Способ изготовления электрических катушек
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электротехнической промышленности при изготовлении каркасных катушек для аэродинамических вибраторов, предназначенных для испытания изделий на воздействие вибрации. Цель изобретения является повышение надежности путем компенсации теплового расширения провода и каркаса. Для этого намотку провода 1 на каркас 2 осуществляют при его постоянном натяжении силой F= @ H, где δТ - максимальное приращение температуры провода и каркаса при функционировании вибратора, °С α N, α*K - температурные коэффициенты расширения материала провода и каркаса, 1/град Е N, Е к - модули упругости материала и каркаса, Н/м 2 S N- площадь поперечного сечения провода, м 2 Q-толщина каркаса, м B- ширина в направлении намотки, м.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
f51)5 Н 01 F 41 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н двтогском г свидаткльствм з t (/n ) ЕкЕпБпЯ b
Еп8п +ЕкК Ь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
21) 4374523/24-07
° ° (22) 13. 11.87 (46) 23.07.90 . Бюл. Р 27 (72) Г.N.Ïóøêàðåâ, В.П.Смиренский, В.А.Фатькин и A.Н.Бузулуков (53) 621.318.44 (088.8), (56) Патент СНА - 3194992, кл. 310-27, опублик. 1962.
Авторское свидетельство СССР
Р 1032488, кл. Н 01 F 41/04, 1981. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КАТУШЕК (57) Изобретение относится. к электротехнике и может быть использовано в.электротехнической промышленности при изготовлении каркасных катушек для электродинамических вибраторов, предназначенных для испытания изделий на воздействие вибрации, Целью
„„SU„„! 580448 А1
2 изобретения является повышение надежности путем компенсации теплового расширения провода и каркаса, Для этого намотку провода 1 на каркас 2 осуществляют при его постоянном натяжении силой где dt — максимальное приращение температуры провода и каркаса при функционировании вибратора, С; о а „, Ык — температурные коэффициенты расширения материала провода и каркаса, 1/град; Е „, Е к- модули упругости материала и каркаса,. Н/м
S — площадь поперечного сечения про- М
П вода, м ; 8 — толщина каркаса, м;
Ь вЂ” ширина провода в направлении намотки м, (:
1580448 (2) lк Р
dl
Э
rk S„ (3) гдеа1„
1к
Е п
d1
En Sn (5) где d„
Eï d, = d„at(<„- „).
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электротехнической промышленности для изготовления каркасных катушек для электродинамических вибраторов, предназначенных для испытаний èçäåлий на воздействие вибрации.
Цель изобретения — повышение надежности путем компенсации теплового щ расширения провода и каркаса.
На фиг.1 показана подвижная катуш1 ка, разрез; на фиг.2 — схема расчета силы натяжения провода.
Способ осуществляют следующим 15 образом
Предлагаемый способ основан на предварительном натяжении провода
1:, наматываемого на металлический каркас 2. Натяжение придает проводу 2О
1 упругое удлинение, а каркас 2 в процессе обмотки упруго сжимается.
Рабочие температуры катушки 120-150 С значительно меньше температуры обжига .Материала каркаса 2 и поэтому предва- g$ рительное упругое напряжение сохраНяется в течение всего периода эксплуатации .подвижной катушки.
При нагревании в процессе эксплуатации провода 1 и каркаса 2 темпера- 30 турное расширение, материала провода
1, существенно превышающее температур"
Ное расширение металла каркаса 2, комПенсируется предварительным натяжением провода 1 и .сжатием каркаса 2.
Сила натяжения провода выбрана таким
Образом, что в диапазоне температур до 150 С сохраняется некоторая сила
Притяжения провода. 1 к каркасу 2 и поэтому разрушение клеевого слоя 3 и отслоение провода 1 не происходит.
Поскольку температурные коэффициенты расширения / титанового сплава к и нержавеющей стали соответственно
8,4 10 и 11.10 1/град соответствен- gg но существенно ниже коэффициента рас" ширения проводниковой меди, составляющего Н„=16,4 .10 1/град, то в
Ь случае предельной температуры 150 С при диаметре каркаса 200 мм зазор меж- О цу поверхностью каркаса и поверхностью провода определяется известным выражением:
При вненнем диаметре каркаса d Ä=
= 0,2 м и температуре cfog=- 130 С для каркаса из титанового сплава зазор между проводом и поверхностью каркаса
М„/2 составит О,?1 мм. При каркасе из нержавеющей стали gdz/2=0,14 мм.
