Устройство управления тормозом шахтной подъемной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области шахтного подъема и предназначено для управления тормозом шахтной подъемной машины (ШПМ). Цель изобретения - повышение безопасности эксплуатации ШПМ. Устройство содержит исполнительный пневматический и управляющий электрический каналы. В пневматический исполнительный канал входят регулятор давления, соединенный через электропневматические клапаны с тормозными цилиндрами ШПМ. В электрический управляющий канал входят датчик скорости, сигнал с которого в первом компараторе (К) сравнивается с сигналом задатчика разности скоростей. В др. К сигнал с датчика скорости сравнивается с сигналом задатчика минимальной скорости. В случае превышения установок обоих К срабатывают соответствующие реле замедления или реле скорости и обесточивают тем самым при предохранительном торможении катушки электропневматических клапанов. В режиме рабочего торможения тормозное усилие в тормозных цилиндрах регулируется с помощью командоаппарата, выпрямительного моста и катушки управления регулятором давления. При исчезновении электропитания электрическая схема запитывается от блока конденсаторов. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕтСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБ ЛИК (19) (1!) А1 (я) 5 В 66 В 1/32 5/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOIVlY СВИД=ТЕЛЬСТВУ
° ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ по изоБРетениям и откРытиям
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4417190/23-03 (22) 29.03.88 (46) 07.08.90. Бюл. - 29 (71) Донецкий политехнический институт (72) С.Н. Лапочка, И.Е. Алистратова, Н.Л. Беликов, Б.Г. Травка, Ф.А. Зейлингер и В.И. Григорьев (53) 621 867 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1514722, кл. В бб В 1/32, В 66 В 5/02, 1987. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ
ИАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к области шахтного подъема и предназначено для управления тормозом шахтной подъемной машины (НПМ). Цель изобретения — повышение безопасности эксплуатации
ttiHM. Устройство содержит исполнительный пневматический и управляющий элек1трический каналы. В пневматический
Изобретение относится к области шахтного подъема и предназначено для управления тормозом шахтной подъемной машины.
Цель изобретения — повь|шение безопасности эксплуатации шахтной подъемной машины.
На чертеже изображена функциональная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит два тормозных привода, каждый из которых состоит из тормозных цилиндров 1 и 2, регулятор
3 давления с катушкой 4 управления, электропневматические клапаны 5 — 7
2 исполнительный канал входит регулятор давления, соединенныйчерез электропнев-. матические клапаны с тормозными цилиндрами НПМ. В электрический управляющий канал входит датчик скорости, сигнал, с которого в первом компараторе (К) сравнивается с сигналом задатчика разности скоростей. В другом К сигнал с датчика скорости сравнивается с сигналом задатчика минимальной скорости.
В случае превышения уставок обоих К срабатывают соответствующие реле замедления или реле скорости и обесточивают тем самым при предохранительНоМ торможении катушки электропневматических клапанов. В режиме рабочего д торможения тормозное усилие в тормозных цилиндрах регулируется с помощью командоаппарата, выпрямительного мос- та и катушки управления регулятором давления. При изчезновении электропитания электрическая схема записывается от блока конденсаторов. 1 ил. с катушками 8 — 10 соответственно, воздухосборник 11, датчик 12 скорости, запоминающий конденсатор 13, пер- . вый (разрядный) резистор 14, первый компаратор 15 для сравнения фактической,и запомненной скоростей,задатчик
16 разности скоростей, реле 17 замедления с замыкающим контактом 18, второй компаратор 19 минимальнои скоросФ» ти, задатчик 20 минимальной скорости, реле 21 скорости с замыкаюшнм контактом 22, замыкающий контакт 23 контактора предохранительного торможения, первое премежуточное реле 24 с замы158334 кающими контактами 25 — 27 и размыкающим контактом 28, реле 29 времени с контактом 30, имеющим выдержку, времени на отключение, второе промежуточное реле 31 с замыкающими контактами
32 и 33, командоаппарат 34, выпрямительный мост 35, резисторы 36 и 37, блок 38 конденсаторов, содержащий резистор 37, диод 39. Датчик 12 скорос- 10 ти состоит из тахогенератора 40 (например, переменного напряжения), выпрямительного моста 4 1, фильтра 42.
