 секторами со срезанными зубьями, расположенными с шагами, равными, a также кратными числу зубь- 40 ев Z+/a, равными Е /4, Z /4 и ZJ2 при а = 4. Меньшие колеса 1 и 3 содержат также отделенные от боковых секторов 17-19 и 23-25 технологическими проточками 2б и 27 дополнитель- 45 ные боковые зубчатые вен; ы 28 и 29 с одинаковыми числами зубьев на них, равными 7.
Ширина боковых зубчатых секторов
17-19, а также ширина дополнительных боковых зубчатых венцов 28 и 29 колес
1 и 3 выбирается из условия обеспечения контактной прочности или на изгиб расположенных на них зубьев за время испытания зубьев центральных зубчатых секторов 11-13 и должна быть равной не менее максимальной ширины центрального зубчатого сектора, и равна, например, В /2.
Соседние по периметру колеса боковые зубчатые секторы 17-19 содержат, например, различные числа зубьев Z 1с, Е с и Еэс причем 7 с < Егс i Z эс < (Е /а.
Каждый из секторов колес 1 и 3 с числом зубьев Z /à содержит одинаковое суммарное, количество, например, четыре секторных участка 30-33 (фиг. 2) центральных 11-13 и боковых
17-19 зубчатых секторов и секторов
20-22 и 23-25 со срезанными зубьями с числами зубьев или срезанных зубьев на этих секторных участках, равными
Z Z „Z и Z> и равными, наприр ° Zy = Ем/a — Еэс ю Z = Z, — Ейк.
Е = Е - Е 1си Z = Е1б где Zó, Z Z дс — числа зубьев соседних по периметру боковых зубчатых секторов.
Секторные участки 30-33 расположены на каждом из секторов с числом зубьев Е /а в одной и той же последовательности по признаку равенства чисел зубьев или срезанных зубьев, т.е. в порядке с числами зубьев Zä, 7 „ Z и Е (фиг.2). Отдельно выделенные по одному в пределах каждого. сектора с числом зубьев.2 /а секторные участки, зубчатые и со срезанными зубьями, с одинаковыми чис ìí ZÎ, Z„,Z1 и Ез соответственно зубьев и срезанных зубьев, расположены с шагом, равным числу зубьев
Z /а и образуют по суммарному количеству отдельно выделенных секторных участков, например, 4 группы центральных и боковых секторных участков.
Числа зубьев или срезанных зубьев на секторных участках каждой группы в отдельности равны: для первой группы
Z для второй Z » для третьей Zg и для четвертой Z .
Количество центральных секторных участков Ь „, со срезанными зубьями в каждой группе в отдельности различно и меньше числа а (или 4 при а = 4).
Для группы секторов с числом зубьев
Z bano О, с числом зубьев Z Ь,я,= 1, с числом зубьев Zz b «= 2, с числом зубьев Z p Ьмэ= 3.
Зубья центральных секторных участков в соседних по периметру группах с числом зубьев Е, 7., Z и Z выполнены с переменной длиной, кото рая уменьшается ступенчато при переходе от секторных участков группы с числом зубьев Z О и меньшим количеством центральных секторных участ5
15 ков со срезанными зубьями, равным
b = 0 н этой группе к секторным
<С участкам с числом зубьев Z, и большим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями в группе, равном Ь „,р 3. Поэтому длина зубьев на секторных участках с числом зубьев Z, Z, 7.г и Z3 равна соответственно Б, В „ Hг и В
«р« «ем B> ) 8 ) P г ) P>, поскольку мо c 1 м (b ("му вает на этих участках различные удельные нагрузки на зубья в зависимости от числа циклов их нагружения.
Зубчатые колеса 2 и 4 содержат одинаковое количество зубьев и выполнены с проточками 34 и 35, разделяющими венец на три отдельных венца, центральный 36 и боковые венцы 37 (Лиг. 1 и 3). Пентральный 36 и боковые венцы 37 колес 2 и 4 содержат центральные 38, 39 и 40 и 41 и боковые 42-44 секторы со срезанными зубьями и центральные 45-47 и боковые
48-51 зубчатые секторы, чередующиеся в шахматном порядке и расположенные с шагом, ранним, а также кратным числу зубьев Z«-,/ka + m и равным, например Z /5 и 2 /5 при k=1., m =
1иа=4.
И«ирина центральных секторов 38-41 и 45-47 по крайней мере не меньше суммарной ширины центральных и боковых секторов колес 1 и 3, снабженных дополнительными боковыми венцами 28 и 29, и равна L где Ь -суммарная ширина центральных и боковых секторов колес 1 и 3.
