Устройство для стопорения поворотной части машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стопорных устройствах, осуществляющих фиксацию поворотных частей машины. Цель изобретения - повышение надежности устройства. Устройство содержит корпус 2, поворотный элемент, выполненный в виде прямозубого зубчатого колеса 1, эксцентричное стопорное колесо 4, вал 3, представляющий собой ходовой винт, пружину 7 и храповой механизм. Упоры 14-16 установлены соответственно в корпусе 2, на стопорном колесе 4 и на валу 3. Изобретение обеспечивает фиксацию поворотного элемента при любом его положении. 3 ил.
А1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (gj)g F 16 В 1/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К Д BTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4496891/25-27 (22) 20, 10.88 (46) 23.08. 90. Вюл. № 31 (72) А.В.Веригин, 10.Г.Нечепуренко и Л.А. Скобелкин (53) 621 „833, 38-231. 322.3 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № 584113, кл. F 16. В 1/00, 1976. (54) УСТРОЙСТВО д1И СТОПОРЕНИЯ ПОВО o oЙ mcrH mumHj i (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стопорных устройствах, осуществляющих Фиксацию поворотных частей машины. Цель изобретения — повышение надежности устройства. Устройство содержит корпус 2, поворотный элемент, выполненный в виде прямозубого зубчатого колеса 1, эксцентричное стопорное колесо 4, вал 3, представляющий собой ходовой винт, пружину 7 и храповой механизм, Упоры 14-16 установлены соответственно в корпусе 2, на стопорном колесе 4 и на валу 3.
Изобретение обеспечивает фиксацию поворотного элемента при любом его положении. 3 ил.
1587234
15
25
35
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стопорных устройствах, осуществляюг1их фиксацию поворотных частей майины.
Цель изобретения — повышение на ежности, На фиг, 1 изображено устройство для стопорения поворотной части ма ины, разрез; íà Avr. 2 — разрез А-А на Аиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на иг. 1.
Устройство для стопорения повоотной части машины содержит повоотный элемент, выполненный в виде линдрического прямозубого колеса 1. корпусе 2 установлен и закреплен в осевом направлении выполненный в виде ходового винта приводной вал 3, на котором с возможностью осевого
1 перемещения установлено эксцентрич, ное стопорное колесо 4 с продоль ным вырезом 5 зубчатого венца 6, выполненное в виде ходовой гайки.
Зубчатый венец 6 выполнен в виде круговой прямозубой рейки. На валу
3 установлена пружина 7, например спиральная, концы 8 и 9 которой закреплены на колесе 4 и валу 3, а направление усилия, передаваемого ею . на колесо 4, совпадает с направлением "Вкл". (Вектор Р на Аиг, 3). На колесе 4 закреплен храповой сектор
10, а на валу 3 поводок 1 1 с подпружиненной собачкой 12, которая кинематически связана с храповым сектором 10, при этом в исходном положении хвостовик 13 собачки 12 отжат упором 14, закрепленным в корпусе
2, и кинематическая связь собачки
12 с храповым сектором 10 разорвана.
На стопорном колесе 4 закреплен упор
15, который пружиной 7 прижат к упору 16, закрепленному на валу. Стопорное колесо снабжено торцом 17, расположенным с возможностью взаимодействия с торцом 18 зубчатого колеса 1.
Устройство работает следующим образом.
В период включения зубчатое колесо 1 удерживается неподвижно в требуемом положении (например, приводом поворотного элемента машины), Если в этом положении напротив зубьев стопор«oro колеса 4 оказались впадины колеса 1, то при повороте вала 3 в направлении включения (по стрелке
"Вкл" на Аиг. 3) пружина 7 передает вращательный момент колесу 4, которое своим венцом 6 входит в зацепление с зубчатым колесом 1 и заклинивается ввиду своей. эксцентричности, Внешние усилия, действующие на колесо 1, передаются в осевом направлении на стопорное колесо 4, а с него через резьбу на вал 3, который закреплен в осевом направлении. Таким образом происходит стопорение колеса 1.
