Обгонный механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверсирования вращения ведомого вала и снижение потерь на трение на холостом ходу. Обгонный механизм содержит ведущий 2 и ведомый 3 валы (В). На В 2 установлены дополнительные рычаги (ДР) 9 и 10 с возможностью соединения с В 2, управляемыми сцепными муфтами 7 и 8. ДР 9 и 10 имеют сферические наконечники и упоры 20 и 21, скосы которых расположены по обе стороны от основных рычагов 6. Дугообразные захваты 4 установлены с возможностью окружного перемещения в охватывающей их обойме 5. Основные рычаги 6 скреплены с захватами 4. Центры сфер сферических наконечников расположены по окружности, соединяющей центры масс захватов 4, торцы которых находятся в радиальных плоскостях. При знакопеременном вращении В 2 скосы упоров и сферические наконечники периодически взаимодействуют с рычагами 6 и торцами захватов, в результате чего захваты 4 также периодически заклиниваются и расклиниваются с обоймой 5. При этом на В 3 действует вращающий момент одного направления. Реверсирование вращения В 3 обеспечивается за счет поочередного включения сцепных муфт 7 и 8. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1581919
А1 (51) 5 F 16 D 41/00, 41/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ д 17
/г
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4605380/25-27 (22) 16.11.88 (46) 30.07.90. Бюл. № 28 (75) В. В. Зарщиков (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 546749, кл. F 16 D 41/07, 1974. (54) ОБГОННЫЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверсирования вращения ведомого вала и снижения потерь на трение на холостом ходу.
Обгонный механизм содержит ведущий 2 и ведомый 3 валы (В). На В 2 установлены дополнительные рычаги (ДР) 9 и 10 с возможностью соединения с В 2, управляемыми сцепными муфтами 7 и 8. ДР 9 и 10 имеют сферические наконечники и упоры 20 и 21, скосы которых расположены по обе стороны от основных рыча го в 6. Дугообразные захваты 4 установлены с возможностью окружного перемещения в охватывающей их обойме 5. Основные рычаги 6 скреплены с захватами 4. Центры сфер сферических наконечников расположены на окружности, соединяющей центры масс захватов 4, торцы которых находятся в радиальных плоскостях. При знакопеременном вращении В 2 скосы упоров и сферические наконечики периодически взаимодействуют с рычагами 6 и торцами захватов, в результате чего захваты 4 также периодически заклиниваются и расклиниваются с обоймой 5. При этом на В 3 действует вращающий момент одного направления
Реверсирование вращения В 3 обеспечивается за счет поочередного включения сцепных муфт 7 и 8. 4 ил.
1581919
Изобретение относится к машиностроеию и может быть использовано в привоах машин для преобразования знакопереенного вращающего момента в знакоостоян ный.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспеЧения реверсирования вращения ведомого
Вала и уменьшения потерь на трение при
Холостом ходе.
На фиг. 1 изображена кинематичесая схема обгонного механизма, вид сбоку; а фиг. 2 — разрез А — А на фиг. l; на фиг. 3 азрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — схема ил при контакте скоса с основным рыагом.
Обгонный механизм содержит установленые в опорах в корпусе 1 ведущий 2 ведомый 3 валы, дугообразные захваы 4, размещенные с возможностью окружого перемещения в цилиндрических наравляющих охватывающей валы обоймы 5, акрепленной на ведомом валу 3, и соедиенные с захватами 4 основные рычаги 6. цепные управляемые муфты 7 и 8 размеены на ведущем валу 2 и связаны с истемой управления (не показана) . Дополнительные рычаги 9 и 10 установлены на ведущем валу 2 попарно с возможi oñòüþ поворота, например в радиально| порных опорах 11, и снабжены сфери ескими наконечниками 12 и 13 и ответ, ыми элементами для взаимодействия со цепными муфтами 7 и 8.
Наконечники 12 и 13 размещены против азноименных торцов 14 и 15 захватов 4, ентры их сфер находятся на окружости 16, соединяющей центры масс захваов 4, и лежат в срединной плоскости
7 захватов 4, а разноименные торцы 14 и 15 асположены в радиальных плоскостях 18 и 19, проходящих через общую ось веду щего 2 и ведомого 3 валов.
Упоры 20 и 21 закреплены по одному на дополнительных рычагах 9 и 10 и имеют
i, êoñû 22 и 23, параллельные друг другу и размещенные по обе стороны от основIHbIx рычагов 6. Пружины 24 связаны концами с ведущим валом 2 и основными рычагами 6.
Обгонный механизм работает следующим образом.
Для обеспечения вращения ведомого вала 3, например, по часовой стрелке по команде от системы управления (не показана) включается сцепная муфта 7 и выключается сцепная муфта 8 (фиг. 1)
T0ãäà при повороте ведущего вала 2, например, по часовой стрелке дополнительные рычаги 9 поворачиваются также по часоВой стрелке (фиг. 2), при этом сферические наконечники 12 разобщаются с торКами 14 захватов 4, а упоры 20 скосами 22 контактируют с основными рычагами 6 (фиг. 4).
Скосы 22 располжены так, что усилий
Р и Р, действующие от них на основные рычаги 6 и захваты 4, направлены параллельно и перпендикулярно срединной плоскости 17 (фиг. 4). Под действием усилий Pi и Р захваты 4 перекашиваются в обойме 5 в параллельном и перпендикулярном плоскости 17 направлениях, в результате чего резко возрастают нормальные усилия и соответствующие им касательные силы трения в местах контакта захватов 4 с обоймой 5. Когда момент от касательных сил трения в местах контактов захватов 4 с обоймой 5 станет равным по величине моменту внешнего сопротивления на ведомом валу 3, захваты 4 заклиниваются в обойме 5, при этом ведущий 2 и ведомый 3 валы скрепляются в единое целое и совместно движутся по часовой стрелке и вращающий момент передается с ведущего 2 на ведомый 3 вал, т. е. совершается рабочий ход обгонного механизма.