Проточки 52 и 53 делят центральные зубчатые секторы колес 2 и 4 на осно— нные центральные зубчатые секторы 54 и вспомогательные 55 и 56 (обозначены на фиг. 1 и 3 одной позицией).
Иирина боковых зубчатых секторов
48-51 и вспомогательных центральных зубчатых секторов 55 и 56 выбирается из условия обеспечения контактной прочности или на изгиб расположенных на них зубьев за время испытания и должна быть равна не менее половины ширины основного центрального венца 54, и равна В,>/2 (Лиг. 1).
Проточки 34,35,52 и 53, глубина которых делается больше высоты зуба, выполняются для вьделения основных
54 и вспомогательных 55 и 56 центральных зубчатых секторов. Основные центральные зубчатые секторы 54 ши80204 риной R предназначены для усталостных испытаний, а боковые 48-51 и вспомогательные 55 и 56 обеспечивают лишь непрерывность зацепления колес
1, 2 и 3,4 и для получения экспериментальных данных могут не использоваться.
Числа срезанных зубьев на центральных 38-40 и боковых 42-44 секторах,а также числа зубьев централь ных 45-47 и боковых 48-50 зубчатых секторов больших колес 2 и 4 равны числам срезанных зубьев на центральных 20-22 и боковых 23 — 25 секторах, а также числам зубьев центральных
11-13 и боконых 17-19 зубчатых секторон меньших колес и равны соответственно Z <, Z << и Z> . При этом
16 У
20 Z1к e Z г Г (Z з к (Z/!>
Поскольку 4 /а = Z+m,>
25 числа зубьев, что и на меньших колесах 1 и 3, т.е. 7.О, 7.„, Zz«s Ез, равные соответственно Z <> = //(1-a+m)
Z36> 7, = 236 — 7ab 7г = Егб — 71к, 7 3 = 7 б-. Секторе«ь«е участк
57-60 расположены на каждом из секторов с числом зубьев Z //ka+m в одной и той же последовательности по признаку равенства чисел Z » Z и Z 3 и шагов Zg//ka+m, как и на колесах 1 и 3 (Аиг. 3).
Отдельно вьделенные секторные участки 57-60 с одинаковыми числами зубьев и срезанных зубьев, равными
Z, Z, Z и 7,, расположенные с ша4р гом 2 /ka+m или 2б/а+1 при k = 1, m = 1, образуют по суммарному количеству отдельно вьделенных секторных участков несколько групп, например четыре группь«центральных и боковь«х
45 секторных участков. Количество центральных секторных участков Ь со срезанными зубьями в каждой группе в отдельности на больших колесах 2 и 4 по сравнению с количеством централь5р ных секторных участков со срезанными зубьями на мень«>«их колесах 1 и 3 больше на ka+m-а секторных участков ипи на 1 участок при k = 1, m = 1 и равно: для групп секторных участков с числом зубьев 7., Ь -, = 1, с числом зубьев 7., b = 2, с числом зубьев 7. h g 2 = 3, с числом зубьев
4 при s oM >«< c kа + m или Ь g (5 при k = 1, m = 1 и а =- 4.
1580204
Это условие выполнено эа счет ныполнения дополнит ель но го цен трал ьного сектора со срезанными зубьями
41 с числом зубьев Z 6. Л так как сумма чисел зубьев, срезанных на каждом из центральных секторных участков, взятых по одному в группе, равна числу зубьев сектора Z /ka +
+m, т е ° Zo t Z„+ Z<+ Z> Е6/ka+
+ m то число зубьен дополнительного центрального сектора 41 равно числу зубьев на секторе Z
Е /a + 1 при k = 1 и m = 1, т.е.
7.„= Е1-/а + 1 или Z = Z6-/5 при
46 а = 4, а зубья срезаны, например, в пределах одного из секторов с числом зубьев Z /а + 1 (Аиг. 3).
Зубчатые колеса 1, 3 и 2, 4 установлены соответственно на валах
5 и 6 и расположены н окружном направлении таким образом, что крайний зуб одного из центральных секторных участкон одной из групп секторных участков меньших колес 1 и
3, например, группы, содержащей количество центральных секторных участков со срезанными зубьями Ь р 0 и число зубьев на секторном участке
Z н исходном положении находятся н контакте с крайним зубом любого из центральных секторных участков больших колес 2 и 4 с тем же числом зубьев Zo на участке, но с количест.— вом секторных участков со срезанными зубьями н группе, большим íà ka + m— — а или на 1 участок при 1с = 1 и
m = 1 по сравнению с меньшими колесами 1 H 3, и равном Ь 6 = 1, при этом остальные зубья этих же сектор-, ных участков обоих колес находятся по одну сторону линии центров колес
1, 2 и 3, 4 (фиг. 1). Крайний зуб участка 30 с числом зубьев Z колес
1 и 3 контактирует с крайним зубом участка 57 с числом зубьев Z колес .
