Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения. Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины содержит обмотку, закрепленную в пазах составными клиньями с зазорами, а в лобовой части - бандажными кольцами, имеющими в торцовой зоне каналы для выхода газа. Благодаря тому, что бандажные кольца 8 установлены с зазором 10 по отношению к торцу сердечника 1, а каналы 12, 13 сообщаются с этим зазором, обеспечивается достижение поставленной цели. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
СООЭ СОВЕТСКИХ
НЛ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТИРЦТИЯИ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н д ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (51)5 .Н 02 .К 1/32
1 (21) 4442970/24-07 (22) 16.06.88 (46) 07.08.90. Бюл. Р 29 (71) Центральное конструкторское бюро по модернизации действующего оборудования электростанций (72) В.Ю.Аврух, А.Е.Вирюк л Л.А.Дугинов (53) 621.313.713 (088.8) (56) Азбукин Ю.И, и др. Модернизация турбогенераторов. - M.: Энергия, 1980, с. 98, 96. (54)РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
2 (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения. Ротор синхронной неявнополюсной электрической маптины содержит обмотку, закрепленную в пазах составными клиньями с зазорами, а в лобовой части — бандажными кольцами, имеющими в торцовой зоне каналы пля выхода газа. Благодаря тому, что бандажные кольца 8 установлены с зазором 10 по отношению к торцу сердечника 1, а каналы 12, 13 сообщаются с этим зазором, обеспечивается достижение поставленной цели. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.
1584035
В торцовой зоне между двумя соседними по длине пазовыми клиньями выполнен зазор 14, соединенный с ак. сиальным каналом 12.
При вращении ротора хладагент изпод лобовых частей 6, охладив катушку 5, попадает в кольцевой зазор. IO и далее через аксиальные 12 и радиальные 13 каналы и зазор 14 выбрасывается из ротора.
Изобретение относится к электро машиностроению, в частности к роторам неявнополюсных электрических машин, например, турбогенераторам.
Цель изобретения — повышение эф5 фективности охлаждения.
На фиг. 1 показан предлагаемый ротор синхронной неявнополюсной электрической машины, поперечный раз- 10
;рез; на фиг. 2 — то же, продольный
;разрез, ка фиг. 3 — разрез А-А на .фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б-Б на
;фиг. 3.
Ротор содержит массивный сердечник 1 с большим зубом 2 и мальл зубцами 3, В пазах 4 между малыми зубцами 3 размещены катушки 5 обмотки ротора, лобовые части 6 которой закреп.лены в тангенциальном и осевом направ-gg
:лениях с помощью распорок 7. В радиальном направлении лобовые части 6 обмотки уцерживаются бандажными кольцами 8, посаженными на проточку 9, выполненную на торце сердечника
Межцу торцом бандажного кольца 8 и торцом сердечника выполнен кольцевой зазор 16.
В"крайних клиньях 11, удерживающих катушки 5 в пазах 4, выполнены аксиальные каналы 12 и соединенные с ними радиальные каналы 13, выходящие на наружную поверхность ротора.
Аксиальные каналы 12, в свою очередь, соединены с кольцевым зазором 1О.
Акеиальные каналы 12 выполняются преимущественно на стороне клина, . обращенной к катушкам 5 ° Наиболее удобное их расположение на боковой стороне клина. Радиальные каналы 13 при этом также выполняются на боковойстороне клина.
Аксиальные и радиальные каналы могут быть выполнены достаточного сечения, что обеспечивает необходимый расход газа через каналы обмотки ротора v улучшает охлаждение.
Предлагаемая конструкция ротора может быть реализована, как на вновь изготавливаемом роторе, так и при модернизации роторов, находяшихся в эксплуатапии.
Формула и з о б р е т е н и я
1. Ротор синхронной неявнололюсной электрической машины, содержащий массивный сердечник и катушечную обмотку, размещенную в пазах сердечника, закрепленную в пазовой части с помощью составных по длине клиньев с зазорами между ними с охлаждаемой газом лобовой частью обмотки, закрепленной в радиальном направлении с помощью массивных бандажных колец, посаженных на сердечник, имеющий в торцовой зоне каналы для выхода газа из-под лобовых частей к наружной поверхности ротора, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, банцажные кольца установлены,с зазором по отношению к торцу сердечника, а каналы для выхода газа к наружной поверхности ротора расположены в торцовых пазовых клиньях и сообщаются с зазорам.
2. Ротор по ч. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что,.упомянутые каналы в торцовых пазовых клиньях имеют аксиальные участки и сообщающиеся с ними радиальные участки.
3. Ротор по пп. 1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что аксиальные участки каналов расположены на боковых сторонах клина.
4. Ротор по пп. 1 — 3, о т л и— ч а ю шийся тем, что радиальные . участки каналов расположены на боко-вых сторонах клина, 5. Ротор по пп. 1 — 4, о т л ич а ю шийся тем, что зазор между двумя соседними по длине пазовыми клиньями выполнен сообщающимся с ак сиальными участками каналов.
Риг.1
Рие. Z
Б-b
Фие.9
Составитель Н.Иотин
Техред М.Ходанич
Редактор О.Головач
Корректор М.Шароши.
Заказ 2260 Тираж 443 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101