Фрикционный диск
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения с фрикционными дисками. Цель изобретения - повышение долговечности и надежности в работе путем увеличения демпфирующих способностей. Фрикционный диск содержит упоры /У/ 6, выполненные с поперечными сечениями в виде ромбов. Большие диагонали ромбов расположены вдоль пазов 8 ступицы 1 в окружном направлении. Углы У 6, расположенные вдоль их больших диагоналей, больше угла их заклинивания и меньше 90°. У 6 могут быть выполнены с плавно сопрягающимися поверхностями. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
А-А б 7 11 5 10 Ц салаг. 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4364724/25-27 (22) 14.01.88 (46) 30.07.90. Бюл. № 28 (71) Чебоксарский агрегатный завод им.
XXIV съезда КПСС (72) Г. А. Зверев и М. Ф. Захарова (53) 621-825:54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 903614, кл. F 16 D 13/64, 1980. (54) ФРИКЦИОННЫ1 1 ДИСК (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для
„„Я1.1 „„1581915 А 1 (51)5 F 16 D 13/64 передачи вращения и фрикционными дисками. Цель изобретения — повышение долговечности и надежности в работе путем увеличения демпфирующих способностей.
Фрикционный диск содержит упоры У 6, выполненные с поперечными сечениями в виде ромбов. Большие диагонали ромбов расположены вдоль пазов 8 ступицы 1 в окружном направлении. Углы У 6, расположенные вдоль их больших диагоналей, больше угла их заклинивания и меньше 90 . У 6 могут быть выполнены с плавно сопрягающимися поверхностями. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1581915
Формула изобретения
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения с фрикционными дисками.
Цель изобретения — повышение долговечности и надежности фрикционного диска путем увеличения его демпфирующих способностей за счет увеличения площади контакта упоров со ступицей и основанием и площади поперечного сечения упоров без увеличения габаритных размеров фрикционного диска.
На фиг. 1 показан фрикционный диск; на фиг. 2 — разрез АА на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, вариант выполнения.
Фрикционный диск содержит ступицу 1 с центрируемым на ней основанием 2 с фрикционными накладками, имеющими возможность ограниченного углового перемещения относительно ступицы 1. Упорные (демпферные) кольца 3 жестко закреплены на ступице 1 и имеют отверстия 4 для размещения демпферных элементов, например пружин 5.
Упоры 6 в поперечном сечении выполнены в форме ромбов с углами по большим осям в пределах 10 — 90 . Формы сечения упоров выполнены соединением прямых или кривых линий, в том числе радиусных. Упоры 6 свободно установлены между упорными кольцами 3 и в пазах 7 основания 2, а также пазах 8 ступицы 1.
Упоры 6 большой диагональю располагаются вдоль пазов 8 ступицы 1 в окружном направлении. Пазы 7 основания 2 выполнены по форме упоров 6, а пазы 8 ступицы
1 — удлиненной в окружчом направлении формы на величину сжатия демпферны . элементов 5. Боковые стенки 9 пазов 9 ступицы 1 выполнены . о форме сопрягаемых с ними частей упоров 6. Такое выполнение упоров 6, пазов 7 ос;ювания 2 и боковых стенок 9 пазов 8 ступицы 1 позволяет за счет увеличения площадей конз акта (сопряжения) упоров 6 с пазами 7 основания 2 и боковыми стенками 9 пазов 8 ступицы 1, а также за счет увеличсния,-;..ощади поперечного сечения упоров 6 без увеличения габаритов фрикционного диска повысить, долговечность и надежность фрикционного диска или же обеспечить передачу большего крутящего момента. В основании 2 имеются отверстия 10, аналогичные отверстиям 4 упорных колец 3. В отверстиях 4 и 10 размешены демпферные элементы, например пружины 5, опирающиеся торцами на шайбы
11 и закрытые с двух сторон кожухами (защитными кольцами) 12.
Фрикционный диск передает крутящий момент в обоих направлениях.
Ео время включения муфты сцепления крутящий момент от двигателя передается через основание 2 к ступице 1 слудующим
25 Рр
4О
45 образом. Основание 2 поворачивается относительно ступицы 1 и, сжимая демпферные элементы, например пружины 5, передает крутящий момент через шайбы 11 на упорные кольца 3, которые вместе с кожухами
12 жестко закреплены на ступице 1. Демпферные элементы (пружины 5), сжимаясь, сглаживают нагрузочные пики.
При дальнейшем увеличении нагрузки на муфту и при дальнейшем перемещении основания 2 относительно ступицы 1 упоры 6 упираются в боковые стенки 9 пазов 8 ступицы 1 и боковые стенки 13 пазов
7 основания 2, не допуская тем самым предельного сжатия пружин 5, и таким образом максимальные нагрузки передаются упорами 6.
Ввиду того, что упоры 6 выполнены в форме указанных сечений И расположены в пазах 7 основания 2, выполненных по форме упоров 6, при поворотах основания 2 они не вращаются, а скользят по поверхности паза 8 ступицы 1, при этом возникает трение скольжения, за счет которого рассеивается энергия крутильных колебаний.
При передаче крутящего момента от колес трактора (при накате) усилие от ступицы
1 к основанию 2 передается в обратной последовательности.
Пружины 5 и упоры 6 фрикционного диска размещены раздельно, причем демпферные элементы 5 расположены от центра диска на большем расстоянии, чем упоры
6, что позволяет увеличить демпфирующие способности фрикционного диска.
1. Фрикционный диск, содержащий стуницу и смонтированные на ней посредством дсмпферных элементов, основание с фрикционными накладками, а также упоры для ограничения деформации демпферных элементов, размещенные в пазах основания, выполненных по форме упоров, и в совмещенных с ними пазах ступицы, имеющих форму удлиненную в окружном направлении на величину сжатия демпферных элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности работы путем увеличения демпфирующих способностей, упоры выполнены с поперечными сечениями в виде ромбов, большие диагонали которых расположены вдоль пазов ступицы в окружном направлении, при этом углы упоров, расположенные вдоль больших диагоналей, больше угла их заклинивания и меньше 90 .
2. Диск по и. 1, отличающийся тем, что упоры выполнены с плавно сопрягающимися поверхностями.
72
Фаг. f
Фиг.3
Составитель И. Лукина
Редактор М. Петрова Техред А. Кравчук Корректор T. Малец
Заказ 2075 Тираж 539 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прп ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4,5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101