Трехфазный высоковольтный трансформатор с симметричной пространственной магнитной системой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности и уменьшение габаритов. Трансформатор содержит симметричную пространственную магнитную систему с треугольными витыми ярмами 1, стянутыми стяжками между пластинчатыми щеками 4, 5 большего и меньшего диаметра. Стяжка выполнена в виде кольцевого короба 6 П-образной формы в сечении. Щеки 4, 5 параллельны продольной оси 7 трансформатора, а их высота равна ширине ленты ярма. В углах стяжки установлены фиксаторы 10 в виде сегментов, расположенных равномерно по периметру короба 6. Ярма стянуты между собой шпилькой 15, установленной в центре трансформатора. Обжатие стержней 2 выполнено путем спекания его пластин с компаундом. Благодаря такой стяжке стержней и ярм уменьшаются габариты, повышается качество ремонтных работ и надежность конструкции. 5 ил.

С(Ж)3 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1

» „, 15822)) 3

) 51) 5 Н 01 } 27/26

+ « " И«)ЯЦ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ. СССР

1 (21) 447902) /24-07 (22) 19.08.88 (46) 30.07.90. Бюл. !) 28 (71) Проектно-конструкторское бюро электрогидравлики AH УССР (72) И.Ф.Красуцкий, Н.В.Рудюк, А.А,Мирошниченко и С.И.Красуцкая (53) 62) 314.3.042 (088.8)

° ° ° ° (5o) Патент Франции !) 13) 1248, л. Н 02 Н, 1969.

Дубатов Б.П. Производство трансформаторов мощностью до 630 квА, M.:

Энергия, !974, с. 31. (54) ТРЕХФАЗНЫЙ ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР С СИММЕТРИЧНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МАГНИТНОЙ СИСТЕМОЙ (57) Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности и уменьшение габаритов. Трансфор2 матор содержит симметричнуlo пространственную магнитную систему с треугольными витыми ярмами 1, стянутыми стяжками между пластинчатыми щеками

4,5 большего и меньшего диаметра.

Стяжка выполнена в ниде кольцевого короба 6 П-образной формы в сечении. Щеки 4,5 параллельны продольной оси 7 трансформатора, а их высота равна ширине ленты ярма. В углах стяжки установлены фиксаторы 10 в виде сегментов, расположенных равномерно по периметру короба 6. Ярма стянуты между собой шпилькой 15, ус— тановленной в центре трансформатора.

Обжатие стержней 2 выполнено путем спекания его пластин с компаундом, Благодаря такой стяжке стержней и ярм уменьшаются габариты, повышается качество ремонтных работ и надеж— ность конструкции . 5 ил.

) 5822) 3

Изобретение относится к э>эектр l ехнике, » члстгп>сти к силоээым «ь.сo—

;совольтным трансформатор>эм> и может быть использо«лно дпя создлния мощных

5 высоковольтных генераторов импульсных гоков специальных электрогидрлвлических установок, работак>щих на принципе электрического рлзряда в жидкости.

Цель изобретения — повышение эксп- 1О луатационной надежности и уменьшение габаритов трлнсформлторл.

На фиг. 1 изображен предлагаемый трансформатор, продольный разрез; на фиг. 2 — Разрез А-Л нл фиг. 1; на фиг. 3 — электроизоляционное. пллс тинчатое кольцо; нл фиг. 4 — «ид Г 3 л фиг. 1; на фиг. " — разрез  — В и: фиг.4.

