Способ сборки конической зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и сборке конических зубчатых передач. Цель изобретения - повышение производительности и точности сборки путем компенсации упругих деформаций под нагрузкой. В способе сборке конической зубчатой передачи измеряют разность зазоров в зацеплении при относительном радиальном смещении колес. Для компенсации упругих деформаций под нагрузкой преднамеренно вводят радиальное смещение оси колеса по величине разности зазоров, определяемой по зависимости. 5 ил.

СОЮЗ. СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABT0PCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

° 45

-" =i- — >,— f-.

R,

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4462515/25-28 (22) 18.07.88 (46) 30.08.90. Бюл. № 32 (71) Институт машиноведения им. А. А. Благонравова и Ташкентский политехнический институт им. А. P. Бируни (72) Э. Л. Айрапетов, В. И. Ковалевский, С. В. Ковалевский, И. В. Калачанова, Т. Н. Мельникова, М. М. Курганбеков и А. С. Мухитдинов (53) 621.833 (088.8) (56) Айрапетов Э. Л., Ковалевский В. И., Курганбеков М. П. Обеспечение полноты контакта зубьев конической передачи. Сб. тез. докл. IV Всесоюзного симпозиума «Теория реальных передач зацеплением», Курган, МКИ,— 1988, 4, т. с. 56 — 60.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и сборке конических зубчатых передач.

Целью изобретения является повышение производительности и точности сборки путем компенсации упругих деформаций под нагрузкой.

На фиг. 1 показана коническая зубчатая передача в сборе; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — схема осевой установки шестерни; на фиг. 4 — то же, колеса; на фиг. 5 — схема распределения зазоров в конической передаче.

Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в том, что измеряют разность зазоров в зацеплении при относительном радиальном смещении колес 1, 2.

Величину разности зазоров в зацеплении определяют по зависимости

„„SU„„1588943 А 1 (51)5 F 16 Н 1/14, В 23 F 1 00

2 (54) СПОСОБ СБОРКИ КОНИЧЕСКОЙ

ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и сборке конических зубчатых передач. Цель изобретения — повышение производительности и точности сборки путем компенсации упругих деформаций под нагрузкой. В способе сборке конической зубчатой передачи измеряют разность зазоров в зацеплении при относительном радиальном смещении колес. Для компенсации упругих деформаций под нагрузкой преднамеренно вводят радиальное смещение оси колеса по величине разности зазоров, определяемой по зависимости. 5 ил. где!, — зазор в зацеплении до смещения; — зазор в зацеплении после смещения;

f„— вводимое радиальное смещение оси колеса конической передачи; в — ширина венца колеса;

R, — внешнее конусное расстояние.

Зубчатые колеса 1 и 2 смонтированы в корпусах 3 и 4, между которыми установлено регулировочное устройство, например, из двух поворотных косых шайб 5 и б (фиг. 1 и 2). Осевые положения колес при предварительной сборке обеспечиваются калибрами-оправками 7 (фиг. 3) и 8 (фиг. 4). В точном зацеплении (фиг. 5) зуб ведущего колеса условно показан линией EE и располагается между зубьями колеса, условно показанными линиями АВ и CD, а при наличии радиального смещения занимает положение EF. Там же показаны основные геометрические размеры конической передачи:

R, — внешнее конусное расстояние, в ширина венца.

1588943 (6) !, =/„раб+/ааер =/,р — Л, з

Способ реализуется следующим образом.

Предварительно обеспечивают совпадение проекций вершин делительных конусов в номинальной плоскости расположения осей за счет точной осевой установки в соответствующих корпусах ведущего колеса

1 с помощью калибра-оправки 7 (фиг. 3) по известному базовому расстоянию Ll и рассчитанным размерам l, ll, Bi

/ =l — L +Вl (1) и колеса 2 с помощью калибра-оправки

8 по известному базовому расстоянию и рассчитанным размерам В2 и Е4

При наличии /„ зазоры между рабочими и нерабочими поверхностями изменяется и станут соответственно

1а Car ) 1 Сач C

Х Re 2Re Re

/

2 R,— в 2 (R,— в) R,— в — — (5)

2R, R,— в а полный зазор (фиг. 5) уменьшится

D p= — 2(/-2 — В2) (2)

Фиксируют осевые положения колес одним из известных способов, например прокладками. Затем корпуса 3 и 4 установленными в них коническими колесами и регулировочным устройством, например поворотными косыми шайбами 5 и 6, собирают вместе (фиг. 1,2), обеспечивается совпадение проекций вершин делительных конусов колес в плоскости расположения их осей и остаются нескомпенсированными радиальные смещения оси колеса и отклонение межосевого угла. Их компенсацию производят регулировочным устройством, например косыми шайбами 5 и 6, путем их взаимного и совместного поворотов (вращений) на расчетные углы.

При заторможенном ведущем колесе 1

)дним из известных методов измеряют зазор (мертвый ход) в конической паре покачиванием (поворотом) колеса 2 (фиг. !), сообщают относительное радиальное смещение и вновь измеряют зазор. Увеличение зазора свидетельствует об уменьшении радиального смещения оси колеса и наоборот. Повторенисм указанных операций добиваются максимального зазора в зацеплении, при котором радиальное смещение оси колеса отсутствует. Зазор в зацеплении определяется как сумма зазоров между рабочими и нерабочими сторонами зубьев. При отсутствии

/а, зазор в зацеплении максимален (фиг. 5).

/ ==./ +/,» ===,, " )-, =- — (3)

2 Re 2 R,o> К R, 8

Зависимость разности зазоров в зацеплении Л до и после радиального смещения от его величины /„ получим, подставляя (4) и (5) в (6)

a=le !v=f

R,R,— в) (7)

При уменьшении разности зазоров Л до нуля полный зазор / стремится к максимальному j„., при котором /„ отсутствует.

При необходимости компенсации упругих деформаций под нагрузкой преднамеренно вводят /„по величине разности зазоров, определяемой зависимостью (7).

Формула изобретения

Способ сборки конической зубчатой передачи, заключающийся в том, что измеряют разность зазоров в зацеплении при относительном радиальном смещении колес, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения точности сборки путем компенсации упругих деформаций под нагрузкой, величину разности зазоров в зацеплении Л определяют по зависимости: о =/ p /u=fa

Re(Re 8)

40 где j и j, — зазор в зацеплении до и после смещения соответственно; — вводимое радиальное смещение оси колеса конической передачи; в — ширина венца колеса;

Р, — внешнее конусное расстояние.

1588943

Фаг. 2

1588943

1588943

Ф .5

Составитель А. Верховский

Редактор О. Спесивых Техред А. Кравчук Корректор А. Осауленко

Заказ 2525 Тираж 495 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 1 3035, Москва, )К вЂ” 35, Ра> шская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101