Способ горячей прокатки полос на широкополосном стане
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к листопрокатному производству и может быть использовано для получения полос на широкополосном стане горячей прокатки (ШСГП). Цель изобретения - повышение качества проката путем снижения неплоскостности за счет учета характера разогрева поверхности бочек валков. Согласно предложенному способу горячей прокатки на ШСГП в течение одной кампании рабочих валков прокатывают две партии полос с одинаковой шириной, причем полосы первой партии имеют большую толщину. Между этими партиями прокатывают партию промежуточных полос, в 1,1 - 1,3 раза более узких, чем предшествующие им, и имеющих в 1,5 - 3,0 раза меньшую толщину. При таких размерах промежуточных полос обеспечивается снижение доли полос с повышенной кромочной волнистостью при прокатке последующей партии. 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю В 21 В 1/22
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4399294/27-02 (22) 30.12.87 (46) 30.08.90. Бюл. ¹ 32 (71) Институт черной металлургии и Карагандинский металлургический комбинат (72) Л;В. Тимошенко, Н.Я, Талдин, Т.С. Сейсимбинов, С.А. Бурлаков, А,Г. Свичинский, Д.В, Дергунов, Е.П . Калынюк, B.Н. Павловский и И.В. Гаращук (53) 621.771;23(088.8) (56) Заявка Японии ¹ 61 — 92702, кл. В 21 В 1/22, 1984, Авторское свидетельство СССР
¹ 1380820, кл. В 21 В 28/02, 1986. (54) СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС
НА ШИРОКОПОЛОСНОМ СТАНЕ (57) Изобретение относится к листопрокат. ному производству и может быть использоИзобретение относится к листопрокатному производству и может быть использовано для получения полос на широкополосном стане горячей прокатки.
Цель изобретения — повышение качества проката путем снижения неплоскостности эа счет учета разогрева поверхности бочек валков.
Согласно способу горячей прокатки полос на широкополосном стане в течение одной кампании рабочих валков осуществляют прокатку двух партий полос одинаковой ширины (Bz=B4), между которыми IlpoKBTblBBIoT партию промежуточных Ilo лос. При этом при толщине Н2 полос в партии, предшествующей промежуточной, больше, чем в последующей партии полос той же ширины (Н2 > H4), прокатывают про„„. Ж„„1588448 А1 вано для получения полос на широкополосном стане горячей прокатки (ШСГП). Цель изобретения — повышение качества проката путем снижения неплоскостности за счет учета характера разогрева поверхности бочек валкое. Согласно предлагаемому способу горячей прокатки на ШСГП в течение одной кампании рабочих валков прокатывают две партии полос с одинаковой шириной, причем полосы первой партии имеют большую толщину. Между этими партиями прокатывают партию промежуточных полос, в
1,1-1,3 раза более узких, чем предшествующие им, и имеющих в 1,5 — 3,0 раза меньшую толщину. При таких размерах промежуточных полос обеспечивается снижение доли полос с повышенной кромочной волнистостью при прокатке последующей партии.
1 табл. межуточные полосы в 1,1-1,3 раза меньшей шириной (Вз) и в 1,5-3,0 раза меньшей толщиной {Нз), чем предшествующие.
Сущность способа заключается в создании локальной тепловой выпуклости в средней части бочки рабочего валка путем прокатки промежуточных полос с определенными размерами поперечного сечения. за счет чего снижается кромочная волнистость последующих полос.
