Способ защиты от напуска тягового каната шахтной подъемной установки и аварийной остановки направляющей рамки подъемного сосуда

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к шахтным и рудничным подъемным установкам и может использоваться в автоматизированных системах управления подъемниками для автоматической остановки при аварийном превышении или снижении скорости движения сосуда или направляющей рамки. Цель изобретения - повышение надежности способа защиты и безопасности работы подъемной установки. Защита осуществляется сравнением контрольных сигналов скорости сматывания каната с барабана и перемещения подъемного сосуда с направляющей рамкой и выдачей сигнала на остановку при их рассогласовании. При этом скорость сосуда и ролики определяют, возбуждая акустическую волну заданной частоты в зоне направляющей рамки, принимают ее в зоне шкива, сравнивают ее частоту с частотой колебаний опорного генератора и по разности частот определяют скорость перемещения сосуда и рамки. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 66 В 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTGPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4256384/24-11 (22) 17.04.87. (46) 30.08.90. Бюл. № 32 (7! ) Всесоюзный научно-исследовательский институт организации и механизации шахтного строительства (72) В.И, Кириленко, В.А. Либенсон, В.В. Гамаюнов и Е.М. Корж (53) 621.876.67.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 538968, кл. В 66 В 5/06, 1975.. (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ НАПУСКА

ТЯГОВОГО КАНАТА ШАХТНОЯ ПОДЪЕМНОЯ УСТАНОВКИ И АВАРИЯНОЯ ОСТАНОВКИ НАПРАВЛЯЮЩЕЯ РАМКИ

ПОДЪЕМНОГО СОСУДА (57) Изобретение относится к шахтным и рудничным подъемным установкам и может использоваться в автоматизированных сисИзобретение относится к шахтным и рудничным подъемным установкам и может использоваться в автоматизированных системах управления подъемниками для автоматической остановки подъемной машины при аварийном превышении или снижении скорости движения сосуда или направляющей рамки.

Цель изобретения — повышение надежности способа защиты и безопасности работы подъемной установки.

На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ.

Устройство содержит блок 1 формирования информации, электрически соединенный с излучателем 2 акустических колебаний, соединены звукопроводом 3 с подъемным канатом 4, взаимодействующим с направляющим шкивом 5, акустически связанные с приемником акустических колебаний 6.

„„SU„„1588674 А 1 темах управления подъемниками для автоматической остановки.при аварийном превышении или снижении скорости движения сосуда или направляющей рамки. Цель изобретения — повышение надежности способа защиты и безопасности работы подъемной установки. Защита осуществляется сравнением контрольных сигналов скорости сматывания каната с барабана и перемещения подъемного сосуда с направляющей рамкой и выдачей сигнала на остановку при их рассогласовании. При этом скорость сосуда и ролики определяют, возбуждая акустическую волну заданной частоты в зоне направляющей рамки, принимают ее в зоне шкива, сравнивают ее частоту с частотой колебаний опорного генератора и по разности частот определяют скорость перемещения сосуда и рамки. 1 ил.

Выход приемника акустических колебаний 6 электрически соединен со входом блока 7 обработки информации и защиты, содержащим соединенные между собой опорный генератор 8, смеситель 9 колебаний, ко входам которого присоединены выходы приемника 6 акустических колебаний и опорного генератора 8. Выход смесителя 9 соединен со входом усилителя 10 сигнала доплеровской частоты, выход которого соединен с первым входом блока 11 сравнения скоростей, второй вход которого соединен с выходом датчика 12 путевой скорости. Датчик 12 путевой скорости взаимодействует с органом 13 навивки (барабаном) каната 4, к которому прикреплен подъемный сосуд 14, взаимодействующий с направляющей рамкой 15, соединенной с возможностью перемещения с направляющими канатами 16, размещенными в шахте 17. В нижней части шахты 17 размещен полок 18 с располо1588674 женным на нем посадочным местом 19. С посадочным местом 19 связан путевой датчик 20. Выход блока 11 сравнения скоростей одновременно является выходом блока обработки информации и зашиты соединен с цепью управления подъемной машины.

Устройство работает следующим образом.

Электрические колебания заданной частоты f поступают с блока формирования информации 1 на излучатель 2, установленный выше контролируемого объекта (направляюшей рамки 15, подъемного сосуда

14), и преобразовывается им в акустические колебания той же частоты. Благодаря наличию акустической связи излучателя 2 через звукопровод 3 с подъемным канатом 4 в последнем возбуждаются акустические колебания и распространяются по канату

4 к направляющему шкиву 5. При этом частота колебаний f получает при движении сосуда 14 доплеровское приращение Fd.

На валу направляющего шкива 5 подъемной установки расположен приемник 6 акустических колебаний. Принятые приемником

6 акустические колебания преобразовываются им в электрические колебания с частотой f-tFd и по кабелю поступают на вход блока 7 обработки информации и защиты.

Сигнал частоты f Fd, принятый с подъемного каната, поступает на вход смесителя 9, на второй вход которого поступает сигнал опорного генератора 8 с частотой f. Смеситель выделяет сигнал доплеровской частоты

Fd (пропорциональной скорости движения контролируемого объекта), который с его выхода поступает на усилитель 10 и далее на вход блока 11 сравнения.

На второй вход блока 11 сравнения одновременно поступает сигнал датчика 12 путевой скорости, непрерывно регистрируюшего скорость сматывания подъемного каната 4 с органа 13 навивки подъемной машины.

При рассогласовании режима работы подъемной машины со скоростью движения подъемного сосуда 14 или направляющей рамки 15, что соответствует началу произвольного зависания направляюшей рамки

15 или напуска каната 4, происходит уменьшение доплеровкой частоты Fd, в результате чего блоком 7 сравнения скоростей выдается команда на аварийную остановку подъемной машины с наложением предохранительного тормоза. Одновременно автоматически включается аварийная сигнализа10 ция.

Для исключения остановки подъемной машины по сигналу рассогласования скоростей при технологической остановке направляюшей рамки 15 предусмотрен путевой датчик 20, взаимодействующий с посадочным местом 19 на полке 18 и изменяющий режим работы блока 1 формирования информации, в результате чего формируется и передается в цепь управления подъемной машиной сигнал на автоматическую блокировку цепи

20 включения предохранительного тормоза.

Формула изобретения

Способ защиты от напуска тягового каната шахтной подъемной установки и аварийной остановки направляющей рамки подъемного сосуда, осуществляемой путем сравнения контрольных сигналов скорости сматывания каната с барабана и скорости перемешения подъемного сосуда с направляюшей рамкой с выдачей при их рассогласовании команды на включение предохранительного тормоза подъемной машины, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и безопасности, в тяговом канате в зоне направляющей рамки возбуждают акустическую волну заданной частоты, принимают эту волну в зоне направляюшего шкива, сравнивают частоту ее колебаний с частотой колебаний опорного генератора и по разности этих частот определяют скорость перемещения подъемного сосуда с направляюшей рамкой.

1588674

Составитель А. Глебородов

Редактор А. Долинич Техред А. Кравчук Корректор В. Гирняк

Заказ 251! Тираж 600 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР !!3035, Москва, 7У,— 35, Раушская наб., д. 4Я

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101