Трлнсформлто1> с симметричной lipa- 20 стрлнст»енной магнитной системой co— держит ярма 1 треугольной формы, нанитые из лепты электротехнической ста— ли, стянутые стяжками, обжлтые с сержни 2 с клтупэклми 3, набранные из 25 пакетов пластин прямоугольной формы одинаковой высоты, но разной ширины, установленные между ярмами 1,>3:II>gyoe ярмо 1 у стлеэовлено в с тяжк р. р Mp>Igloo пластинчатыми щеками 4 и 5 coo T«åTcT«енно большегo и меньшего диаметра, ээыполнешэой H виде кол Up«oго короба

6 П-обрлзнои формы в сечении, причем щеки 4 и 5 параллельны продольной оси 7 трансформатора, л их высота равна ширине ленты ярма, при зтом между щеками 4 и 5 и серединой 8 (фиг. 2) тслждой наружной стnpolli яр— ма ) и каждой внутренней его стороной в углах 9, т.е. между ними, уста- 4О новлены фиксаторы 10, выполненные в виде сегментов, расположенных рав— номерно по периметру кольцевого короба 6, расстояние между которыми по радиусу равно толщине сторон ярма 1,, причем каждый кольцевой короб

6 установлен торцами 11 щек 4 и 5 навстречу друг другу, а ярмо 1 в нем прижато электроизоляционным пластинчатым кольцом 12, в отверстиях 13 которого вмонтированы своими торцами

14 с плоскостью середины 8 каждой стороны прямого участка 1. ярма ),образованной торцами ленты,, при этом обжлтие стержней 2 выполнено путем

55 спекания его пластин с компаундом, а ярма 1 стянуты между собой шпилькой 15, установленной Ilo продольной оси 7 трансформатора и размещенной в с т«ерс тии 1 6 «hil ioJI IIPII IIPM в точке пересечения осей каждого луча Y-образной пллстины 17 (фиг. 3) Т вЂ” образээои формы ээ сечении, сферические гэыступы 18 нл концах каждого луча которой опираются и рлзмещены в лункахх 1 9, выполненных нл «Ilelll«PA торцо«ой стороне 20 обоих коробов 6, соосно стержням 2.

Применение предлагаемой конструкээии трансформатора позволило вписаться в контуры малогабаритных генераторов импульсных токов специальных электрогидравлических установок за счет уменьшения среднего диаметра обмоток нл 4-5%, поскольку ликвидировлнл бандажная конс.трукция стержней, л тлкже за счет уменьшения общих габаритных размеров конструк31ии грлнсформатора на 2,5-3,5%. Ликвидация блндажной конструкции стяжки стержней позволила упростить конструкцию, повысить ее технологичность, качест»о сборочных работ и сократить при этом технологическое время на 9-1)% и в конечном итоге снизить себестоимость конструкции на 1,5

2%.

При серийном изготовлении транс—

I)>opM;ITupa появляется возможность унификации закладных деталей целой серии трансформаторов, а зл счет сокраще.-:пэя ээоменклатурьэ и упрощения самой конструкции и технологии изготовления деталеи и узлов трансформатора создаются услсвия для механизации и лвтоматизлци>и процесса сборки, а также качественного выполнения ре— .*->онтных работ B условиях эксплуатации, что существенно повышает эксплуатационную надежность конструкции, Предлагаемая конструкция трансформатора по сравнению с прототипом при одной и той жс мощности и величине напряжения позволяет повысить надежность и увеличить срок службы в

1,25-),3 раза.

Экономический эффект предлагаемой конструкции трансформатора заключл— ется в снижении годовых эксплуатл— ционных затрат нл 4-4,5%„ поскольку срок службы конструкции по сравнению с прототипом увеличился в 1,25

),3 раза.

Трансформатор работает следующим образом.

Сборку трансформатора производят в следующей последовлтельHocти. вставляют н соответствующие отверс— тия 13 пластинчатого кольца 12,вмонтированного в коробе 6, а на свободные концы стержней устанавливают другой нижний короб 6 торцами 11 щек

4 и 5 вниз тяк, чтобы свободные концы стержней 2 вошли в соответствующие отверстия 13 пластинчятого кольца 12, устанавливаемого нижнего короба 6, а затем шпилькой 15,ряспо— ложенной .в отверстиях 13 Y — образных пластин 1 7 каждого короба 6, производят окончательное стягивание ярм 1.

