Имитатор катапультирования для авиационного тренажера

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике. Целью изобретения является повышение эффективности обучения летного состава на имитаторе катапультирования путем увеличения информационно динамического подобия. Имитатор содержит пять концевых выключателей 1 - 5, контакт автомата 6 защиты сети, концевой выключатель 7, спинки кресла, выключатели 8, 9, 10, реле 11, 12, 13, сигнальные лампы 14 - 25, пять пороговых устройств 26 - 30, датчик 31 скорости, датчик 32 высоты, датчик 33 угла тангажа, датчик 34 угла крена, сигнализатор 35 перевернутого полета, сигнализатор 36 отрицательной перегрузки, диод 39, конденсатор 40, динистор 41, схему И 42. Указанная цель достигается за счет того, что имитатор позволяет отрабатывать строго установленные действия по занятию исходного положения и управляющие действия при катапультировании, воспроизводит акселерационные, воздействия при срабатывании стреляющего механизма катапультной установки, а также имитацию притяга ремней плеч и пояса, подъема и притяга ног, срабатывание дефлектора, позволяет осуществлять контроль и оценку действий обучаемого. При этом все необходимые действия обучаемый может отрабатывать при нормальном катапультировании, аварийном катапультировании в случае несброса фонаря и при аварийном покидании в случае отказа катапультной установки. 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам. Цель изобретения - повышение эффективности обучения летного состава на имитаторе катапультирования путем увеличения информационно-динамического подобия. На чертеже представлена структурная схема имитатора катапультирования для авиационного тренажера. Имитатор содержит концевой выключатель 1 заголовника кресла, концевые выключатели 2, 3 левой и правой подножек кресла, концевые выключатели 4, 5 левой и правой ручек катапультирования, замыкающий контакт автомата 6 защиты сети, концевой выключатель 7 спинки кресла, выключатели 8, 9 и 10, реле 11, 12 и 13, двенадцать сигнальных ламп 14-25, пять пороговых устройств 26-30, датчик 31 скорости, датчик 32 высоты, датчик 33 угла тангажа, датчик 34 угла крена, сигнализатор 35 перевернутого полета, сигнализатор 36 отрицательной перегрузки, контакт 37 включения парашютного кислородного прибора, контакт 38 отсоединения привязных ремней, диод 39, конденсатор 40, динистор 41, схему И 42, имитатор 43 дефлектора, имитатор 44 подъема и притяга ног, имитатор 45 притяга плеч и пояса, имитатор 46 акселерационных воздействий, имитатор 47 сброса фонаря, датчик 48 аварийной ситуации, таймер 49, индикатор 50 времени. Имитатор катапультирования для авиационного тренажера работает в режиме "Катапультирование", "Аварийное катапультирование" (при отказе системы сброса фонаря), "Аварийное покидание" (при отказе катапультной установки). В исходном состоянии контакт автомата 6 защиты сети "Вкл. имитатора катапультирования" выключен, схема обеспечена, контакты концевых выключателей 1-7 разомкнуты, контакты выключателей 8 и 10 "Отказ сброса фонаря" и "Отказ системы катапультирования", первые и вторые контакты выключателя 9 "Ручка аварийного сброса фонаря" разомкнуты, реле 11, 12 и 13 обесточены, их контакты разомкнуты за исключением размыкающих контактов 51 второго реле 12 и контактов 52 третьего реле 13, сигнальные лампы не горят. На режиме "Катапультирования" включают автомат 6 "Вкл. имитатора катапультирования" и датчик 48 аварийной ситуации. Пpи принятии летчиком решения на катапультирование он занимает исходное положение. При этом замыкаются контакты концевых выключателей заголовника кресла, подножек кресла, спинки кресла и обеспечивается цепь питания реле 12 контроля занятия правильного исходного положения летчиком при катапультировании, которое своими первыми размыкающими контактами 51 разрывает цепь питания реле 13, предотвращая его срабатывание в случае занятия неверной исходной позы при катапультировании (например, не прижал голову к заголовку - разомкнут контакт 1). После занятия исходного положения летчик тянет ручки катапультирования вверх (одну из них или обе одновременно), при этом замыкаются первые и вторые контакты концевых выключателей 4 или 5. Вторые контакты выключателей 4 или 5 замыкают цепь питания первого реле 11, которое срабатывает и своими первыми контактами замыкает цепь питания реле 13, обеспечивая его срабатывание в случае неправильного или несвоевременного занятия позы при вытягивании ручки катапультирования. Вторая группа контактов первого реле 11 подключает датчики 31-34 скорости, высоты тангажа и крена соответственно к пороговым устройствам 27-30, которые срабатывают в случае превышения скорости, высоты тангажа и крена заранее заданных значений и подают сигнал на лампы 18, 20, 22, 24 сигнализирующие превышение (нарушение) условий катапультирования. При катапультировании в заданных условиях по скорости, высоте, углам тангажа и крена пороговые устройства 27-30 заперты и с их первого выхода поступает сигнал на лампы 17, 19, 21, 23, сигнализирующие о соблюдении условий катапультирования