Способ прокатки металлических полос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к прокатному производству, а конкретно к получению холоднокатанных полос высокой точности, и может быть использовано на широкополосных непрерывных станах. Цель изобретения - повышение точности и экономии металла путем снижения продольной разнотолщинности полос. Первоначальные межвалковые зазоры в клетях при настройке стана устанавливают с учетом выравнивающей способности клетей, которая является независимой константой регулирования продольной разнотолщинности. При прокатке первой и каждой последующей полосы проводят измерения толщины для определения продольной разнотолщинности полос, а по результатам измерений осуществляют корректировку межвалковых зазоров по зависимости H J+1=H J-3√Σ/H I-(Σ .H I-/N) 2, где J - номер прокатываемой полосы I - номер измерения толщины полосы по ее длине H J, H J+1 - межвалковый зазор, мм H I - толщина полосы в I-й точке по ее длине, мм N - количество измерений толщины полосы по ее длине (N=1 - 3 ... I ...). сп позволяет получать полосы высокой точности. 2 табл.
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ю>s В 21 В 1/22, 37/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
k1
j! !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4 (21) 4450040/31-02 (22) 26.06.88 (4б) 30.08.90. Бюл. ¹ 32 (71) Институт металлургии им. А.А. Байкова (72) В.П. Рубанов. Ю.А. Цуканов, В.M. Складчиков, Е.И; Булатников. С.С. Колпаков, В.В. Поляков, А,И. Трайно и В.С. Юсупов (53) 621.771.04(088 .8) (56) Заявка Японии № 62-192208. кл. В 21 В 37/08, 1987,Заявка Японии № 62 — 192209, кл. В 21 В 37/08, 1987. (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОЛОС (57) Изобретение относится к прокатному производству, а конкретно к получению холоднокатаных полос высокой точности, и может быть использовано на широкополосных непрерывных станах. Цель изобретения— повышение точности и зкономии металла путем снижения продольной разнотолщинности полос. Первоначальные межвалковые зазоры в клетях при настройке стана устаИзобретение относится к прокатному производству, в частности к получению холоднокатаных полос высокой точности, и может быть использовано на широкополосных непрерывных станах.
Цель изобретения — повышение точности и экономии металла путем снижения продольной разнотолщинности полос.
Сущность способа заключается в том, что первоначальный межвалковый зазор в клетях стана устанавливают с учетом выравнивающей способности клетей, которая является независимой константой регулирования продольной разнотолщинности.
„„Я „„1588449 А1 навливают с учетом выравнивающей способности клетей. которая является независимой константой регулированиям продольной разнотолщинности, При прокатке первой и каждой последующей полосы проводят измерения толщины для определения продольной разнотолщинности полос, а по результатам измерений осуществляют корректировку межвалковых зазоров по зависимости hi+>=h i -3 х ч х, (4 — (, . 4/и)" „где j — номер прокатываемой полосы; i — номер измерения толщины полосы по ее длине; hi, hi+> — межвалковый зазор, мм; hi — толщина полосы в i-й точке по ее длине мм; n — количество измерений толщины полосы по ее длине (n13...1...). Способ позволяет получать полосы высокой точности. 2 табл, Величина выравнивающей способности клети является первоначальной уставкой межвалковых зазоров, устанавливаемых согласно схемы режимов обжатий по клетям из расчета получения номинальной толщины раскатов и полосы конечного размера.
Уставка на величину выравнивающей способности клети позволяет прокатывать в каждой конкретной клети стана полосы в минусовом поле допуска, в том числе, при наихудших условиях по параметру полоса, когда толщина полос на входе в клеть может иметь максимально возможную толщину.
Величину уставки определяют по фор.муле макс, 1588449 где К вЂ” коэффициент выравнивания продольной разнотолщинности конкретной клети стана; ймакс — максимальное значение толщины полосы на входе в клеть, после прокатки .первой и каждой последующей полосы осуществляют корректировку межвалкового зазора по зависимости (2) где ) — номер прокатываемой полосы;
i — номер измерения толщины полосы г)о ее длине;
h;, h;+> — межвалковый зазор, мм;
hi — толщина полосы в i-й точке по ее . Длине, мм; п — количество измерений толщины полосы по ее длине (n=1, 2, 3,... „.).
При дальнейшей прокатке по результатам оценки толщины прокатываемых полос в каждом проходе производят коррекцию настройки клетей стана в соответствии с за висимостью (2), Пример 1. Прокатка полосы номинальной толщины 0,5 мм, шириной 1000 мм из стали 08Ю проводится на широкополосном непрерывном стане 2030. По ГОСТ
19904 — 74 "Сталь листовая холоднокатаная" допуск для этой толщины составляет
+. 0,06 мм, в связи с чем допускается сдача готовых полос в диапазоне 0,44 — 0,56 мм.