В результате трансформатор подготовки к работе, т.е. к включению, например, в схему приборного состава ГИТ специальной электрогидравлической установки. При необходимости замены вышедших из строя катуыек 3 новыми необходимо выполнить минимальный объем работ, т.е. отвернуть гайку на шпильке 15, расположенной в отверстии 13 Y-образной верхней пластины 17, снять пластину 17 и короб 6 с ярмом 1 и произвести замену.

При серийном изготовлении трансформатора появляется возможность унификации закладных деталей целой серии трансформаторов, а за счет сокращения номенклатуры и упрощения самой конструкции и технологии изготов— ления деталей и узлов трансформатора создаются условия для механизации и автоматизации процесса сборки, а также качественного выполнения ремонтных работ н условиях эксплуатации, 35

5 !58221 !

1я монтажном столе (не показан) устанавливают две Y — обрязные плясти— ны 17 сферическими выступами 18 вверх, ня каждую из которых устапяв— пинают кольцевой короб 6 торцами 1! щек 4 и 5 вверх, совмещая лри этом сферические выступы 18 с соответствующими отверстиями (лунками) 19 каждого короба 6. Пя дно П-образных ко!

О робов 6 между щеками 4 и 5, укладывают изоляционную прокладку 21, на кяж— дую из которых устанавливают треугольное ярмо 1. От бокового смещения яр— мя 1 н каждом коробе 6 выставляют сегментные фиксаторы 1О, а от вертик аль ного смещения их прижимают пла стинчатым кольцом 12, снабженным отверстиями 13, которые располагают напротив середины прямого участка L 20 каждой стороны ярма 1 . Автономно собранные обжатые стержни 2 с катушками 3 одним из торцов каждого

3 6 что существенно:гонышает эксплуатационную надежность конструкции трансформатора.

Конструкция предлагаемого трансформатора ло сравнению с прототипом лри одной и той же мощности и величине напряжения позволяет понысить надежность и увеличить срок cJIv3K5bI трансформатора в 1,25 — 1,3 раза, Экономический эффект от ннедре— ния предлагаемой конструкции трансформатора заключается в снижении годовых эксплуатационных затрат на

4-4,57, поскольку срок службы предлагаемого трансформатора по сравнению с прототипом увеличивается в

1,25-1,3 раза °

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Трехфазный высоковольтный трансформатор с симметричной пространственной магнитной системой, содержа— щий ярма треугольной формы, навитые из ленты электротехнической стали, стянутые стяжками, обжатые стержни с катушками, набранные из пакетов пластин прямоугольной формы одинаковой высоты, но разной ширины,у-.тяновленные между ярмями, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и уменьшения гябяритон, он имеет фиксаторы, Y-образные пластины Т-образной формы в сечении со.сферическими выступами, электроизоляционные плас— тинчатые кольца с отверстиями, фиксаторы выполнены н виде сегментов,стяжки нылолнены B ниде кольцевого короба П-образной формы в сечении со щеками, параллельными продольной оси трансформатора,высота которых равна ширине ленты ярма, с лунками на внешней торцовой стороне, при этом между щеками и серединой каждой наружной и внутренней сторон ярма, в углах между ними, установлены фиксаторы, расположенные равномерно по периметру кольцевого короба, расстояние между которыми ло радиусу равно толщине сторон ярма, причем каждый кольцевой короб установлен торцами щек навстречу друг другу, а ярмо н нем прижато электроизоляционным пластинчатым кольцом, в отверстиях которого вмонтированы обжятые стержни с катушками, контактирующие своими торцами с плоскостью середины каждой стороны

1582213

77 прямого участка ярма, образ иванной торцами ленты, при этом ярма в коро— бах стянуты Y-образной пластиной,сферические выступы на концах каждого луча которой размещены в лунках, вы— полн он ных иа в ilEÈ!iieè торцов ои с торо не обоих коробов соосно стержням, а в центре каждой пластины, на пере-ечении осей ее лучей выполнено отверг—

5 тие для ра f1(щения стяжной шпильки, 15822!3 фиг. 4

Фиг. 5

Составитель В.Мясникова .

Техред Л,Олийнык Корректор П.Король

Редактор А.Ревин

Тираж 459

Заказ 2090

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат-"Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101