Храповой механизм свободного хода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов. Цель изобретения - повышение долговечности механизма. Механизм содержит концентрично установленные храповое колесо 1 и обойму 2, пластины 5, опорное упругое кольцо (УК) 3, выполненное гофрированным, с четным числом внешних и внутренних выступов и пластинчатые пружины (П) 6, 9 и 11. Все внутренние выступы УК 3 образуют неподвижное соединение 4 с одним концом каждой пластины 5, а эластичные секторы выполнены в виде П 6, 9 и 11, которые установлены ярусами между обоймой 2 и УК 3. П 6 первого яруса соединены с УК 3 с помощью неподвижного 7 и подвижного 8 соединений. Все П последующих ярусов соединены между собой и обоймы неподвижно. При работе УК и П деформируются, компенсируя неточности изготовления. Несущая способность практически не зависит от величины износа в подвижном контакте, что повышает долговечность механизма. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 41 12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4239042/31-27 (22) 29.04.87 (46) 30.07;90. Бюл. № 28 (71) Житомирский филиал Киевского политехнического института им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической револ юции (72) Е. В. Скочко и В. Е. Стаценко (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1089317, кл. F 16 D 41/12, 1983. (54) ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и м. б. использовано в приводах машин .и механизмов. Цель изобретения— повышение долговечности механизма. Механизм содержит концентрично установленные
Изобретение относится к маши ностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов.
Цель изобретения — повышение долговечности.
На фиг. 1 показан предлагаемый механизм свободного хода, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.
Механизм содержит концентрично расположенные храповое колесо 1, обойму 2 и опорное упругое гофрированное кольцо 3.
Каждый внутренний выступ последнего имеет неподвижное соединение 4 с одним концом пластины 5, второй конец которой контактирует с храповым колесом 1. Каждая из пластинчатых пружин 6 первого яруса одним концом соединена неподвижно элементом 7 с внешним выступом гофрированного кольца 3, другим концом — подвиж но в точке контакта 8. Одноименные концы пружин 9 последующего яруса имеют
„„SU„„1581922 А 1 храповое колесо 1 и обойму 2, пластины 5, опорное упругое кольцо (УК) 3, выполненное гофрированным с четным числом внешних и внутренних выступов и пластинчатые пружины (П) 6, 9 и 11. Все внутренние выступы УК 3 образуют неподвижное соединение 4 с одним концом каждой пластины 5, а эластичные секторы выполнены в виде П 6, 9 и 11, которые установлены ярусами между обоймой 2 и УК 3. П 6 первого яруса соединены с УК 3 с помощью неподвижного 7 и подвижного 8 соединений.
Все П последующих ярусов соединены между собой и обоймой неподвижно. При работе УК и П деформируются, компенсируя неточности изготовления. Несущая способность практически не зависит от величины а износа в подвижном контакте, что повышает долговечность механизма. 2 ил. неподвижное соединение 10 с серединами соседних пружин 6 предыдущего яруса.
Количество пластинчатых секторных пружин каждого последующего яруса выполнено в два раза меньшим предыдущего яруса, а угол сектора пружин последующего яруса превышает в два раза угол предыдущего. Концы пружин 11 последнего яруса имеют неподвижное соединение 12 с серединами пружин 9 предыдущего яруса.
Обойма 2 имеет фланцевую 13 и кольцевую 14 части, которые связаны упругими элементами 15, образованными пазами 16.
Середины последнего яруса пружин 11 имеют неподвижные соединения 17 с кольцевой частью 14 обоймы 2.
Механизм работает следующим образом.
При вращении храпового колеса 1 относительно обоймы 2 против часовой стрел.ки пластины 5 скользят по зубьям храпового колеса, а при вращении по часовой!
58!922 стрелке упираются в его зубья, т, е. механизм включается. Усилие от пластин 5 передается гофрированному кольцу 3 через неподвижные соединения 4 и далее на пластинчатые пружины и обойму 2. Ввиду погрешностей изготовления элементов механизма всегда находятся одна или несколько пластин, первыми вступающими в контакт с зубьями храпового колеса 1. Такие пластины через неподвижное соедине ние 4 деформируют сопрягаемые с ними внутренние выступы гофрированного кольца 3.
При этом происходит деформирование соседних внешних колец, образующих подвижные и неподвижные соединения с пластинчатыми пружинами первого яруса. Подвижные соединения наряду с податливостью кольца и пластинчатых пружин позволяют компенсировать погрешности изготовления элемен тов механизма: шага зубьев храпового колеса, длины пластин, размера выступа гофра и длины пластинчатых пружин первого яруса и др. Такие погрешности, как биение осей храпового колеса и обоймы, длин пластинчатых пружин последних ярусов компенсируются благодаря деформированию ука, занных пружин и упругих элементов 15
, обоймы 2. (! Ввиду разной жесткости выступов гофрированного кольца, а также пластинчатых . пружин в направлении действия на них пластин 5 последние нагружены неодина; ково. Однако указанная неравномерность, а значит и нагрузочная способность механизма практически сохраняется независимо от износа гофрированного кольца и пластин 6 в подвижном контакте, так как указанный износ мало влияет на распределение усилий в элементах механизма. Все это позволяет в сравнении с известным устройством, в котором по мере износа возможна перегрузка и поломка пластин, увеличить долговечность механизма.
Формула изобретения
Храповой механизм свободного хода, содержащий концентрично установленные обой
15 му и храповое колесо, расположенные между ними пластины, поджатые к храповому колесу упругим кольцом и размещенными между ним и обоймой упругими звеньями, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, упругие звенья выполнены в виде установленных ярусами пластинчатых пружин, кольцо выполнено гофрированным с четным числом выступов, каждая пластина закреплена на внутреннем выступе кольца, пружины первого яру25 са закреплены одним концом на выступе кольца и контактируют другим концом со смежным выступом кольца с возможностью скольжения, каждая пружина последующего яруса жестко соединена с серединой двух смежных пружин предыдущего яруса, ЗО а середины пружин последнего яруса жестко соединены с обоймой.
1581922
EvdA
13 g
Составитель М. Камкин
Редактор М. Петрова Техред А. Кравчук Корректор О. Ципле
Заказ 2076 Тираж 534 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент». г. Ужгород, ул. Гагарина, 101