Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для механических передач, работающих в жидких средах. В зубчатом колесе дополнительно выполнены каналы 2 для интенсификации охлаждения зубьев со стороны их основания. Для этого в торцовых поверхностях колеса предусмотрены каналы 2, которые расположены неортогонально торцам колеса и на выходе соединены с тороидальными канавками 3. Такое конструктивное решение позволяет за счет более лучшего охлаждения зубьев увеличить надежность и долговечность зубчатых колес. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1588 2 А 2 (51) 5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.:»,ь, !1.,: ;Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (61) 905557 (21) 4462854/25-28 (22) 19.07,88 (46) 30.08.90. Бюл. ¹ 32 (72) Е. М. Петров (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 905557, кл. F 16 Н 55/17, 1980. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для механических передач, работающих в жидких средах.
В зубчатом колесе дополнительно выполнены каналы 2 для интенсификации охлаждения зубьев со стороны их основания. Для этого в торцовых поверхностях колеса предусмотрены каналы 2, которые расположены неортогонально торцам колеса и на выходе соединены с тороидальными канавками 3. Такое конструктивное решение позволяет за счет лучшего охлаждения зубьев увеличить надежность и долговечность зубчатых колес.
3 ил.
1588962
QLl2. 2
Фиг,з
Составитель А. Верховский
Редактор О. Спесивых Техред А. Кравчук
Заказ 2526 Т 8. орректор . Кучерявая ираж 489 Подписное
В! !ИИГ1!! Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ССЫ
I! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 ! Iроизводственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех обЛастях народного хозяйства для механических передач, работающих в жидких средах.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем улучшения охлаждения зубчатого колеса.
На фиг. 1 показано зубчатое колесо, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид слева; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2.
Зубчатое колесо (фиг. 1) содержит канавки 1, нарезанные на внешней поверхности
Колеса по спирали, огибающей ее по контуру и соосной оси, причем глубина канавок превышает высоту зубьев. В теле колеса между внутренним отверстием и диаметром колеса по дну спиральных канавок расположены неортогональные торцам сквозные каналы 2, которые на выходе соединены с тороидальными канавками 3. Диаметр канавок, их количество н расстояние между ними зависит от габаритов колеса, используемых материалов, условий работы.
Введение сквозных каналов позволяет осуществлять подачу жидкости сквозь тело колеса. Расположение каналов под острым углом к оси вала и наличие выходов каналов в тороидальные канавки, снижающие местное сопротивление жидкости, обеспечивает циркуляцию жидкости в каналах. Если каналы расположить параллельно оси вала, то эффекта подсоса жидкости не будет, т. е. не будет и условий для циркуляции жидкости.
Работа зубчатого колеса и его охлаждение осуществляются следующим образом.
При вращении в жидкости спиральные канавки 1 подхватывают жидкость и гонят ее вдоль оси колеса, осуществляя прокачку охлаждающей жидкости по поверхности зубьев колеса, колесо охлаждается только
10 по наружной поверхности. В то же время жидкость, заполняющая тороидальные каналы 3, при вращении направляется в наклонные каналы 2. Происходит усиленная циркуляция жидкости, которая и обеспечивает охлаждение колеса со стороны основания зубьев.
Формула изобретения
Зубчатое колесо для передач, работающих в условиях жидкой среды по авт. св.
2o № 905557, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем улучшения охлаждения зубчатого колеса, в теле колеса выполнены сквозные каналы, соединяющие торцовые поверхности колеса, оси каналов неортогональны торцам колеса, а на торцовых поверхностях колеса выполнены тороидальные канавки, в которых расположены отверстия каналов.