Устройство для тушения пожара с вертолета
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к противопожарной технике и позволяет повысить надежность и снизить аэродинамическое сопротивление при транспортировке воды. Основание мехов и управляющий трос соединены между собой с возможностью относительного перемещения и снабжены узлом фиксации, управляемым дистанционно при помощи тяги. 6 ил.
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 А 62 C39/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ т ч ,I
<".ст н
J т е
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1477429 (21) 4441165/31-12 (22) 14.06.88 (46) 07.08.90. Бюл. М 29 (71) Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (72) Ю,Г. Логачев, А.Б. Лукашенок . и А.З. Ишмухаметов (53) 677.28(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 1477429, кл. А 62 С 28/00, 30.09.87.
Изобретение относится к области противопожарной техники и является усовершенствованием устройства по основному авт. св. М 1477429;
Цель изобретения — повышение надежности и снижение аэродинамического сопротивления при транспортировке воды.
На фиг.-1 изображено устройство для тушения пожара с вертолета, общий вид в полете; на фиг. 2 — то же, вид спереди; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 4— фиксатор положения, вид сбоку; на фиг. 5— то же, вид сверху в положении захвата; на фиг. 6 — то же, вид сверху в расстопоренном положении.
Устройство для тушения пожара с вертолета состоит из резервуара 1, жестко закрепленного к скобе 2, соединенной тросовой подвеской 3 с вертолетом 4, и yriравляющего троса 5, Верхняя часть резервуара открыта, а нижняя имеет воронкообразное днище, снабженное отверстием 6 в нижней части и клапаном 7для перекрытия этого отверстия. Крепление резервуара 1 к скобе 2 осуществлено посредЯЛ,, 1583108 А2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА
С ВЕРТОЛЕТА (57) Изобретение относится к противопожарной технике и позволяет повысить надежность и снизить аэродинамическое сопротивление при транспортировке воды.
Основание мехов и управляющий трос соединены между собой с возможностью относительного перемещения и снабжены узлом фиксации, управляемым дистанционного при помощи тяги. б ил. ством двух узлов 8 и 9, расположенных диаметрально противоположно выше центра масс резервуара. Резервуар снабжен средством для создания в нем разрежения, выполненным в виде установленных соосно 2 резервуару и жестко прикрепленных к его верхнему торцу мехов 10. Меха 10 имеют цилиндрическую форму и совместно с ре- Л .зервуаром 1 образуют замкнутую полость 00
11 с переменным объемом. Меха 10 имеют на боковой поверхности кольцевые гори- а зонтальные складки, выполненные из. эластичного материала (например, из резины), и жесткое верхнее основание 12. Нижний конец управляющего троса 5 соединен, с клапаном 7, а основание 12 мехов 10 поаеижно своим центром через соосно укреп- Я ленный на последнем герметизирующий уплотнитель (сальник) 13 в виде тороида с управляющим тросом. В стенке резервуара
1 выполнено отверстие 14 для прохода трубопровода 15, соединяющего верхнюю часть резервуара через клапан 16 с атмосферой, причем торцы концов трубопровода
15 расположены в плоскости верхнего тор1583108
35
55 ца резервуара, а клапан 16 выполнен управляемым, например, посредством гибкой тяги (связи) 17. Для лучшей устойчивости при заборе воды резервуар 1 имеет опоры 18.
Устройство снабжено фиксатором положения основания 12 относительно управляющего троса 5, который включает жестко закрепленный соосно на управляющем тросе вертикальный конусообразный элемент
19, имеющий на боковой поверхности поперечный паз 20 и обращенный сужающимся концом вниз, и укрепленный на основании
12 клещевой захват 21. Клещевой захват 21 выполнен в виде взаимодействующих с пазом 20 двух односторонне шарнирно соединенных фигурных пластин 22 и 23, подпружиненных друг к другу посредством пружины 24, Между свободными концами фигурных пластин 22 и 23 расположен эллипсообразный кулачок 25, установленный с возможностью поворота относительно своей центральной оси на основании 12 и подпружиненный к нему через радиальный рычаг 26 посредством пружины 27. Радиальный рычаг 26 соединен с второй тягой 28 дистанционного управления, На боковой поверхности эллипсоидального кулачка 25 выполнен поперечный паз 29, с профилем глубины которого контактируют свободные концы фигурных пластин 22 и 23. Ширина пазов 20 и 29 равна толщине каждой из пластин 22 и 23. Разность между большей и меньшей диагоналями зллипсоидного кулачка.25 по профилю глубины его паза 29 обеспечивает согласованный выход из зацепления пластин 22 и 23 с пазом 20 при повороте кулачка 25 за рычаг 26 на 90, При этом длина участка управляющего троса 5 между клапаном 7 и плоскостью размещения поперечного паза 20 равна сумме высот внутрен него пространства резервуара 1 (бака), мехов 10 в раздвинутом положении и пластин 22 и 23 над основанием 12.