2 и 4, а остальные зубья этих секторов находятся по одну сторону от линии центров колес 1, 2 и 3, 4 (фиг.
2и 3). !
При необходимости испытания на контактную прочность и изгиб зубьев ведомого колеса при различных числах циклов нагружения и удельной нагрузке дополнительные боковые зубчатые венцы и центральные секторные участки с переменной длиной зубьев в различных группах с числом зубьев, 5
39
55 равным Е, Е,, Z и Z» могут быть выполнены на большем колесе (фиг.4).
Кроме того, улучшается плавность работы передачи.
С этой целью отдельно выделенные секторные участки центральных зубчатых секторов в пределах секторов с числом зубьев, Z -/ka + m на большем и Е /а на меньшем колесе рассредотачивают по всему периметру колеса таким образом, чтобы по возможности каждый из секторов содержал секторные участки центральных зубчатых секторов, за счет чего увеличивается количество центральных и боковых секторов, зубчатых и со срезанными зубьями, более равномерно рас IoJIQEPHHbIx no периметру колес.
Поэтому большее колесо содержит семь боковых зубчатых секторов с
1 одинаковыми и различными числами зубьев, равными Е, Z<<, Z Z Е
Z 6- и Z 6 6 и paBHbMH числу срезанных зубьев на центральных секторах. мZ„; — Z,+Е;Е =Еэ, Еэ = Е Е46= Е, Е 6= Е, + Е +
+Е, Е .=7.
Меньшее колесо содержит 5 боковых зубчатых секторов с одинаковыми или различными числами зубьев, равными
Е, Z <6-, Е 6, Z и Z<6. При этом
16 Е1+ 7 Е26 Zg) Zgg Zfy
46 Е
Количество центральных секторных участков Ь со срезанными зубьями в каждой группе секторных участков в отдельности с числ ми зубьев„,на сект рни х участках, равннми Е, Z
o °
Z и 7., на большем колесе меньше числа ka + m или, например, меньше пяти при 1 = 1, ш = 1 и а = 4 и равно соответственно Ь ; — 1, b б., 2, Ь 6 = 3, Ь g = 4, а.на меньшем колесе — íà (ka + m — а) или на один участок, при h = 1, m = 1, меньше, чем на большем колесе, т.е. b«= 0 °
Центральные секторные участки со срезанными зубьями, принадлежащие одной и той же группе, обозначены на Аиг. 4 и 5 одной и той же геометрической фигурой.
Учитывая большой разброс экспериментальных данных при испытаниях на усталостное выкрашивание и изгиб, зубья центральных секторных участков н соседних по периметру группах с числами зубьев на секторных участ)О
1580204 венно большего и
Ь;иЬ .
Ъ, и Ь б-, 25
30 каху .равньп 70 у 71ъ 7-2 и Еэу нполнены с переменной длиной, которая уменьшается непрерывно при переходе от секторных участков группы с числом зубьев Z и меньшим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями, равным, например, Ъ р = 1 в этой группе к секторным участкам с числом зубьев Z>, и большим количеством центральных секторньж участков со срезанными зубьями, равным, например, четырем.
Поэтому средняя длина зубьев на 15 секторных участках центральных секторов с числом зубьев Ер у 7-1у Z т и
Z > равна соответственно В о, В, В тс и В эс причем Врс ) В с ) Втс
) В, поскольку Ь6 (Ъ < Ъ < c Ь, 20 вс 6 О 61 К 2 Кзу что обеспечивает на этих участках переменные удельные нагрузки на зубьях в зависимости от числа циклов нагружения„
При необходимости одновременного испытания на изгиб зубьев обеих зубчатых колес зубья с переменной длиной выполняются также на секторных участках основных центральных секторов меньшего колеса. меньшего колеса, содержащей наименьшее количество центральнкх секторных участков со срезанными зубьями; количество центральньж секторных участков со срезанными зубьями в отдельных группах секторных участков соотв ет твенно меньшего и большего колеса, рав ное, например, для меньшего колеса, Ь „= 1, b
2и Ь = 3, для большего колеса Ь -,= — 2, Ь =ЗиЬ
= 4; наименьшее количество центральных с екторных участков со срезанными зубьями в одной из групп с екторных участков соотв ет с тв е н но меньшего и большего колеса, равное, например, I
Ъ „.= 0, Ь -,— 1
Для создания на зубьях отдельно выделенных центральных секторных участков испытуемых колес нагрузок и чисел циклов нагружения, соответствующих различным точкам кривой усталости, длина или средняя длина
В и В м, зубьев центральных сек1 торных участков каждой группы в отдельности определена по зависимости
>g = В для большего колеса или мр для меньшего колеса, где B. р и В, — длина или средняя длина зубьев центральных секторных участков в одной из групп секторных участков соответстр рави„п
2 или q, 35 где и — показатель степени кривой устало стного выкрашивания;
q — показатель степени кривой усталости на изгиб.
