Отопительное устройство для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам для обогрева транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, и может быть использовано для обогрева кузовов транспортных средств. Цель изобретения - повышение эффективности и безопасности системы обогрева путем использования всей энергии выхлопа на малых оборотах двигателя. Отопительное устройство для транспортного средства содержит источник тепла, образованный выхлопными газами двигателя 1 внутреннего сгорания, и установленный в тракте выхлопных газов кожухотрубный теплообменник 2, соединенный выпускным патрубком 5 с глушителем шума 6. Отопительное устройство снабжено турбокомпрессором 16, турбина 15 которого установлена перед теплообменником 2 в выхлопном тракте, имеющем обводной канал 7 с установленным в нем перепускном клапаном 9. Компрессор 16 подключен посредством воздуховода 19 к кузову 20 транспортного средства и посредством нагнетающего патрубка 21 к теплообменнику 2, соединенному с системой воздухораздачи кузова подающим воздуховодом 23 с установленными в нем клапаном противодавления 24 и заслонкой 30. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 Н 1/18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
15 1б 77 1Р 13 Ю (21) 4474398/25-11 (22) 15.08;88 (46) 23.08.90. Бюл. ¹ 31 (72) А.В.Кирейцев и Б,П.Папенко (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1358285, кл. В 60 Н 1/18, 1987. (54) ОТОПИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам для обогрева транспортных средств с использованием. тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, и может быть использовано для обогрева кузовов транспортных средств, Цель изобретения— повышение эффективности и безопасности системы обогрева путем использования всей энергии выхлопа на малых оборотах
„„5U, „1586923 А1 двигателя, Отопительное устройство для транспортного средства содержит источник тепла, образованный выхлопнь(ми газами двигателя 1 внутреннего сгорания, и установленный B тракте выхлопных газов кожухотрубный теплообменник 2, соединенный выпускным патрубком 5 с глушителем шума
6. Отопительное устройство снабжено турбокомпрессором 16, турбина 15 которого установлена перед теплообменником 2 в выхлопном тракте, имеющем обводной канал 7 с установленным в нем перепускным клапаном 9. Компрессор 16 подключен посредством воздухо вода 19 к кузову 20 транспортного средства и посредством нагнетающего патрубка 21 к теплообменнику 2, соединенному с системой воздухораздачи кузова подающим воздуховодом
23 с установленными в нем клапаном противодавления 24 и заслонкой 30. 4 ил.
i586923
3лэобрете33ие оть4ос433С, к оборудованию транспорт34ых cp8 c r8!4, в 38:;ГИОС3 и к устройстВам Для ОбОГрева l ."/30808 Tранспортных средств с исполь:3гнва4-4ием телла выхлопных Газов дВНГателя внутр844неГО сгорания.
Целью изобретения явл 38тся повышение эффективности и безопасности системы обогрева путем использования всей энерrw Выхлопа на малых оборотах двиГатоля.
На фиг.1 представлена кинематическая схема отопитег4ьного устройства для транспортного средства; на фиг.2 — узел I на фиг,1; на фиг,3 — узел II на фиг.1: на фиг,4— виД А HB фиГ.З. Отопительное устройство для транспортного средства (фиг,1) содержит источник тепла, образованный выхлопными газами двигателя 1 внутреннего сгорания, кожухотрубнь4й теплоооменник 2, установленный в тракте выхлопных азов, Впуск33ь4м патрубком 3 теплообменник 2 соединен с выхлопной трубой 4, а выпускным 5 — с глушителем 6 ш,ма. Впускной патрубок 3 Выполнен е в8!и д,е 8 д в8 у х рукавов: обводного канала 7 и основного канала 8. В трассе
06 30дного канала 7 размещен перепускной клапан 9, сОстоящий (фиг.24 из ДиафраГмы
10, расположенной в разъема обводного канала 7, взаимодейству403дего с диафрагмой
10 клапана 11, установл8н3! . ГО на Оси 12 2 ::4 удерживаемого пружиной IЗ, прикрепленной K клапану регулиров0434ой гайкой 14, Натяжение rIp;oxvIII..I 13 установлено та;<„ чтобы клапан 1 3 реагировал иа давление примерно 0,2 ати.
