Способ сооружения обделки тоннеля с металлоизоляцией и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к тоннелестроению и позволяет снизить трудоемкость и расход металла при сооружении обделок с металлоизоляцией (МИ) 2. При монтаже МИ 2 между ее поверхностью и стенками тоннеля образуют пространство. Внутри тоннеля размещают распорное устройство, воспринимающее нагрузку от МИ 2 и бетона. В пространство между МИ 2 и стенками тоннеля укладывают бетон. В процессе укладки бетона приспособлением 14 с мерной линейкой 16 измеряют деформацию МИ 2. В соответствии с величиной деформации вводят в контакт с МИ 2 вспомогательные упорные элементы 19, шарнирно закрепленные между несущими упорными элементами. При этом площадь их контакта изменяют посредством установки сменных подкладок 22. Элементы 19 выполнены в виде легких гидроцилиндров. После набора бетоном необходимой прочности распорное устройство раскрепляется, приводится в транспортное положение и перемещается на следующий участок работы. 2 с.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU„„1588872 щ) Е 21 D 11/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР! (21) 43401 24/23-03 (22) 05.11,87 (46) 30.08.90.Бюл. Р 32 (71) Управление строительства тоннелей на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали "Бамтоннельстрой" {72) В,А.-Б.Бессолов, Р.И.Касапов, В,В,Лягни, E,В,Степанов, В.M,Êîíîíîâ и Н.Н.Бурлаку (53) 624.291 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1090798, кл. Е 02 В 9/06, 1983, Заявка Японии 11 46-43497, кл, 87В, опублик, 1971

2 (54) СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ОБДЕЛКИ ТОННЕ

ЛЯ С МЕТАЛЛОИЗОЛЯЦИЕЙ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к тоннелестроению и позволяет снизить трудо емкость и расход металла при сооружении обделок с металлоизоляцией (МИ)

2,При монтаже MH 2 между ее поверхностью и стенками тоннеля образуют пространство. Внутри тоннеля размещают распорное устр-во, воспринимающее нагрузку от МИ 2 и бетона, В пространство между МИ 2 и стенками тоннеля укладывают бетон. В процессе ук1588872 ладки бетона приспособлением 14 с . мерной линейкой lб измеряют дефор" мацию 161 2. В соответствии с величи" ной деформации вводят в контакт с

MN 2 вспомогательные упорные элементы 19 шарнирно закрепленные между несущими уворными элементами, При этом площадь их контакта изменяют

Изобретение относится к тоннеле: :строению, а именно к способам сооружения обделок с металлоизоляцией и устройствам для сооружения таких об" делок., Целью изобретения является снижение трудоемкости процесса и расхода металла при сооружении обделок с меI таллоизоляпией .

На фиг.l показаны смонтированная металлоизоляция и распорное устройство в транспортном положении, об- 25 щий вид, на фиг.2 — то же, сечение; на фиг.3 — сооружаемая обделка с металлоизоляцией и введенное в контакт с ней распорное устройство, общий вид; на фиг.4 — узел 1 на фиг,3, Сущность предлагаемого способа состоит в следующем.

Посредством крепежной арматуры, например анкеров l, монтируют стальные листы 2 металлоизоляции. При монтаже металлокзоляции в других условиях, например внутри сборных металлических обделок, в качестве крепежной арматуры 1 могут быть планки на сварном или болтовом соединении.

При монтаже металлоизоляции 2 устанавливают необходимой величины пространство 3 между стенками тоннеля и металлоизоляцией 2. После закрепле- 45 ния металлоизоляции 2 по маркшейдерс-:. ким отметкам вводят распорпое устройство, выставляют его и закрепляют относительно оси тоннеля по маркшейдерским отметкам и вводят в контакт с металлоизоляцией упорные элементы

50 распорного устройства. Затем подают ,бетон в пространство 3, измеряя фри этом деформации металлоизоляции и увеличивая при необходимости пло 5 щадь контакта распорного устройства с металлоизоляцией за счет периодического ввода вспомогательных упорных элементов, посредством установки сменных ïîäкладок 22. Элементы 19 выполнены в виде легких гидроцилиндров, После набора бетоном необходимой прочности распорное устр-во рабкрвпляется, приводится в транспортное положение и перемещается на следующий участок работы. 2 с. п.ф-лы, 4 ил. йапример небольших гидродомкратов, размещенных на распорном устройстве.

Устройство для реализации предлагаемого способа включает портальную раму 4, установленную на тележках 5, часть из которых имеет привод, и имеющую гидроцилиндры 6 для подъема верхней части рамы,,Рама перемещается по рельсовому пути 7 и несет на себе также упорные элементы 8 для взаимодействия с металлоизоляцией 2, которые скреплены общей продольной балкой 9. Упорные элементы имеют форму арок и шарнирно скреплены с распорными гидроцилиндрами 10, а верхняя часть ll упорных элементов отделена подвижным соединением 12 от боковых частей, Управление устройством осуществляется с пульта 13.