/ индуктивности и конденсаторов 43 и 44.
Устройство предназначено для работы в режиме рабочего и предохранительного торможения.
При зарядке машины замыкается контакт 23, включая реле 24- и 29. Контакты 25, 26, 27 и 30 замыкаются, контакт 28 размыкается. Замыкание контактов 25 и 30 приводит к включению реле
31, которое своим контактом 33 включает катушки 8 — 10. Контакт 32 замыкается, подготавливая цепь к дальнейшей 25 работе.
При движении машины напряжение на выходе датчика 12 скорости пропорционально скорости машины. Это напряжение поступает на один вход компаратора
19,а на второй вход — напряжение,соответствующее минимальной скорости
< V „нс выхода. задатчика 20 минимальной скорости, ниже которой можно тормозить сколь угодно резко. Если фактическая скорость подъемной машины больше V компаратор 19 срабатывамин ет. При этом замыкается контакт 22 реле 21 скорости, подключенного к выходу компаратора l9. 40
В режиме рабочего торможения, когда контакт 27 замкнут, а 28 разомкнут, осуществляется регулирование тока в обмотке управления регулятора 4 давления посредством перемещения ручки командоаппарата 34.
Предохранительное торможение осуществляется следующим образом.
Пусть машина двигалась с постоян ной скоростью Ч, большей V . При
ЯИн этом контакт 22 замкнут. При подаче команды на предохранительное торможение, т.е. при размыкании контактора
23, отключается реле 24 замыкая свой контакт 28 и размыкая контакт 27, при
55 этом ток в обмотке 4 управления регулятора 3 давления определяет первую степень торможения, -- теряет питание катушка реле 29 времени, в результате чего начинается отсчет времени до размыкания контакта 30.
Кроме того, размыкание контакта 25 реле 24 подготавливает цепь питания реле 31 в режиме предохранительного торможения, а размыкание контакта 26 приводит к отключению конденсатора 13 от датчика 12 скорости. На конденсаторе
13 сохраняется напряжение, которое было на выходе датчика скорости перед началом торможения, иными словами запоминается значение V Далее напряо жение на конденсаторе 13 остается постоянным, а напряжение на выходе датчика 12 скорости изменяется в соответствии с изменением фактической скорости машины.
По истечении. времени выдержки реле
29, равного времени холостого хода и срабатывания тормоза, устанавливается величина тормозного усилия первой ступени торможения. Дальше в зависимости от режима работы подъемной маши; ны устройство осуществляет два варианта процесса торможения..
Подъем груза. E этом случае фак-; тическая скорость машины под действием первой ступени торможения снижается достаточно быстро, величина замедления удовлетворяет правилам безопасности. Вход компаратора 15 включен на сравнение напряжений на конденсаторе 13.и на выходе датчика 12 скорости, через некоторый промежуток времени с начала предохранительного торможения разность этих напряжений превосходит уставку задатчика 16, компаратор 15. срабатывает, включив реле
17, которое замыкает свой контакт 18.
Через промежуток времени, который должен быть несколько больше времени срабатывания первой ступени торможения, истекает выдержка на размыкание контакта 30, но за счет замкнутого к этому времени контакта 18 реле 31 не обесточится, контакт 33 остается замкнутым, катушки 8 — 10 — включенными, тормозное усилие далее не увеличивается. Устройство осуществляет торможение первой ступенью при подъеме груза. После снижения скорости до
V Ä контакт 22 размыкается, обесточив катушку реле 31, его контакт 33 отключает катушки 8 — 10, и клапаны
5 — 7 включают полное тормозное уси- лие, вьп устив весь воздух из тормозных цилиндров 1 и 2, обеспечив соблю; дение правил безопасности в части за1583342 паса тормозного момента при стонорении машины, Спуск груза и перегон порожних сосудов. В этом случае под действием первои ступени торможения скорость ма5 шины снижается недостаточно быстро.
Поэтому к моменту размыкания контакта 30 разность между запомненным на конденсаторе 13 напряжением на выходе датчика 12 не превосходит уставку задат- чика 1 6, контакт 18 н а з амыкаетс я.
