Способ клепки и заклепка для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к клепке, в частности к способам клепки и заклепочным элементам. Цель изобретения - повышение усталостной долговечности клепаного соединения за счет увеличения осевого натяга. Способ клепки осуществляют посредством заклепки, состоящей из стержня 1, закладной головки 2, выполненной в виде шестигранной гайки, и шайбы 9. Заклепку размещают в отверстии пакета деталей 7 и 8 и образуют замыкающую головку путем пластического деформирования выступающего из пакета конца стержня. После этого пакет деталей стягивают посредством вращения гайки 2 относительно стержня 1 и фиксируют соединение в стянутом состоянии. 2 с.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 21 J 15/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО,ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР ю, 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4425549/31-27 (22) 17.05,88 (46) 23.08,90. Бюл,. М 31 (71) Харьковский авиационный институт им.

Н.Е. Жуковского (72) В.В. Чуб, В.В. Губарев и Т,О. Кушниренко (53) 621,884(088.8) (56) Орлов П.И. Основы конструирования.—

М.: Машиностроение, 1977, т.. 2, с, 215, рис.

2174. (54) СПОСОБ КЛЕПКИ И ЗЯКЛЕПКА ДЛЯ

ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к клепке, в частности к способам клепки и заклепочным

»!Ж,, 1586845 А1 элементам. Цель изобретения — повышение усталостной долговечности клепаного соединения эа счет увеличения осевого натяга.

Способ клепки осуществляют посредством заклепки, состоящей иэ стержня 1, закладочной головки 2, выполненной в виде шестигранной гайки, и шайбы 9, Заклепку размещают в отверстии пакета деталей 7 и

8 и образуют замыкающую головку путем пластического деформирования выступающего из пакета конца стержня. После этого пакет деталей стягивают посредством вращения гайки 2 относительно стержня 1 и фиксируют соединение в стянутом состоянии. 2 с.п. ф-лы, 6 ил.

1586845

Изобретение относится к области клепально-сборочных работ, в частности к спо собам клепки и соединительным заклепочным элементам.

Целью изобретения является повышение усталостной долговечности клепаного соединения за счет увеличения осевого натяга, На фиг. 1 изображена заклепка, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3— исходное положение заклепки перед клепкой; на фиг. 4 — этап образования замыкающей головки; на фиг. 5 — этап создания повышенного осевого натяга; на фиг, 6— эаклепочное соединение с потайной замыкающей головкой.

Способ клепки осуществляют посредством заклепки, состоящей из стержня 1 диаметром d и закладной головки 2. Один конец стержня на участке 1 выполнен диаметром, превышающим d, при этом на участке! выполнена резьба 3. Внутренний диаметр резьбы d> равен или превышает диаметр стержня d, т.е, 01 d. Закладная головка заклепки выполнена, например, е виде шестигранной гайки с резьбовым отверстием

4, Высота шестигранной гайки равна участку1 стержня 1. В исходном состоянии торец

5 стержня 1 и торец 6 шестигранной гайки расположены в одной плоскости. Материалом для стержня 1 могут служить известные для самолетостроения сплавы: алюминиевый сплав 865, Ст. 10; 15.; 2ОГ2; 12Х18Н9Т, титановый сплав ВТ16, Для изготовления закладочной головки 2 следует использовать труднодеформируемые сплавы: Ст.

ЗОХГСА, сплав ÂÒ16. При изготовлении стержня и закладочной головки иэ одного и того же материала, например титанового сплава ВТ16, необходимые прочностные характеристики сопрягаемых элементов получают различной термообработкой, Способ клепки осуществляют следующим образом.

В отверстие пакета соединяемых деталей 7 и 8 устанавливают заклепку, под закладную головку 2 которой предварительно подкладывают шайбу 9, обеспечив сопряжение ее со стержнем 1 по скользящей посадке. После этого формируют замыкающую головку 10 путем пластического деформирования стержня 1 прессованием или ударом.

Затем полученное соединение стягивают.

Стягивание пакета осуществляют посредством использования инструмента для эавинчивания гаек путем поворота закладной головки до достижения определенного, заранее заданного момента затяжки. Для предупреждения самоотвинчивания закладной головки в процессе эксплуатации конечное

55 ее положение после затяжки фиксируют посредством местной пластической деформации резьбы, например кернением. При необходимости, например при клепке обшивок, может быть сформирована потайная замыкающая головка 11, Пример . В пакете деталей иэ алюминиевого сплава Д16АТ по ГОСТУ. состоящем из детали 7 толщиной 2,0 мм и детали

8 толщиной 3,0 мм, выполняют сверлением отверстие диаметром 4,05 мм. В отверстие устанавливают заклепку, содержащую стержень 1 из алюминиевого сплава В65 диаметром d. равным 4,0 мм, и длиной 14,5 мм с участком I длиной 3 5 мм, на которой по всей длине выполнена метрическая резьба с номинальным диаметром 5,0 мм и шагом 0,8 мм (внутренний диаметр резьбы d1 = 4,134мм), и закладную головку 2 (гайка 5-Ан, Окс-ОСТ

1 12140-78: материал — титановый сплав

ВТ16, высота 3,5 мм, шаг резьбы 0,8 мм).

Под закладную головку предварительно подкладывают шайбу 9. из алюминиевого сплава Д16АТ со следующими номинальными размерами; наружный диаметр 8,0 мм, внутренний диаметр 4,0 мм, толщина 1,0 мм.

После этого из выступавшей из пакета со стороны детали 8 части стержня на величину, равную 5,0 мм, формируют замыкающую головку 10 диаметром 6,5 мм на прессе КП204М. Затем соединение затягивают специальным динамометрическим ключом до достижения значения момента затяжки, равного 0,45 даН м, и фиксируют в затянутом положении путем кернения в трех точках, Способ клепки и конструкция заклепки позволяют реализовать клепаные соединения элементов планера самолета с высоким уровнем осевого натяга и тем самым повысить усталостную долговечность соединений, в значительной степени определяющую ресурс планера в целом. Одновременно эа счет неравномерности распределения по толщине пакета пластической деформации стержня после формирования замыкающей головки, убывающей в направлении закладочной головки, при затягивании соединения происходит увеличение диаметрального натяга, что также позволяет дополнительно повысить усталостную долговечность и герметичность клепаных соединений. Кроме того, получаемые клепаные соединения обладают повышенной ремонтопригодностью.

Формула изобретения

1. Способ клепки, заключающийся в выполнении отверстия в пакете деталей, установке в него заклепки с выступающей закладной головкой и последующем образо1586845

@ 8 5

Составитель А.Буров

Техред М.Моргентал

Фиг4

4ьгб

Редактор И.Шулла

Корректор Н.Король

Заказ 2387 Тираж 491 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 вании замыкающей головки путем пластического деформирования выступающего из пакета конца стержня, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения усталостной долговечности клепаного соединения за счет увеличения осевого натяга, после образования замыкающей головки . пакет деталей стягивают путем перемещения закладной головки относительно стержня в направлении замыкающей головки, после чего осуществляют фиксацию соединения в стянутом состоянии.

2. Заклепка, содержащая стержень с головкой и шайбу, отлича ющаяся тем, что, с целью повышения усталостной долговечности клепаного соединения за счет уве5 личения осевого натяга, стержень выполнен с резьбой на конце, внутренний диаметр которой не менее. диаметра стержня, головка выполнена в виде гайки, навинченной на резьбовой конец стержня, торцы гайки и

10 стержня расположены в одной плоскости, а шайба установлена на стержне по скользящей посадке.