40 стенд работает следующим образом.
55 как частный случай из отношения а+ 1 а при ш и k, равных единице) н равном 5/4 при а = 4, после каждого оборота меньших колес 1 и 3 происхос
l
Нагружение зубчатых колес 1, 3
;и 2, 4 крутящим моментом постоянной величины производят за счет относи45 тельного скручивания фланцев муфты 7 нагружения на некоторый угол и соеди нения их болтами, затем включают .привод 9 и приводят во вращение все элементы стенда. При отношении чи50 сел зубьев Z р к Z зубчатых колес
2, 4 и 1, 3, определяемом в общем
ka+m случае по зависимости (и, а
ll
158 дит их смещение относительно больших колес 2 и 4 на один сектор с числом зубьев Z /а, равным 7. /4 при а = 4, контактирующий с секторами больших .колес 2 и 4 с числом зубьев 7. /а + 1, равным Z /5 при а = 4. По завершении а + 1 или пяти оборотов при а = 4 меньших колес 1 и 3 относительное положение колес 1, 3 и 2, 4 становится исходным, затем цикл повторяется. Поэтому каждый из а секторов ипи из четырех секторов при а = 4, меньших колес 1 и 3 с числом зубьев на каждом секторе, равным Е /а или
Е /4 при а = 4, периодически каждые а + 1 или каждые пять оборотов при а = 4 контактирует последовательно с каждым из а + 1 или иэ пяти секторов при а = 4 больших колес 2 и 4 с числом зубьев на каждом секторе, равным 7. /а + 1 или Z /5.при а = 4.
Непрерывность зацепления зубчатых колес 1, 3 и 2, 4 обеспечивается за счет того, что ширина центрального венца 36 больших колес 2 и 4 равна суммарной ширине центрального и боковых секторов меньших колес
1 и 3, а меньшие колеса 1 и 3 снабжены дополнительными зубчатыми венцами 28 и 29. Поэтому в процессе обкатывания колес 1, 3 и 2, 4 в зацеплении попеременно находятся или секторные участки центральных зуб- чатых секторов 11-13 меньших колес
1, 3 с секторными участками основных центральных зубчатых секторов
54 больших колес 2 и 4, или секторные участки боковых зубчатых секторов 17-19 меньших зубчатых колес 1 и 3 с секторными участками вспомогательных центральных зубчатых секторов 55 и 56 больших колес 2 и 4, или секторные участки дополнительных боковых венцов 28 и 29 меньших колес
1 и 3 с секторными участками боковых зубчатых секторов 48-51 больших колес 2 и 4. При этом симметричное расположение боковых зубчатых секторов, а также дополнительных венцов по отношению к сечению, проходящему через середину центральных секторов, обеспечивает постоянство линии действия нагрузки вдоль оси колеса, что обеспечивает снижение вибраций.
Так как количество Ь центральных секторных участков со срезанными
0204 l2 зубьями в каждой группе в отдельности с числами зубьев, равными Z, 2,, Z и Z3, различно и меньше числа а или 4 при а = 4, и равно соответственно bwo = О, b, = 1, Ь = 2 и
Ь „, = 3, то соответствующие участки секторов с числом зубьев Е, 2 „
Z и Z каждого иэ центральных секторов болыбих колес 2 и 4 с числом зубьев на секторе, равным Zа>
Выполнение зубьев центральных секторных участков в соседних по периметру группах с переменной длиной, 35 которая уменьшается ступенчато и равна, например, В»В, Б < r B при переходе от секторных участков группы с числами зубьев Zo и мень шим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями, равным, Ь „, = О, к секторным участкам группы с числами зубьев и боль-. шим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями в группе, равным Ь „у 3 (Ь мо с Ь м (Ъ |„ Ь „, ), обеспечивает на этих секторных участках с числами зубьев на них, равными 2©, Z „ Б и Е, различные удельные нагрузки и, q
1 У
q и q на единицу длины зуба.