При повороте ведущего вала 2 против часовой стрелки дополнительные рычаги 9 п ворачиваются также против часовой стрелки, в результате чего скосы 22 упоров 20 разобщаются с основными рычагами 6, а сферические наконечники 12 контактируют с торцажи 14 захватов 4 (фиг. 2). При этом последние расклиниваются с обоймой
5 и Йод действием усилий от сферических наконечников 12 движутся в обдйме
5 против часовой стрелки, а упругие элементы 24 обеспечивают выборку зазоров.
При этом вращающий момент не передается на ведомый вал 3 и он движется по инерции по часовой стрелке, т. е. совершается холостой ход обгонного механизма, Центр сферы наконечника 12 лежит в срединной плоскости 17 захвата 4 и расположен на окружности 16, центр которой находится на общей оси ведущего
2 и ведомого 3 валов. Торец 14 находится в радиальной плоскости 18, проходящей также через общую ось валов 2 и 3, поэтому усилие, действующее на торец 14 от сферического наконечника 12, перпендикулярно торцу 14 и направлено по касательной к окружности 16. Последняя является траекторией движения центра масс захвата 4, поэтому перекашивающие усилия, действующие на захват 4 от сферического наконечника 12, уменьшаются, что обеспечивает снижение потерь на трение при движении захвата 4 в обойме 5 на холостом ходу.
При повороте ведущего вала 2 в обратном (по часовой стрелке) направлении дополнительные рычаги 9 поворачиваются также по часовой стрелке, сферические наконечники 12 разобщаются с торцами 14, скосы 22 контактируют с основными рычагами 6, захваты 4 перекашиваются и зак1581919
Формула изобретения
5 линиваются в обойме 5, и цикл работы обгоннего механизма повторяется. При этом за полный цикл работы обгонного механизма нв ведомый вал 3 действует вращающий момент одного (по часовой стрелке) направления, под действием которого ведомый вал 3 вращается также по часовой стрелке.
Для реверсирования вращения ведомого вала 3 по команде от системы управления (не показана) выключается сцепная муфта 7 и включается сцепная муфта 8 (фиг. 1) . Тогда при повороте ведущего вала 2, например, против часовой стрелки дополнительные рычаги 10 поворачиваются также против часовой стрелки, при этом сферические наконечники 13 разобщаются с торцами 15 (фиг. 2), а упоры 21 своими скосами 23 контактируют с основными рычагами 6 (фиг. 3) в результате чего захваты 4 перекашиваются и заклиниваются в обойме 5, ведущий 2 и ведомый 3 валы скрепляются в единое целое и совместно движутся против часовой стрелки, вращающи. момент передается с ведущего 2 на ведомый 3 вал, и совершается рабочий ход обгонного механизма на режиме реверсирования.
При повороте ведущего вала 2 по часовой стрелке дополнительные рычаги 10 поворачиваются также по часовой стрелке, при этом скосы 23 упоров 21 разобщаются с основными рычагами б, а сферические наконечники 13 контактируют с торцами 15, в результате чего захваты 4 расклиниваются с обоймой 5 и под действием усилия от сферических наконечников
13 движутся в обойме 5 по часовой стрелке, при этом вращающий момент не передается на ведомый вал 3 и он движется против часовой стрелки по инерции, т. е. совершается холостой ход обгонного механизма на режиме реверсирования.
При повороте ведущего вала 2 в обратном (против часовой стрелки) направлении цикл работы обгонного механизма повторяется, при этом за полный цикл работы обгонного механизма на режиме е реверсирования на ведомый вал 3 действует вращающий момент одного (против часовой стрелки) направления, под действием которого ведомый вал 3 вращает5 ся против часовой стрелки.
В обгонном механизме при поочередном включении сцепных муфт обеспечивается реверсирование вращения ведомого вала, при этом на холостом ходу движущее усилие приложено к захватам по каса10 тельНой к траектории движения их центров масс, что обеспечивает снижение перекашивающих усилий, действующих на захваты от сферических наконечников, и, соответственно, снижение потерь на трение захвата в обойме на холостом ходу захвата.
Обгонный механизм, содержащий ведур0 щий элемент в виде вала и ведомый элемент в виде охватывающей вал обоймы с цилиндрическими направляющими, подпружиненные относительно вала рычаги с заклинивающими элементами в виде захватов, размещенных в направляющих обоймы с возможностью окружного перемещения, и упоры со скосами, расположенные с возможностью взаимодействия с рычагами, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверсирования вращения ведомого вала и уменьшения потерь на трение при холостом ходе, он снабжен дополнительными рычагами со сферическими наконечниками, попарно установленными на ведущем валу с возможностью поочередйого соединения с последним и взаимодействия с разноименными торцами захватов, упоры расположены на дополнительных рычагах по обе стороны от основных рычагов, скосы упоров параллельны один другому, торцы захватов расположены в радиаль40 ных плоскостях, проходящих через ось механизма, а центры сфер наконечников расположены на окружности, соединяющей центры масс захватов.
1581919
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Редактор М. Петрова
Заказ 2076
Составитель Т. Орлова
Техред А. Кравчук Корректор О. Ципле
Тираж 533 Подписное