Даже учитывая некоторую эластичность тонкого изоляционного слоя при воздействии значительных динамических нагрузок, которым и соответствует высокая температура подвижной катушки, происходит отслоение провода и выход катушки из строя. . На участке каркаса 2, на который намотано и витков провода 1, натянутого с силой f стенки каркаса сжимаются в направлении намотки силой
Применяя закон Гука, получают уменьшение длины окружности каркаса
2 при намотке натянутого провода 1 — уменьшение длины окружности каркаса, м; — длина окружности каркаса,м; — модуль упругости материала каркаса Н/м
У У
S площадь сечения каркаса по образующей на участке намотки, м
Из формулы (3) получают 1к=
lldк (4)
Е„8 Ъ где d внешний диаметр каркаса, м;
g — толщина каркаса, м;
Ъ вЂ” ширина провода в направлении намотки, м.
Однако при натяжении упруго вытягивается и наматываемый провод — средний диаметр катушки, м; — модуль угругости материала провода, Н/и
S д — площадь сечения провода, м l
Поэтому увеличение длины окружнос ти провода 1 от нагревания, определяемое .формулой (1), умноженной на П, должно соответствовать сумме приращения длины "одного витка натянутого провода согласно выражению (5) и сжатия окружности каркаса под воздействием намотки натянутого провода согласно выражению (4);
1580448
tdyc f — +
Е,gb
nd к 1" (и п(к)
ТС и „ f
Eï 8п (6) откуда, приняв с1 и и „, получают
Ек 8 Е л я» (о(п-о к) й
E„S„+ E„g Ь (7) Поскольку модули упругости нержавеющей стали Е=18,6 10 о Н м и ти2 тановых сплавов Е=.19,8 -10 Н/м близ 4 г ки друг другу, .принимают Е =19,7х 0 2
К к10 Н/м . Модуль упругости меди провода Г „„=12, 5 .10 о П/м 2.
Принимают также, что как для нержавеющей стали, так и для титанового сплава произведение »=0,3 Sä, тогда о при g t=130 С получают для медного провода
f =5,14 -10 Sп(16,,4 ° 10 ) . (8) Таким образом, сила натяжения медного провода сечением S =2,346х х10 м при намотке подвижной катуш-о 2 ки с каркасом диаметром d „=0,262 м, изготовленным из титанового сплава, обладающего температурным коэффициен- том расширения cl„=8,4 .10 1!град, будет равна 97 Н.
Каркас перед намоткой провода бып изолирован слоем стеклоткани, приклееной к титану эпоксидной смолой
ЭД-5. Медный провод сечением 2,8 х> 0,9 мм намотан "на ребро" с натяжением 90 Н. ь случае применения каркаса, изготовленного из нержавеющей стали, обладающей температурным коэффициен; том расширения с/ =11 )О 1/град потребуется сила,.равная 65 Н, Подвижной катушкой, снабженной каркасом, изготовленным из титанового сплава типа ВТ-6, и намотанной медным проводом с натяжением,. оснащен вибростенд типа УР-.100, вышедший из строя вследствие расслоения фирменной лодвижной катушки с каркасом, изготовленным из стеклотекстолита.
Размеры катушки соответствуют размерам в ранее приведенном примере. формула изобретения
Способ изготовления электрических катушек, согласно которому провод при намотке на каркас деформируют, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем компенсации теплового расширения провода и каркаса, деформацию провода осуществляют его постоянным натяжением с силой
d t (rr n -o() E q E n S n p b
40 ю
Еп SÎ+ Е к g.» где, t — максимальное приращение температуры провода и каркаса при работе катушо ки, С; — температурные коэффициенты расширения материалов провода и каркаса, 1/град; — модули упругости материалов провода и каркаса, Н/м, — площадь гоперечного сечег ния провода, м; — толщина каркаса, м;, — ширина провода по направлению намотки, м.
45 о к
Е, Е
Выход катушек из строя, происходящий в среднем один раз в 2-3 года, проходит лишь .вследствие механичес5 кого усталостного излома .нижнего конца провода в районе токопровода.
Многочисленные эксперименты показали воэможность функционирования указанных вибростендов на частоте высокочастотного резонанса, т.е. продольного резонанса подвижных катушек. В. этом случае,виброустановки развивают ускорение до 1 — 2 тыс.g. Даже при таких сверхтяжелых режимах подвижные катушки не выходят из строя, что подтверждает их высокую прочность и надежность.
Таким образом, применение предлагаемого изобретения не только повы20 шает долговечность и надежность подвижных катушек, а вместе с ними и виброустановок в 2-2,5 раза, но и значительно расширяет функциональные возможности виброустановок, позволяя
25 получать ускорения до 1-2 тыс.g путем использования резонансов подвижной системы.
1580448
Составитель И.Белая
Редактор Л.Зайцева
Техред И.Ходанич Корректор Л.Бескид
Заказ 2017 Тирам 464 Подписное
ВЙИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101