Известно, что -кромочная волнистость на полосе — это следствие неравномерности деформации (преимущественно обжатия по кромкам по.сравнению с остальной частью полосы). Хотя тепловой профиль бочки валков относительно ровный, однако с учетом прогиба валка фактический деформирующий профиль оказывается вогнутым. Умень1588448 нистость кромок, может приводить к образованию коробоватости. Чувствитель- 25 ность к данным дефектам возрастает по ме-30
50 шить данную вогнутость возможно, если между партиями полос, отличающихся по толщине (Hz > Н4), прокатывать промежуточные полосы меньшей ширины (Вз<
< В2=В 4) Тогда возникает локальное тепловое расширение бочки валка, близкое по протяженности к ширине промежуточных полос. На остальной части бочки тепловые деформации ощутимо уменьшаются, Эффективность указанного приема зависит от количества подведенного тепла, т.е. чем дальше будут прокатываться промежуточные полосы, тем больше разогрев бочки валка и сама локальная выпуклость, Очевидно, гчто если объемы промежуточных полос Оз одинаковы, то более тонкие полосы B связи с соответствующей продолжительностью контакта создают большие локальные выпуклости. Следовательно, снижая толщину промежуточных полос, увеличивают локальную выпуклость.
Однако, при определенных условиях локальная тепловая выпуклость, снижая волре уменьшения толщины Н4 прокатываемой последующей полосы. С другой стороны, чем тоньше прокатываемая промежуточная полоса, тем больше она изнашивает поверхность бочки валка. Характеру данного износа присущи кольцевые выработки на поверхности бочки валка, соответствующие кромкам промежуточных полос, Это объясняется преимущественным подстыванием данных участков кромок полосы и критическим возрастанием контактных сил трения.
Сами же кольцевые выработки на поверхности бочки валка проявляются в таком дефекте неплоскостности как двойная коробоватость на последующих прокатываемых полосах. Прокатка промежуточных полос с размерами, удовлетворяющими предлагаемым ограничением, позволяет существенно уменьшить волнистость полос, не приводя к образованию коробоватости.
Кроме указанных ограничений целесообразно также, чтобы соотношение объемов последующих и промежуточных полос
СМ/Оз находилось в пределах 1,2 — 3,6, а соотношение толщин Hz/Н4 — в пределах
1,25 — 2,5.
Минимальные значения соотношения
В2/Вз, близкие к 1,1, рекомендуется назначать при прокатке относительно тонких последующих полос (Нр/Н4=2,5), иначе может возрасти неплоскостность типа одинарная коробоватость. Целесообразно, чтобы при этом толщина промежуточных полос была как можно больше. При В2/Вз < 1.1 возра5
20 стает доля полос с кромочной волнистостью, что объясняется совпадением тепловых выпуклостей, создаваемых полосами шириной Bz и Вз, Большие величины различия между Вг и Вз, вплоть до В2/Вз= 1,3, следует применять для относительно толстых последующих полос (например
Hg/Н4=1,25). поскольку они менее подвержены образованию одинарной коробоватости. Дальнейшее увеличение данного параметра В2/Вз > 1.3 приводит к неплоскостности даже относительно толстых последующих полос. Выбор толщины промежуточных полос по отношению к предшествующим следует осуществлять, руководствуясь, с одной стороны, объемом последующих полос, а с другой — их толщиной.
При этом минимальное значение данного соотношения, включая предельную величину Н2/Нз=1,5, целесообразно выбирать при необходимости последующей прокатки тонких полос относительно небольшими объемами, с О4/Оз близким к 1,2, При использовании меньших значений
Н2/Нз<1,5 эффект образования локальной выпуклости столь мал, что начинает возрастать кромочная волнистость, снижая тем самым качество полосы. Применение относительно тонких промежуточных полос по отношению к предыдущим, включая соотношение Н2/Нз=3, целесообразно при прокатке последующих более толстых полос в достаточно больших обьемах (04/Оз «3,6).
Однако еще более тонкие промжуточные полосы (Hz/Нз>3) за счет возрастания такого дефекта как двойная коробоватость даже на толстых последующих полосах снижают качество полос по суммарному объему дефекТоВ неплоскостности.
