Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для механических передач, работающих в жидких средах. В зубчатом колесе дополнительно выполнены каналы 2 для интенсификации охлаждения зубьев со стороны их основания. Для этого в торцовых поверхностях колеса предусмотрены каналы 2, которые расположены неортогонально торцам колеса и на выходе соединены с тороидальными канавками 3. Такое конструктивное решение позволяет за счет более лучшего охлаждения зубьев увеличить надежность и долговечность зубчатых колес. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1588 2 А 2 (51) 5

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.:»,ь, !1.,: ;Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 905557 (21) 4462854/25-28 (22) 19.07,88 (46) 30.08.90. Бюл. ¹ 32 (72) Е. М. Петров (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 905557, кл. F 16 Н 55/17, 1980. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для механических передач, работающих в жидких средах.

В зубчатом колесе дополнительно выполнены каналы 2 для интенсификации охлаждения зубьев со стороны их основания. Для этого в торцовых поверхностях колеса предусмотрены каналы 2, которые расположены неортогонально торцам колеса и на выходе соединены с тороидальными канавками 3. Такое конструктивное решение позволяет за счет лучшего охлаждения зубьев увеличить надежность и долговечность зубчатых колес.

3 ил.

1588962

QLl2. 2

Фиг,з

Составитель А. Верховский

Редактор О. Спесивых Техред А. Кравчук

Заказ 2526 Т 8. орректор . Кучерявая ираж 489 Подписное

В! !ИИГ1!! Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ССЫ

I! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 ! Iроизводственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех обЛастях народного хозяйства для механических передач, работающих в жидких средах.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем улучшения охлаждения зубчатого колеса.

На фиг. 1 показано зубчатое колесо, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид слева; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2.

Зубчатое колесо (фиг. 1) содержит канавки 1, нарезанные на внешней поверхности

Колеса по спирали, огибающей ее по контуру и соосной оси, причем глубина канавок превышает высоту зубьев. В теле колеса между внутренним отверстием и диаметром колеса по дну спиральных канавок расположены неортогональные торцам сквозные каналы 2, которые на выходе соединены с тороидальными канавками 3. Диаметр канавок, их количество н расстояние между ними зависит от габаритов колеса, используемых материалов, условий работы.

Введение сквозных каналов позволяет осуществлять подачу жидкости сквозь тело колеса. Расположение каналов под острым углом к оси вала и наличие выходов каналов в тороидальные канавки, снижающие местное сопротивление жидкости, обеспечивает циркуляцию жидкости в каналах. Если каналы расположить параллельно оси вала, то эффекта подсоса жидкости не будет, т. е. не будет и условий для циркуляции жидкости.

Работа зубчатого колеса и его охлаждение осуществляются следующим образом.

При вращении в жидкости спиральные канавки 1 подхватывают жидкость и гонят ее вдоль оси колеса, осуществляя прокачку охлаждающей жидкости по поверхности зубьев колеса, колесо охлаждается только

10 по наружной поверхности. В то же время жидкость, заполняющая тороидальные каналы 3, при вращении направляется в наклонные каналы 2. Происходит усиленная циркуляция жидкости, которая и обеспечивает охлаждение колеса со стороны основания зубьев.

Формула изобретения

Зубчатое колесо для передач, работающих в условиях жидкой среды по авт. св.

2o № 905557, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем улучшения охлаждения зубчатого колеса, в теле колеса выполнены сквозные каналы, соединяющие торцовые поверхности колеса, оси каналов неортогональны торцам колеса, а на торцовых поверхностях колеса выполнены тороидальные канавки, в которых расположены отверстия каналов.