Устройство работает следующим образом.
Когда вертолет 4 прилетит на место забора воды, резервуар 1 опускается на дно водоема малой глубины, например равной половине высоты бака, причем в этот момент управляющий трос 5 отпущен, меха 10 находятся в сдвинутом (складном) положении за счет сжимающего действия горизонтальных складок из эластичного материала, клапан 7 под влиянием собственного веса опущен, т.е. отверстие 6 открыто, клапан 16 с помощью гибкой тяги 17 открыт, соединяя полость 11 с атмосферой, и конусообразный элемент 19 за паз 20 посредством клещевого захвата 21 соединен с основанием 12.
При этом вода через отверстие 6 поступает в резервуар 1, заполняя его до уровня воды в водоеме. Через определенный промежуток времени клапан 16 перекрывают, изолируя полость 11 от атмосферы.
Затем за счет подтягивания управляющего троса 5 производится раздвижение мехов 10, что приводит к возникновению разрежения (пониженного давления) в полости 11, благодаря чему вода из водоема малой глубины интенсивно заполняет резервуар 1. При максимальном раздвижении мехов, учитывая длину участка управляющего троса внутри полости 11, клапан 7 закрывает отверстие 6, Далее открывается клапан
16 и в случае перелива воды за край резервуара 1 избыток ее выливается через трубопровод 15 наружу, а полость над резервуаром сообщается с атмосферой.
Вместе с тем, с помощью гибкой тяги 28 через рычаг 26 осуществляется кратковременный поворот кулачка 25 относительно своей центральной оси, что за счет раздвижения свободных концов пластин 22 и 23 выводит их из паза 20, обеспечивая отцепление основания 12 от конусообразного элемента 19, равно от управляющего троса 5.
3а счет сжимающего действия горизонтальных складок из эластичного материала меха
10 сдвигаются (складываются), вытесняя воздух из своей полости, т.е. из полости над резервуаром 1, через трубопровод 15 наружу в атмосферу. Одновременно вертолет 4 поднимается вверх и перевозит резервуар 1 с водой на тросовой подвеске 3 к месту пожара. Над очагом пожара управляющий трос 5 опускается, отчего клапан 7 под действием собственного веса и массы воды в резервуаре I опускается вниз, открывая проход отверстию 6, и вода выливается наружу. Вместе с тем укрепленный на управляющем тросе 5 конусообразный элемент
19 при перемещении вниз своим суженным концом раздвигает пластины 22 и 23 и за паз
20 сцепляется посредством клещевого захвата 21 с основанием 12. В таком положении устройства после опорожнения резервуара 1 вертолет 4 возвращается к водоему малой глубины для забора очередной порции воды.
Формула изобретения
Устройство для тушения пожара с вертолета поавт. св. %1477429, отл и ч о ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и снижения аэродинамического сопротивления при транспортировке воды, управляющий трос и жесткое подвижное основание мехов соединены между собой с возможностью относительного перемещения и снабжены узлом фик1583108 сации, содержащим закрепленный на подвижном основании мехов клещевой захват и закрепленный на управляющем тросе соосно с ним конусообразный элемент, причем клещевой захват выполнен в виде подпружиненных одна относительно другой фигурных пластин и установленного между ними управляющего эллипсообразного кулачка, соединенного с подпружиненным рычагом, который связан с гибкой тягой . дистанционного управления, вершина кону5. сообразного элемента обращена вниз, а на его поверхности выполнен кольцевой поперечный п.аз.
1583108
2З P g $
Редактор Е.Папп
Заказ 2214 Тираж 372 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
ФигФ
Составитель, Э,Тищенко
Техред М.Моргентал Корректор С. Шекмар