Рассмотрим настройку и последующую корректировку межвалкового зазора для условий прокатки в последнем. проходе при коэффициенте выравнивающей способности последнего клети К=0,85.
В результате настройки клети с учетом уставки (K=0,85) первоначальный межвалковый зазор h> принимают равным 0,476 мм
М=К hvaxc=0,85 0,56=0,476 мм
Прокат толщиной 0,68 мм после предпоследнего прохода задают в последнюю клеть и фиксируют через каждые 3 м длины текущее значение толщины в 10 точках: 1—
0,471; 2 — 0,473, 3 — 0,478; 4 — 0,479; 5 — 0,476;
6 — 0.474; 7 — 0,479; 8 — 0,472: 9 - 0,477; 10—
0,477, Поставив значения всех 10 точек в зависимость (2), рассчитывают величину межвалкового зазора для обжатия последующей полосы
1=i 2
g (hi — )
После прокатки первой полосы осуще50 ствляют корректировку межвалкового зазора по зависимости (2). Первоначально по замеренным данным толщины полосы после. каждой клети через 25 м длины определяют среднее значение толщины полосы
55 после каждой клети и рассчитывают величину корректировки межвалкового зазора. Количество измерений п-100, Данные расчетов приведены в табл. 2.
= 0,476 — 3 0,878 10 = 0,450 мм, при котором осуществляют прокатку последующей полосы.
При этом, в соответствии с правилом трех сигм, последующая полоса имеет среднюю статистическую толщину в диапазоне
0,440 — 0,460 мм, т,е. готовые полосы будут прокатаны в минусовом поле допуска с минимально допустимой (по качеству подката и техническим параметрам клети) толщиной, в среднем равной 0.450 мм. Это обеспечивает экономию 10% массы холоднокатаных полос.
Пример 2. Способ осуществляют в условиях широкополосного пятиклетьевого стана 2030, Холоднокатаная полоса толщиной 1.5 мм при ширине 1850 мм имеет допуск по толщине +0,17 мм, т.е. толщина готовой полосы может быть 1,33 — 1,67 мм, Горячекатаную травленую полосу из стали
2 кп сечением 4,0х1850 мм прокатывают в первых четырех клетях по схеме: 4,0 - 3,24-»
-»2,45- 1,95-»1,70 мм.
В пятой клети, в соответствии с уставкой K=0,85, устанавливают межвалковый зазор ht, равный
Ь 1=1,67 0.85=1,42 мм, и прокатывают первую полосу, фиксируя текущие значения толщин за пятой клетью через каждые 3 м, По результатам измерений после вычисления по зависимости (2) устанавливают величину межвалкового зазора hz, равную 1,34 мм, и задают вторую полосу, Вторая полоса имеет толщину в диапазоне 1,33-1.35 мм, т.е. укладывается в минусовой допуск по толщине. а экономия металла составляет 10,6%
Пример 3. Прокатку полосы с исходной толщиной 2.3 мм осуществляют на широкополосном непрерывном стане 2030 на размер 0,52х1260 мм, С учетом уставки на величину выравнивающей способности клетей определяют величину первоначальных межвалковых зазоров по клетям, данные которых приведены в табл. 1.
1588449
После корректировки межвалкового зазора осуществляют прокатку следующей полосы. При прокатке первой полосы разброс толщины имеет интервал +0,05 мм. Вторая корректировка межвалкового зазора поэво- 5 ляет получать полосы только в минусовом поле допуска: 0,52 мм.
Технико-экономические преимущества предлагаемого способа состоят в зкономии 10 металла путем получения высокоточных полос в минусовом поле допуска.
Формула изобретения
Способ прокатки металлических полос, включающий начальную настройку непре- 15 рывного стана с учетом выравнивающих способностей клетей, измерение толщины первой и последующих полос по ходу прокатки с определением продольной раэнотолщинности и корректировку межвалковых 20 зазоров перед обжатием каждой последующей полосы по результатам измерений, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и экономии металла путем снижения продольной разнотолщин- 25 ности полос, первоначальные межвалковые зазоры h> в клетях при настройке стана устанавливают из равенства
h1=K 4макс, где К вЂ” коэффициент выравнивания конкретной клети стана; макс ЗНаЧЕНИЕ ТОЛЩИНЫ ПОЛОСЫ На входе в клеть с учетом максимальной величины продольной разнотолщинности,а величину последующей корректировки определяют по зависимости
h (+1=Ь (— 3 где J — номер прокатываемой полосы;
h(, h(+1 — межвалковый зазор дои после корректировки;
i — номер измерения толщины полосы по ее длине;
h(— толщина полосы в 1-й точке по ее длине; и — количество измерений толщины полосы по ее длине(п=1. 2. 3, ..., (, ...)..
Таблица 1
Таблица 2
Составитель Ю.Лямов
Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор В.Гирняк
Редактор И.Касарда
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2500 Тираж 413 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5