Узел заземления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в качестве защитного заземления электрооборудования на судах. Цель изобретения - повышение пределов допустимых токовых нагрузок и снижение трудоемкости монтажа. Узел заземления корпуса электрооборудования на металлическое основание содержит болт в сквозном резьбовом отверстии лапы корпуса. Болт контактирует с основанием через шайбу, сформованную из отрезков переплетенных металлических проволок, пропитанных герметиком. В зазор между болтом и резьбовым отверстием введен отрезок металлической оплетки, пропитанной герметиком. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5 H O l R 4/66
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬС ТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (61) 1169055 (21) 4480547/24-07 (22) 05,09.88 (46) 30,07,90, Бюл. № 28 (72) А.И.Горшков, Г.Д.Кощеев, Н,А.Лазаревский и М,В.Тепляков (53) 621.316.995(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1169055, кл. Н 01 R 4/66, 1982, (54) УЗЕЛ ЗАЗЕМЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в качестве защитного заземления электрооборудования на судах, Цель изоб-.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к узлам заземления корпусов электрооборудования на металлическое основание, и может: быть применено при монтаже электрооборудования на судах, Цель изобретения — повышение пределов токовых нагрузок и снижение трудоемкости демонтажа узла заземления.
На чертеже изображен узел заземления.
Узел заземления корпуса 1 электрооборудования на металлическое основание 2 содержит сквозное резьбовое отверстие 3 в контактирующей с основа-. нием 2 по поверхности части корпуса
1, Ось отверстия 3 перпендикулярна основанию 2,. В отверстие 3 введен болт 4. В полости отверстия 3 между торцом болта 4 и основанием 2 расположена .шайба 5, сформированная из обрезков взаимно переплетенных металлиSU.„1582231 A 2
2 ретения — повышение пределов допустимых токовых нагрузок и снижение трудоемкости монтажа. Узел заземления корпуса электрооборудования на металлическое основание содержит болт в сквозном резьбовом отверстии лапы кор.пуса. Болт контактирует с основанием через шайбу, сформованную из отрезков переплетенных металлических проволок, пропитанных герметиком.
В зазор между болтом и резьбовым отверстием введен отрезок металлической оплетки, пропитанной герметиком. 1 ил. ческих проволок, смешанных с герметиком 6, В качестве обрезков взаимно переплетенных металлических проволок могут быть, использованы обрезки сталь, ной оплетки кабелей, Корпус 1 выполнен с дополнительным отверстием 7 на участке со стороны, противоположной основанию 2, имеющим диаметр, превышающий диаметр болта
4, соосным и сопряженным с образова-. нием уступа 8.с резьбовым отверстием
3, Болт 4 со стороны головки выполнен с уступом 9, имеющим диамет, превышающий диаметр резьбового конца.
Поверхность дополнительного отверстия 7 выполнена гладкой. Между боковой и торцовой поверхностями дополнительного отверстия 7 и соответствующими поверхностями уступа болта 4 имеется зазор 10, в котором расположен дополнительно введенный отрезок металлической оплетки 11, пропитанной герметиком 6, охватываю1 582231 щий концентрично поверхность болта
4 в дополнительном отверстии 7. Как предпочтительный вариант боковая поверхность уступа 8 выполнена рельеф5 ной (например, накаткой) . Торец болта 4 может быть снабжен выступом или прорезью 12„
Узел заземления работает следующим образом.
19
При монтаже узла заземления формируют обрезки взаимно переплетенных металлических проволок в виде шайбы
5, смачивают ее герметиком 6 и вводят в отверстие 3 корпуса 1.
Формируют отрезок металлической оплетки 11 с наружным диаметром, близким к диаметру уступа 8 болта 4, .пропитывают ее герметиком 6 (обмакиванием) надевают на поверхность усту- 20 па 8 с заходом на резьбу болта 4 и обжимают по поверхности (растягивая вдоль оси болта 4). До упора ввинчи вают болт 4. Обрезки взаимно переплетенных проволок, формирующих шайбу
5, зацепившись за выступ 12 болта 4 (или прилегая к поверхности основания
2 и к торцу болта 4 за счет силы трения при отсутствии выступа 12), и сдирая при этом окисные пленки, зачи- 0 щают контактные поверхности основания
2 и корпуса 1 в полости отверстия между торцом болта 4 и основанием
2 (а также на торце болта 4 нри отсутствии или малой величины выступа 12).
При ввинчивании болта 4 взаимно переплетенные проволоки металлической оплетки 11, зацепившись за выступы накатки (или прилегая к поверхности за счет сил трения при отсутствии выступов), ввинчиваясь вместе с болтом 4, сдирают окисные пленки и зачищают контактирующие через эту оплетку боковые поверхности уступов 8 и 9.
При этом обеспечивается качественный электрический контакт между корпусом
1 и основанием 2 через обрезки проволоки шайбы 5, тело болта 4 и переплетенные металлические проволоки оплетки 11 ° Остатки выдавленного герметика
6 изолируют контактные поверхности обрезков металлических проволок друг с другом и с поверхностью корпуса 1 и основания 2, обеспечивая стабильный и надежный контакт в течение всего
55 времени эксплуатации. Герметизация полости отверстия 3 с обеих торцов защищает резьбовые поверхности от прикипания из за коррозии. Взаимное переплетение проволок, формирующих шайбу 5 и оплетку 8, придает им повышенную механическую прочность, обеспечивает передачу механических усилий при вращении болта 4 для срезания окисных пленок и покрытий, Преимущества предлагаемого узла заземления (посравнению с известными) заключаются в повышенной устойчивости к токовым нагрузкам и сниженной трудоемкости демонтажных работ.
Повышенная устойчивость к токовым нагрузкам обусловлена увеличением гарантированной площади конта. пирования деталей в цепи заземления с кор-. пусом I. Эта площадь может быть ви-, эуально проконтролирована по величине оставшейся за пределами полости отверстия 3 части оплетки 11.
Защищенность резьбы от коррозии обеспечивается герметизацией полости отверстия 3, При ограниченной механической прочности герметика (не подвергающегося в затянутом резьбовом соединении никаким деформациям во время эксплуатации) позволяет демонтировать узел заземления без приложения черезмерных физических усилий.
Использование высокотехнологического, не требующего предварительной зачистки контактных поверхностей и исключающего применение остродефицитных дорогих материалов предлагаемого узла заземления позволит распространить его на широкую номенклатуру неамортизируемого судового электрооборудования повышенной мощности °
Формула и э обретения
Узел- заземления по авт.св, 1Ф 1169055, отличающийся тем, что, с целью повышения пределов токовых нагрузок и снижения трудоемкости демонтажа, корпус выполнен с дополнительным отверстием на участке со стороны, противоположной основанию, имеющим диаметр, превышающий диаметр болта, соосным и сопряженным с обраэованием уступа с реэьбавым отверсти-.. ем корпуса, болт со стороны головки выполнен с уступом, имеющим диаметр, превышающий диаметр резьбового конца болта, при этом поверхность уступа болта и поверхность дополнительного отверстия корпуса выполнены гладкими, между боковой и торцовой поверхностя1582231
Составитель. Л,Январева
Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни
Редактор А,Ревин
Заказ 2091 Тираж 420 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101 ми дополнительного отверстия и соответствующими поверхностями уступа болта имеется зазор, в котором расположен дополнительно введенный отрезок металлической оплетки, пропитанной герметиком, охватывающий концентрично поверхность болта в дополнительном отверстии.