Поэтому размыкание контакта 30 приводит к обесточиванию реле 31 и соответственно катушек 8 — 10. Устройство осуществляет приложение полного тормозного усилия. В дальнейшем, по мере снижения скорости в процессе торможения, компаратор 15 срабатывает и контакт 18 замыкается, но это не приво- 20 дит к включению катушек 8 — 10, так как контакт 32 блокирует цень реле 31.
Если предохранительное торможение возникло вследствие снятия напряжения питания с подъемной установки или со- 25 провождается им, то блок конденсаторов 38 подпитывает все элементы, в том числе компараторы 15 и 19, задатчики
16 и 20, реле 17, 21, 31 и катушки
8 — 10 клапанов, обеспечивая их правильную работу во время предохранительного торможения. Диод 39 исключает разряд блока конденсаторов 38 через источник питания при исчезновении питающего напряжения. Резистор 37 or35 раничивает зарядный ток конденсаторов
38. Резистор 14 обеспечивает цепь разряда для запоминающего конденсатора 13 в режиме отслеживания конденсатором 13 фактической скорости машины 40 при замкнутом контакте 26.
Формула. изобретения
Устройство управления тормозом
45 шахтной подъемной машины, содержащее питающую сеть сжатого воздуха, подк- . люченную через регулятор давления и первый электропневматический клапан к второму и третьему электропневмати.ческим клапанам, выходы которых соединены.соответственно с первым и вторым тормозными цилиндрами, диод, катушку управления регулятором давле- ния, первое промежуточное реле с соответствующими . .контактами, источник питания постоянного тока, первый вывод которого соединен с первыми выво. дами катушек электропневматических клапанов, первым выводом блока конденсаторов и первым выводом обмотки первого промежуточного реле, второй вывод которой через замыкающий контакт контактора предохранительного торможения соединен с BTopbM выводом источника питания постоянного тока, второи вывод катушки второго электропневматического клапана соединен с вторым выводом катушки третьего электропневматического клапана, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности эксплуатации шахтной подъемной машины, оно содержит датчик скорости, два резистора, запоминающий конденсатор, два компаратора, задатчик разности скоростей, задатчик минимальной скорости, командоаппарат, выпрямительный мост, реле скорости, замедления и времени с соответствующими контактами, второе промежуточное реле с соответствующими контактами, причем первый выход датчика скорости через первый резистор соединен с вторым выходом, заземлен и через второй замыкающий контакт первого промежуточного реле, соединен с первым входоЪ первого компаратора и первым выводом запоминающего конденсатора, второй вывод которого соединен с вторым выходом датчика скорости и первым входом второго компаратора, второй вход которого соединен с выходом задатчика минимальной скорости, а выход через реле скорости заземлен, второй вход первого компаратора соединен с выходом задатчика разности скоростей, а выход заземлен через реле заземления, замыкающий контакт которого соединен с вторым выводом блока конденсаторов, через второй замыкающий кантакт второго промежуточного реле — с вторыми . выводами катушек первого и второго электропневматических клапанов, через второй резистор и размыкающий контакт первого промежуточного реле — с первым выводом катушки управления регулятором давления, через контакт с выдерхгкой времени на отключение реле времени и замыкающий контакт реле скорости — с вторым выводом второго промежуточного реле, через первый замыкающий контакт второго промежуточного реле и замыкающий контакт реле скорости — с вторым выводом второго промежуточного реле, через первый замыкающий контакт второго промежуточного реле и первый saмыкающий контакт первого промежуточ-.
1583342 ного" реле — с вторым выводом второго промежуточного реле, а череэ прямо включенный диод " с вторым выводом источника питания постоянного тока, первый вывод ксторого эаэемлен и соеди- 5 нен с первыми выводами второго промежуточного реле и реле времени, второй вывод которого соединен с вторым выводом первого промежуточного реле, первый и второй выводы командоаппарата соединены соответственно с первым и вторым выводами выпрямительиого моста, третий и четвертый выводы которого соединены с вторым и череэ третий эамыкающий контакт первого промежуточного реле с первым выводами катушки управления регулятором давления.
%