Маховик

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин. Целью изобретения является повышение надежности маховика. При неодинаковом расширении обода 3 и диска 2 во время вращения маховика происходит компенсация возникающего между ними зазора вследстие перемещения каркаса 10 в виде намотки из композитных материалов в винтовых канавках. При этом благодаря наличию антиадгезионного покрытия на поверхности канавок и цилиндрической поверхности диска 2 не возникает дополнительных напряжений ни в элементах диска 2, ни в элементах каркаса 10. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 F 15 30 с! исяние изояр т др

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиа 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4610491/25-28 (22) 30.11.88 (46) 23.08.90. Бюл. № 31 (71) Московский авиационный технологический институт им. К. Э. Циолковского (72) В. С. Пичугин, А. П. Рязанов и В. В. Мусатов (53) 621.562 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1180587, кл. F 16 F 15/30, 1984.

Авторское свидетельство СССР № 1019137, кл. F 16 F 15/30, 1981.

„„SU„„1587265 А 1

2 (54) МАХОВИК (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин. Целью изобретения является повышение надежности маховика. При неодинаковом расширении обода 3 и диска 2 во время вращения маховика происходит компенсация возникающего между ними зазора вследствие перемещения каркаса 10 в виде намотки из композитных материалов в винтовых канавках. При этом благодаря наличию антиадгезионного покрытия на поверхности канавок и цилиндрической поверхности диска 2 не возникает дополнительных напряжений ни в элементах диска 2, ни в элементах каркаса 10. 2 ил.

1587265

Формула изобретения

Составитель В. Проценко

Редактор А. Мотыль Техред А. Кравчук Корректор И. Муска

Заказ 2408 Тираж 533 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приво( дах машин.

Целью изобретения является повышение надежности маховика, достигаемое за счет того, что при неодинаковом расширении обода и диска во время вращения маховика происходит компенсация возникающего между ними зазора благодаря перемещению каркаса, выполненного в виде намотки из композитных материалов в канавках диска.

На фиг. 1 изображен маховик, общий вид, осевой разрез; на фиг. 2 — схема расположения винтовых канавок на цилиндрической поверхности диска маховика.

Маховик содержит ступицу 1 с диском 2, например, из металла и обод 3 из композитных материалов, установленный на дис ке 2. На диске 2 выполнены винтовые канавки 4 — 6, имеющие правое направление, ! и канавки 7 — 9, имеющие левое направление. На поверхности канавок 4 — 9 нанесено антиадгезионное покрытие (не показано).

Начала канавок 4 — 6 совпадают с концами канавок 7 — 9. В канавках 4 — 9 размещен каркас 10, образованный намоткой компо, зитного материала и связующим. Глубина канавок 3, 5 выбирается большей по величине, чем радиальная податливость карка са при вращении маховика.

Маховик работает следующим образом.

При вращении с высокими угловыми скоростями за счет действия центробежных сил происходит деформирование элементов маховика, т. е. растяжение их в радиальном направлении. Вследствие того, что модуль упругости металлов в несколько раз выше, чем у полимерных композитов, радиальное перемещение обода 3 больше. При этом происходит перемещение обода 3 относительно диска 2 по поверхностям контакта каркаса 10 и винтовых канавок 4 — 9. В связи с тем, что на поверхности канавок 4 — 9 и на наружную поверхность диска 2 нанесено антиадгезионное покрытие, дополнительных напряжений ни в элементах сетчатого каркаса 10, ни в элементах диска 2 ие возникает. При этом обеспечивается надежное соединение обода 3 с диском 2 за счет того, 15 что радиальная податливость каркаса 10 (во всем диапазоне угловых скоростей) меньше глубины винтовых канавок 4 — 9. По мере снижения угловой скорости обод 3 с каркасом 10 возвращается в исходное положение.

Маховик, содержащий ступицу с диском и обод из композитных материалов, установленный на диске, отличающийся тем, что, с

25 целью повышения надежности, на цилиндрической поверхности диска выполнены винтовые встречно направленные канавки с совпадающими началами и концами навивки, покрытые антиадгезионным покрытием, а маховик снабжен каркасом, образованным наЗО моткой из композитных материалов, размещенной в канавках, и соединенным с ободом.