Опробование способа осуществляют в условиях ШСГП 1700 КарМК. В начале кампании рабочих валков прокатывают полосы разогрева. За ем осуществляют прокатку партии полос шириной В2= 1500 мм, толщиной Н2=6 мм, после чего прокатывают промежуточные полосы. Эти три партии полос поставляют в виде рулонов. В дальнейшем прокатывают полосы шириной В4 = Вг =
=1500 мм, которые задают на агрегаты поперечной резки, подвергая затем контролю по дефектам неплоскостности. Полученные результаты приведены в таблице. Примеры 35 являются примерами осуществления предлагаемого способа, а в примерах 1, 2 и
6 значения параметров В2/Вз и Нг/Н3 находятся эа пределами рекомендуемых интервалов. Кроме указанных параметров в таблице приведены данные по соотношению объемов последующих и промежуточных полос и соотношению толщин Нг/Н4.
1588448
Иэ анализа представленных данных . следует, что во всем диапазоне параметров способа(1„1 Вг/Вз 1,3 и 1,5 Н2/Нз 3,0) обеспечивается улучшение качества горячекатанных полос за счет снижения дефектов 5 неплоскостности. При граничных значениях объем вторых сортов снижается на.4-8, а при оптимальных — до 35,3 (по сравнению с примером 2). По мере роста соотношений
В /Вз и H2/H3 существенно возрастает объ- 10 ем полос с двойной коробоватостью при одновременном росте волнистости кромки, а уменьшение этих соотношений сопровождается увеличением одинарной коробоватости, особенно на тонких последующих 15 полосах (Н4=2,4 мм). Примеры иллюстрируют также целесообразность уменьшения объема последующих полос до значений
04/Оз порядка 1,2х при прокатке узких и тонких промежуточных полос (В2/Вз= 1,3; 20
Hz/Нз= 3). Кроме того; не рекомендуется увеличивать значение соотношения объемов Q4/Оз сверх 3,6, поскольку по мере увеличения объема прокатанных в последней партии полос локальная тепловая выпук- 25 лость уменьшается и может появиться дефект — волнистая кромка.
Использование изобретения позволяет улучшить качество горячекатанных полос путем снижения их неплоскостности. При этом преимущественно уменьшается доля полос с повышенной кромочной волнистостью.
Формула изобретения
Способ горячей прокатки полос на широкополосном стане, включающий прокатку партии промежуточных полос между предшествующей ей и последующей партиями полос одинаковой ширины, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества проката путем снижения неплоскостности эа счет учета разогрева поверхности бочек валков, перед прокаткой последующей партии полос толщиной меньшей, чем в предшествующей партии, прокатывают промежуточные полосы в 1,1 — 1,3 раза более узкие, чем предшествующие им, и имеющие в 1,5 — 3,0 раза меньшую толщину.
1588448
1588448 о о
С Ъ
I Л
С"Ъ
z ь-
v o! Е
LD а а
0z м sm
z о! I! I и
S
С 0
0 Oо
2
Е
Ф !
0 о! I !
0 Хх с с ф
5 !
- v
0 с
:с
С4
СЪ
CV!
ЪЭ
СЧ
6) о
СЪ
8 о (О
С Ъ
С 4 х о
С"Ъ
0 с
ЕО
Ф
Ф
lD O
I- O л z а з,. а ьm z 0
I о ООЯ
ССЪOО иЪ3
О„Ъ !СЪ х х
I LD CV
С Ъ! о
ОО
МЪ
Ln х
Ю !
С Ъ о
О.
Е
l»
0 х х х Е
Ф 0
m o а с
zox !
- с
2CLv х сo
< 0.0
0ФС с Е
00Z
2 с
lD
1Е х
М с
С о
CL с
l»
0 о
0 с
Ф
Е
Щ
IY
4. с
Ф !0 К с !о о 0 а о о
X
IЩ
0
CL с .а
CL
lФ
Е
С0
CL
Щ (:! I I !
СЪ
z 10 I I 0
С * а
:> I
ОООО
Ln o o с
CV CV t
CO ! 1! !Ln
z I0 ! 0 с* а
:> I
ОООО
Ln оо ,„ь, ооо о ОО О о .— Ln
3а- ех х
" со о
- !СЪ