Способ восстановления шлицевого вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к ремонту изношенных деталей, в частности к способу восстановления шлицевого вала, и может быть использовано в машиностроении. Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет восстановления шлицев с односторонним износом различных типоразмеров и повышение качества путем исключения общего нагрева вала. Способ восстановления шлицевого вала включает предварительную раздачу выступов роликами в локально нагретой зоне поперек образующей по винтовой линии с шагом, равным ширине роликов, со смещением роликов друг относительно друга вдоль оси вала на один шаг и на 180° по углу поворота вала. При этом вал вращают в направлении, обеспечивающем перемещение ролика от неизношенной части выступа к изношенной, наплавку выступов и механическую обработку. Способ обеспечивает восстановление шлицевых валов малых типоразмеров и сложной конфигурации, а также повышает срок службы восстановленного вала. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЯ4АЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУ БЛИН (SS)S .В 23 Р 6/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ГЮ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
llPH ГННТ СССР ,(21) 4323275/31-27 (22) 24.08.87 (46) 30. 07.90. Бюл. и 28 (71) Пермский политехнический институт и Производственное объединение
"Пермагропромремонт" (72) Л.А.Дехович и В.А.Степанов (53) 621.6.004.6 (088.8) (56) Цеков В.И. Ремонт деталей металлургических машин. M. Металлургия, 1979, с. 209..(54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИПИЦЕВОГО
ВАЛА (57) Изобретение относится к ремонту изношенных деталей, в частности к способу восстановления шлицевого вала, и может быть использовано в машиностроении. Цель изобретения — рас.ширение технологических возможностей за счет восстановления шпицев с одИзобретение относится к ремонту изношенных деталей, а именно шлицевых валов.
Целью изобретения является распп рение технологических возможностей путем восстановления шпицев с односторонним износом различных типоразмеров и повьппение качества за счет исключения общего нагрева вала.
На чертеже нредстанлена схема расположения роликов относительно шпицевого вала.
Два ролика 1 и 2 одновременно обкатывают шпицевой вал 3 поперек направления шпицев по винтовой с maгом равным ширине а роликов со сме„.Я0„„1581550 А 1 носторонним износом различных типоразмеров и повышение качества путем исключения общего нагрева вала. Способ восстановления шлицевого нала включает предварительную раздачу выступов роликами н локально нагретой зоне поперек образующей по винтовой линии с шагом, равным ширине роликов, со смещением роликов друг относительно друга вдоль оси вала на один п1аг и на .180 по углу поворота вала. При этом вал вращают в направлении, обеспечивающем перемещение ролика от неиэношенной части выступа к изношенной, наплавку выступов и механическую обработку. Способ обеспечивает восстановление шпицевых валов малых типоразмеров и сложной конфигурации, а также повышает срок службы восстановленного вала. 2 3 п. С
Ф-лы, 1 ил., 1 табл. щением роликов друг относительно друга вдоль оси b b вала 3 на один шаг и на 180 по углу поворота вала. Проо цесс ведется, например, с использованием электропластического деформиро.вания. При этом роликом первым по ходу образуют рельеф с канавкой, округлость формы которой обуславлина нают. радиусом К дуги обкатывающей поверхности ролика 1, равным 1/2 ширины ролика а, а вторым роликом 2 сглаживают этот рельеф. Причем вал
3 вращают н таком направлении, чтобы выступы шлицев сначала деформировались с неизношенной стороны, а раздачу шпицев по ширине ведут до раз1581550
Средний износ по
Способ восстановления
Количество валов
Средняя наработКоличество валов, пригодных для дальнейшей эксплуатации ка, ч ширине шпица, мм
Пр едл а г аемый
Способ1000
0,06
1000
0,15 прототип меров на 0,5-1 мм превышающий номинальный. Мехобработку после наплавки осуществляют по месту старых впадин и шпицев. Таким образом предлагаемый способ позволяет восстанавливать шпицевые валы любых типоразмеров сложной конфигурации. При этом в прикорневой зоне сохраняется основной металл, а переходная эона наплав- 1О ки находится в средней части по высоте шпица.
Использование электропластического деформирования позволяет упростить
1 техпроцесс путем исключения предварительной термической обработки детали.
Выполнение первым по ходу роликом ,d. рельефа в виде канавки округлой формы и сглаживание его вторым роликом сни-/20 жает усилия раздавливания и позволяет сформировать структуру материала в прикорневой зоне шпица с повышенными прочностными характеристиками.
Вращение вала в направлении, противо- 25 положном рабочему при обкатке роликами создают направленное перемещение металла в сторону рабочей кромки шлица, что позволяет скомпенсировать износ в прикорневой зоне с получе(нием предварительно напряженного состояния в ней.
Пример. Восстановлению подВергались шпицы червяка рулевого ме ханизма МТЗ-50 4.25 мм. Скорость вращения шлицевого вала 3 об/мин, сила тока 2 10 A ширина роликов В
12 мм, давление на ролике 150 кг, длительность импульсов тока 0,15 с, 40 пауза 0,2 с.
Таким образом, использование пред- лагаемого способа обеспечивает дли тельную работу восстановленного вала, 45 данные по предлагаемому и способу прототипу" приведены в таблице.
Таким образом, использование предлагаемого способа восстановления вала повышает долговечность работы шпицевого вала в 1,5-2 раза, обеспечивает восстановление шлицевых валов всех типоразмеров тракторов МТЗ Т-150.
Формула из о бр е тения
1. Способ восстановления шлицевор о вала, включающий предварительное деформирование выступов роликом, на ° плавку и механическую обработку, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем восстановления шлицев с односторонним износом различных типоразмеров и повышения качества за счет исключения общего нагрева вала, производят локальный нагрев зоны выступа, предварительное деформирование осуществляют в зоне локального нагрева поперек образующей вала при вращении роликов относительно вала в направлении, обеспечивающем перемещение ролика от неизношенной части выступа к изношенной.
2. Способ по п. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что деформирование осуществляют двумя роликами при их перемещении относительно вала по винтовой линии с шагом, равным ширине роликов, смещенными друг относительно друга вдоль оси вала на .шаг винтовой линии, а в окружном направлео нии — на 180, при этом первый ролик выполняют с круговой образующей, а второй — с прямой °
3. Способ попп. 1 и 2, о тли ч а ю шийся тем, что деформирование осуществляют электропластическ им ме тод о м.
Составитель Н.ГрудевТехред Л.Олийнык Корректор Т.Малец
Редактор Ю.Середа
Подписное
Тираж 597
Заказ 2057
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101