Поскольку величина момента нагружения эа время испытания постоянная, а длина зубьев В ) В „ > В
55 rB>, To q 0 ,Тогда при k=1, и=1, а=4иколичестве центральных секторных участков со срезанными зубьями на меньших 1 и 3 и больших 2 и 4 колесах, равl3
14
1580204 ном соответственно Ь „, = О, Ь „„ = 1, Ь„,т = 2, b = 3 и Ь - = 1, Ь г-, = 2, Ь = 3, b - = 4, на зубьях обеих пар зубчатых колес 1, 3 и 2, 4 в пределах каждого иэ четырех секторов с числом зубьев на каждом секторе, равным Z /à для меньших или
Е /ka + m для больших колес, или
Ем/4 и Z5>
Hblx нагру "к q,. q, q, H q MTo соответствует четырем сериям опытов при четырех значениях нагрузок q, (q, <
< q < q и числах циклов нагружения 4N > 3N ) 2N ) N соответственно по 8, 6, 4 и 2 опыта в каждой серии опытов, Формула изобретения
35
А. Зубчатая передача для усталостных испытаний, содержащая зубчатые колеса разного диаметра, отношение чисел Z зубьев большего колеса к числу Е зубьев меньшего колеса не равно целому числу и определено
Zg ka + m по зависимости где
Z a а и m — целые числа; k — неполное частное отношение чисел зубьев; 40
m — - остаток, а — больше единицы и числа m одно из колес состоит из смещенных вдоль оси колеса нескольких групп центральных и боковых секторных участков, зубчатых и со сре- 45 заиными зубьями, с одинаковыми числами соответственно зубьев и срезанных зубьев в каждой группе в отдельности .и расположенных с шагом, равным Е для меньшего и Е /ka + m для большего колеса, выполненных чередующимися в шахматном порядке, количество центральных секторных участ,ков со срезанными зубьями в каждой группе в отдельности различно и меньme числа а для меньшего и ka + m для большего колеса, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью сокращения времени испытания и числа испытуемых зубчатых колес, необходимых для определения предела выносливости или построения кривой усталости, а также для повышения достоверности результатов испытания, на другом колесе выполнены центральные и боковые секторные участки со срезанными зубьями, количество центральных секторных участков со срезанными зубьями в. каждой группе в отдельности на большем колесе больше на ka + m — a, чем количество указанных секторных участков на меньшем колесе, передача снабжена выполненными на одном из колес дополнительными боковыми зубчатыми венцами, а ширина центральных секторных участков одного из колес по крайней мере не меньше суммарной ширины центральных и боковых секторных участков колеса с дополнительными зубчатыми венцами, зубья центральных секторных участков, принадлежащих различным группам одного или обоих колес, выполнены с переменной длиной, которая уменьшается ступенчато или непрерывно при переходе от секторных участков группы с меньшим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями в группе к секторным участкам группы с большим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями в группе.
2, Зубчатая передача по и. 1, о тл и ч а ю.щ а я с я тем, что, с целью создания нагрузок на зубьях отдельно выделенных центральных секторных участков испытуемых колес, соответствующих различным точкам кривой усталости, длина или средняя длина В . и В . зубьев центральных
1 М1 секторных участков каждой группы в отдельности определена по зависимостям
В . = В для большего колеса, или
В; =Вмо для меньшего колеса, где В и  — длина или средняя о длина зубьев центральных секторных участков в одной из групп секторных участков соответственно
15 1580204 большего и меньшего
10 р равно и/2 или q, где n — показатель степени кривой усталостного выкрашивания; q — - показатель степени кривой усталости на изгиб. колеса, с наименьшим количеством централь- ных секторных участков со срезанными зубьями, b u b, — количество центральМ б1 ных секторных участков со срезанными зубьями в отдельных группах секторных участков соответственно меньшего и большего колес, b и Ь вЂ” наименьшее количестмф Ко во центральных сектор. ных участков со срезанными зубьями в одной иэ групп секторных участков соответственно меньшеro и большего колес;
Фиг.1
1580204
Фиг. 2
1 580204
Составитель А. Верховский
Редактор Н. Лазаренко Техред Л.Сердюкова Корректор Т. Малец
Заказ 2005 Тираж 439 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитеra по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, iK-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101