по данным параметрам. Первые контакты четвертого и пятого концевых выключателей через размыкающие контакты выключателей 8, 10 обеспечивают цепь питания через цепочку временной задержки (конденсатор 40 и динистор 41) имитатора 46 акселерационных воздействий и непосредственно имитатора 45, имитатора 44 первого входа схемы И 42, которая срабатывает при достижении величины сигнала скорости, поступающего с датчика 31, большей предельного значения скорости катапультирования. В этом случае схема И 42 выдает сигнал на имитатор 43 дефлектора. Указанные имитаторы 47-43 срабатывают и силовыми элементами воздействуют соответственно на корпус фонаря, катапультное кресло, притяг плеч и пояса, подъем и притят ног, дефлектор. Кроме того, одновременно сигнал поступает на лампу 14 "Катапультирование", инициируя о включении данного режима, и на таймер 49, сигнал с которого останавливает время на индикаторе 50 времени принятия решения на катапультирование. При нарушении одного из условий принятия исходной позы в кресле при катапультировании(любой из концевых выключателей 1, 2, 3, 7 разомкнут) при вытягивании ручек катапультирования происходит замыкание вторых контактов концевых выключателей 4 и 5 и срабатывание реле 11, которое замыкает свои первые контакты 53 и обеспечивает цепь питания реле 13. Данное реле срабатывает и своими первыми контактами 52 разрывает цепь контроля правильного занятия позы при катапультировании, исключая возможность занятия заданного правильного исходного положения в кресле при вытянутых ручках катапультирования (т. е. в обратной последовательности). Помимо этого контактами 51 реле 12 реле 13 ставится на самоблокировку и подает питание на память 15 "Последовательность действий неверна". Только после возвращения ручек катапультирования в исходное положение (контакты концевых выключателей 4 и 5 размыкаются, реле 11 и 13 обесточиваются) возможно правильное повторение действий для катапультирования. На режиме Аварийное катапультирование" отключают выключатель 8 "Отказ сброса фонаря". При этом размыкается цепь питания имитаторов 46-43, акселерационных воздействий, притяга плеч и пояса, подъема и притяга ног, дефлектора, сигнальной лампы 14 и второго входа таймера 49 и при вытягивании ручек катапультирования (замыкаются контакты концевых выключателей 4 и(или) 5 срабатывания указанных имитаторов, таймера 49 и загорание сигнальной лампы 14 не происходит. При этом обучаемый летчик должен аварийно сбросить фонарь, проставив ручку аварийного сброса фонаря во включенное положение (замыкаются первые и вторые контакты выключателя 9), повторно занять исходную позу (замыкаются контакты концевых выключателей 1, 2, 3, 7) и вытянуть вверх ручки катапультирования (замыкаются контакты концевых выключателей 4 и (или) 5). При этом первые контакты концевого выключателя 9 блокируют разорванную выключателем 8 цепь питания, а вторые контакты этого реле замыкают, который воздействует на механизм сброса фонаря и сигнальной лампы 16 "Аварийное катапультирование". На режиме "Аварийное покидание" ставят выключатель 10 "Отказ системы катапультирования" во включенное состояние, при этом контактами разрывается основная цепь имитаторов 43-46, индикаторов 49, 60 и сигнальной лампы 14. Обучаемый выполняет действия по основному режиму катапультирования (режим описан выше), а при несрабатывании имитаторов 43-46 выполняет действия по аварийному катапультированию (режим описан выше). В этом случае работает только имитатор 47 сброса фонаря и загорается сигнальная лампа 16 "Аварийное катапультирование". Летчик, не ощутив акселерационных воздействий при аварийном катапультировании (цепь имитаторов 43-46 разомкнута контактами выключателя 10), выполняет действия по аварийному спасению. Для этого летчик отсоединяет привязные ремни от кресла, включив ручку "Аварийное отсоединение от кресла" (замыкаются контакты 38 его концевого выключателя), включает парашютный кислородный прибор ручкой "Аварийное включение парашютного кислородного прибора" (замыкают контакты его концевого выключателя), вмешивается в управление самолетом и переворачивает его на спину, при этом срабатывает по сигналу от датчика 34 угла крена сигнализатор 35 перевернутого полета. Далее летчик резко отдает ручку управления от себя, создавая отрицательную перегрузку (срабатывает сигнализатор 36 отрицательной перегрузки). При этом полностью замыкается цепь аварийного спасения и сигнал с датчика 34 угла крена через замкнутые контакты сигнализаторов 35, 36 перевернутого полета, отрицательной перегрузки, контакт 37 включения парашютного кислородного прибора и контакт 38 отсоединения привязных ремней поступает на сигнальную лампу 25 "Аварийное спасение" и одновременно через диод 39 на имитатор 46 акселерационных воздействий, который срабатывает, воздействуя на кресло, чем достигается имитация в данном случае силы действия отрицательной перегрузки. Следует отметить, что во всех режимах индикация условий катапультирования одинакова, осуществляется лампами 17-24 и в последних двух режимах не рассматривается.