Если же напротив зубьев стопорного колеса 4 оказались зубья колеса 1, то при повороте вала 3 в направлении включения происходит контакт торца
17 стопорного колеса 4 и колеса 1.
При этом вращение стопорного колеса
4 прекращается, а вал 3 продолжает вращаться, двигая стопорное колесо (срабатывает схема винт-гайка) в осевом направлении до тех пор пока его зуб, скользя своим торцом 17 по торцу 19 колеса 1, не совпадут с впадинами зубьев колеса 1. В это время собачка 12, освободив от действия упора 14 свой хвостовик 13, скользит по зубьям храпового сектора 10, не передавая крутящего момента. Затем стопорное колесо 4, вращаясь совместно с валом 3, входит в зацепление с зубчатым колесом 1 и стопорит его.
Расстопаривание зубчатого колеса
1 осуществляется поворотом вала 3 в противоположном направлении (по стрелке "Выкл". Мг ° 2), Вывод стопорного колеса 4 из зацепления с колесом 1, осуществляемый путем передачи ему крутящего момента от вала 3 за счет трения в резьбе, затруднен, так как этому противодеиствует момент, который создан усилием пружины 7, и слой трения между зубьями стопорного колеса 4 и зубьями колеса 1 ввиду их заклинивания в период включения. Поэтому при выключении устройства вращательный момент от вала 3 на стопорное колесо 4 передается через поводок 11 на собачку 12 и храповой сектор. 10. При повороте вала 3 стопорное колесо 4, ведомое собачкой 12, выходит из зацепления с колесом 1 и поворачивается совместно с валом 3 до тех пор, пока собачка 12, набежав своим хвостовиком
13 на упор 14, не выйдет из зацепления с храповым сектором 10 При этом
5 158 под действием пружины 7 стопорное колесо 4 поворачивается на валу 3 до взаимодействия упоров 15 и 1б. Устройство возвращено в исходное положение.. !
Использование предлагаемого устройства для стопорения поворотной части машины позволяет повысить на° дежность стопорения, особенно в момент включения и выключения за счет сдвигания стопорного колеса при контакте торцов с торцами зубьев поворотного элемента и при использовании в широком диапазоне температур, особенно минусовых, когда надежность гидросистемы снижается из-за возможного замерзания рабочей жидкости.Надежность устройства повышается также за счет исключения системы управления гидравликов, это же ведет к упрощению конструкции и снижению затрат на ее производство.
Формула изобретения
Устройство для стопорения поворотной части машины, содержащее корпус, поворотный элемент, эксцентричное стопорное колесо с продольным вырезом зубчатого венца и смонтированный в корпусе вал, о т л и ч а ю7234 щ е е с я тем, что, с целью повьш ения надежности, оно снабжено храпавым механизмом, пружиной, преимущественное пружиной кручения, и упо5 рами, установленными в корпусе, на стопорном колесе и на валу, при этом вал выполнен в виде ходового винта, установленного подвижно в окружном и неподвижно в осевом направлениях, и снабжен поводком, поворотный элемент выполнен в виде прямозубого зубчатого колеса, стопорное колесо выполнено в виде ходовой гайки, установленной на валу с возможностью осевого перемещения, а зубчатый венец стопорного колеса выполнен в виде круговой прямозубой рейки, пружина кручения одним концом закреплена на валу, а другим — на стопорном колесе и установлена с возможностью закручивания в процессе стопорения, храповой механизм выполнен .в виде храпового сектора, закрепленного на стопорном колесе, и связанной с ним подпружиненной собачки, закрепленной на поводке вала и установленной с возможностью взаимодействия в исходном положении с упором корпуса, а упоры стопорного колеса и вала установлены с возможностью взаимодействия друг с другом для ограничения их взаимного углового перемещения.
1587234
A-A
Фиг. 3
Составитель Н,Бухарев
Редактор В.Бугренкова Техред N.Дидык Корректор В.Гирняк
Заказ 2407
Тираж 553
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101