В ТрВсс8 основного ка3-:833а 8 (фиг.1) gcтановленатурбина 15.-, рбохомг4рессора 16.
lурбина 135 жестко связа448 эб3ци3 3 эалОм "/ с компрессором 18, который посредствсл . Воздуховода 19 подкл.очен к 3;уэову 20 транспортносо средства и 330ср83!сТВОМ нагнетающего патрубка 21 к теплообменнику ?, Теплообменник 2 сообщается с системой
22 воэдухораздачи к зова 20 воздуховодсм
23, снабженным на выходе клапаном 24 противодавления. Послед33".4й (фиг.3) вкл30чает диафрагму 25, уста340843ан3-4у30 в воздуховоде, заслонку 26, у,ерживаемую пружиной 27, и регулировочную гайку
28; Натяже33438 пру>ки34ь3 27 установлено на давление срабатывания примерно
300 мм.вод.ст., т.е. на давление в воздушН0М тракт8, KGT0p08 заведомо преВышает давление в тракте выхлопных газов в месте установки теплообменника 2. Б33утри последнего установлены труб3-. 29. Б воздуховоде 23 установлена заслонка 30.
Устройство работает следующим обраВВЗХ 4опнь48 газы от двигателя 1 по выхлопной трубе 4 поступают в кожухотрубный теплообменник 2. Большая часть вь4хлапнь3х газов (а при давлении в выхлопном тракте ниже 0,2 ати весь выхлоп) поступает в теплообменник по основному каналу
3 через турбину 15 турбокомпрессора
16.Меньшая часть выхлопных газов поступает в теплообменник 2 по обводному каналу 7, в котором»становлен перепускной клапан 9. Прогоняясь по трубам 29 теплообменника 2, выхлопные газы обмениваются теплом с воздухом, ко горый омывает трубы
29 снаружи, и затем через глушитель б шума выбрасываются наружу.
Турбина 15 турбокомпрессора 16 вращает компрессор IB, который по воздуховоду 19 засасывает воздух из салона кузова 20 транспортного средства и нагнетает его по воздуховоду 23 через систему 22 воздухораздачи поступает в салон кузова 20 транспортного средства. Клапан 24 противодавления открывает поступление воздуха в салон кузова 20 при противодавлении окало 300 мм вод,ст„т,е, когда турбо;„:0ì и рессор разовьет достаточную мощность и давление В воздушном тракте превысит давление в тракте выхлопных газов перед теплообменником 2. Таким образом, благодаря введени30 в систему клапана
24 исключается возможность попадания в салон выхлопных газов в случае прогара
Зеплообмен ника, Заслонкой 30, установленной в воздуховоде 23, можно изменять величин» теплопоступлений в кузов 20 транспортного средства. Перепускной клапан 9, установленный в обводном канале 7, позволяет повысить эффективность системы обогрева на малых оборотах двигателя, направляя весь выхлоп на турбину, за счет псрекрывания обводного канала 7 при
Давлении ниже 0,2 ати, 40
Формула изобретения
Отопител ьное устройство для транспарт4-3ого средства, содержащее теплообменник, сообщенный воздуховодом с салоном транспортного средства и установленный в выхлопном тракте двигателя, турбокомпрессор для. подачи воздуха из теплообменника в салон, турбина и компрессор которого установлены перед теплообменником, причем турбина установлена в выхлопном тракте двигателя, а компрессор — в воздуховоде, обводной канал, подключенный в выхлопном» тракту параллельно турбино, заслонка в воэдуховоде, сообщенном
20 . Нагнетающему патрубку 21 в теплообменник 2. Из последнего нагретый воздух по
1586923
7 Фью/
/орду
Составитель В.Барыков
Техред M.Ìîðãåíòàë. Корректор И.Муска
Редактор И.Горная
Заказ 2391 Тираж 408 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 с салоном, отл ича ю щееся тем,что,с целью повышения эффективности и безопасности системы обогрева путем использования всей энергии выхлопа на малых оборотах двигателя, оно снабжено перепускным клапаном и клапаном противодавления, размещенными соответственно в обводном канале тракта выхлопных газов и воздуховоде, сообщенном с салоном транс5 портного средства.