Формула изобретения

ИМИТАТОР КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ АВИАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА, содержащий последовательно соединенные первый, второй и третий концевые выключатели заголовника кресла левой и правой подножек кресла, параллельно соединенные между собой первые и вторые контакты четвертого и пятого концевых выключателей левой и правой ручек катапультирования и первую сигнальную лампу, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения летного состава на имитаторе катапультирования путем увеличения информационно-динамического подобия, в него введены замыкающий контакт автомата защиты сети, концевой выключатель спинки кресла, три выключателя, три реле, одиннадцать сигнальных ламп, пять пороговых устройств, датчик скорости, датчик высоты, датчик угла тангажа, датчик угла крена, последовательно соединенные сигнализатор перевернутого полета, сигнализатор отрицательной перегрузки, контакт включения парашютного кислородного прибора, контакт отсоединения привязных ремней диод и имитатор акселерационных воздействий, выход которого соединен с отрицательной шиной питания, конденсатор, динистор, схема И, имитатор дефлектора, имитатор подъема и притяга ног, имитатор притяга плеч и пояса, имитатор сброса фонаря, датчик аварийной ситуации, таймер и индикатор времени, причем положительная шина источника питания через последовательно соединенные контакт автомата защиты сети, первый замыкающий контакт первого реле, первый размыкающий контакт второго реле и обмотку третьего реле соединена с отрицательной шиной питания, второй вывод контакта автомата защиты сети через второй замыкающий контакт третьего реле соединен с первым выводом обмотки третьего реле и через вторую сигнальную лампу с отрицательной шиной питания, второй вывод контакта автомата защиты сети соединен через первый размыкающий контакт третьего реле с первым выводом первого концевого выключателя заголовника кресла, второй вывод третьего концевого выключателя правой подножки кресла соединен через замыкающий контакт концевого выключателя спинки кресла с первым выводом обмотки второго реле, второй вывод которой соединен с отрицательной шиной питания, параллельно соединенные первые контакты четвертого и пятого концевых выключателей включены между первым выводом обмотки второго реле через параллельно включенные размыкающий контакт первого выключателя и первый замыкающий контакт второго выключателя с первым выводом третьего выключателя, второй вывод которого соединен с первым входом схемы И и входами имитатора подъема и притяга ног, имитатора притяга плеч и пояса и положительным выводом динистора, отрицательный вывод динистора соединен с входом имитатора акселерационных воздействия, параллельно динистору подключен конденсатор, параллельно соединенные вторые замыкающие контакты четвертого и пятого концевых выключателей включены между положительной шиной питания и первым выводом обмотки первого реле, второй вывод которой соединен с отрицательной шиной питания, общая точка первых контактов четвертого и пятого концевых выключателей, первого выключателя и первого замыкающего контакта второго выключателя соединена через второй замыкающий контакт второго выключателя с входом имитатора сброса фонаря и через третью сигнальную лампу с отрицательной шиной источника питания, положительный вывод динистора соединен с вторым входом таймера и через первую сигнальную лампу с отрицательной шиной питания, выход датчика аварийной ситуации соединен с первым входом таймера, выход которого через индикатор времени соединен с отрицательной шиной питания, с которой соединены также первые выводы с четвертой по двенадцатую сигнальных ламп, вторые выводы четвертой и пятой сигнальных ламп соединены соответственно с первым и вторым выходами второго порогового устройства, вход которого через второй замыкающий контакт первого реле соединен с первым выходом датчика скорости, второй выход которого соединен через первое пороговое устройство с вторым выходом схемы И, выход которой соединен через имитатор дефлектора с отрицательной шиной питания, с которой соединены также вторые выводы имитаторов подъема и притяга ног, притяга плеч и пояса, сброса фонаря, вторые выводы шестой и седьмой сигнальных ламп соединены соответственно с первым и вторым выходами третьего порогового устройства, вход которого через третий замыкающий контакт первого реле соединен с выходом датчика высоты, вторые выводы восьмой и девятой сигнальных ламп соединены соответственно с первым и вторым выводами четвертого порогового устройства, вход которого через четвертый замыкающий контакт первого реле соединен с выходом датчика угла тангажа, вторые выводы десятой и одиннадцатой сигнальных ламп соединены соответственно с первым и вторым выходами пятого порогового устройства, вход которого через пятый замыкающий контакт первого реле соединен с первым выходом датчика угла крена, второй выход которого соединен с выходом сигнализатора перевернутого полета.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 2-2002

Извещение опубликовано: 20.01.2002