Для контроля за деформацией металлоизоляции устройство снабжено приспособлениями 14, которые могут быть выполнены или на основе известных дистанционных измерительных приборов, использующих световой луч (либо электромагнитные или звуковые волны ), или на основе контактных механических измерительных приборов. В данном случае прис" пособления 14 для прямого измерения деформации металлоизоляции закреплены на шарнирных осях 15 по обеим сторонам распорного устройства.

Данные приспособления выполнены из двух выдвигаемых реек, имеющих мерную линейку 16, контактирующую при измере" нии с металлоизоляцией.

Рядом расположенные упорные элементы устройства имеют между собой жесткую связь посредством крестовин

17 -для восприятия нагрузки от метал лоизоляции и бетона. Для исключения прогиба металлоизоляции в пространство 18 между соседними упорными элементами (или между балками крестовины

17) устройство снабжено набором дополнительных вспомогательных упорных

5 элементов 19, закрепленных на шарнир ных осях 20. Вспомогательные упорные элементы выполнены в виде легких гидроцилиндров, шток которых через соединительный узел 21 например шар нирную ось, скреплен со сменной подкладкой 22, контактирующей с металло изоляцией.

Осуществление предлагаемого способа и работа р: спорного устройства происходят следующим образом, Монтируют металлоизоляцию 2 на . крепежной арматуре посредством известных грузозахватных средств (не показано) и закрепляют ее по маркшейдерским замерам, оставляя необходимое пространство 3 между стенками тоннеля и металлоиэоляцией,,Распорное устройство приводят в транспортное положение, для чего опускают гид роцилиндрами 6 верхнюю часть ll ynop ных элементов, а их боковые части пр жимают к корпусу 4 портальной рамы гидроцилиндрами 10, а вспомогательные упорные элементы 19 опускают посредством шарниров 20 и 21. Затем ра порное устррйство посредством тележек 5 по рельсовому пути 7 вводят в тоннель и закрепляют.

Упорные элементы 8 и ll посредством гидроцилиндров 10 и 6 вводят в контакт с металлоизоляцией 2 и закрепляют по маркшейдерским замерам, Мерные линейки 16 приспособлений 14 для измерения деформаций металлоизоляции 2 вводят в контакт с последней и фиксируют расстояние от базово точки (например, ось тоннеля) до по верхности металлоизоляции 2 после закрепления ее и распорного устройст ва по маркшейдерским замерам.

Затем пространство 3 заполняют бе тоном по известной технологии, т.е. подачей бетона по бетонопроводу, вв димому в торец пространства 3 и закрепляемому на вспомогательной технологической тележке, При заполнении бетоном пространст ва 3 (и после заполнения до схватывания бетона) измеряют прогибы, т.е. деформацию металлоизоляции 2 в прост ранствах 18, т.е. между соседними упорными элементами 8 и между их крестовинами 17. Измерение осуществляют приспособлениями 14. При наличии прогибов металлоизоляции 2, величины которых превышают допускаемые нормами, изменяют режим укладки бето

1588872 на ° т.е. (как показано <а фи .3) укладку бетонйого слоя 23 с левой стороны прекращают и начинают укладывать слой 24 с правой стороны тоннеля. Одновременно при этом изменяют и площадь контакта распорного устройства с металлоизоляцией 2. Для этого вводят в контакт с металлоизоляцией 2 вспомогательные упорные элементы 19 в тех точках, где прогибы металлоизоляции начинают превышать допускаемые. Местное увеличение площади контакта и вывод металлоизоляции 2 в габаритные размеры совмещается с процессом укладки бетона в пространство 3, После набора бетоном необходимой прочности распорное устройство раскрепляется, приводится в транспортное положение и перемещается на следующий участок работы. и-Формула изобретения

1. Способ сооружения обделки тоннеля с металлоизоляцией, включающий монтаж арматуры и металлоизоляции с образованием пространства между ее поверхностью и стенками тоннеля, размещение внутри тоннеля распорного устройства, воспринимающего нагрузку от металлоизоляции и бетона, а также укладку бетона в пространство между стенками тоннеля и металлоизоляцией, о т л и ч а ю щ и и с тем, что; с целью снижения трудоемкости процесса и снижения расхода металла, измеряют деформацию металлой изоляции в процессе укладки бетона и в соответствии с величиной деформа40 ции вводят в контакт с металлоизоляцией вспомогательные упорные элементы, при этом изменяют площадь их контакта посредством установки сменных подкладок. о-4 2. Устройство для сооружения обделки тоннеля с металлоизоляцией, включающее портальную раму, установленную на рельсовых тележках, гидродомкраты, шарнирно скрепленные с

nopTBJIBHoH рамой и несущие упорные элементы в форме арок, о т л и ч а ющ е е с я тем, что устройство снабжено измерительным элементом, закрепл. ным на шарнирных осях в верхней части портальной рамы, и дополнительными упорными элементами, выполи -;-.ными в виде гидроцилиндров, шарнирно закрепленных между несущими упорными элементами и имеющими сменные подкладки.

1588872

1508372

1588872

Составитель Л,Березкина

Редактор И,Бандура Техред Л.олийнык

Корректор В. Гирняк

Заказ 2521 Тираж 386 Подписное

ВЕИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Гаушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101