Противобуксовочное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к противобуксовочному устройству, в частности для автомобильных колес с пневматическими шинами, предназначенных для движения по ледяной и снежной поверхности, и обеспечивает расширение функциональных возможностей путем использования для различных колес. Это достигается путем установления на диске 5 колеса ступицы 8 с закрепленным на ней с помощью стопорного кольца несущим диском 2 с некоторым количеством охватывающих протектор шины противобуксовочных рычагов 3 и на стороне, противоположной несущему диску, - переходным диском, который связан со ступицей с помощью винтового соединения и имеет некоторое количество вытянутых в радиальном направлении удлиненных отверстий, расположенных с одним одинаковым и/или несколькими шагами деления окружности, и переходный элемент в виде цангового соединения. 22 з.п. ф-лы, 18 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) . (51)5 В 60 В 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ГЗАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

f10 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4028237/27-11 (22) 12.09.86 (31) 8530606.1; 8529687.2; 8623171.5 i9.10.85; 29.10.85; 29.08.86 (33) DE (46) 30.08.90. Бюл. Р 32 (71) 1:онфон АГ (СН) (72) Розель Пройскер и Вернер Пройскер (ПГ) (53) 629.113 (088.8) (56) Патент СССР 1." 1297716, кл. В 60 В 15/00, 1986. (54) ПРОТИВОВУКСОВОЧНОГ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к противобуксовочному устройству, в частности для автомобильных колес с пневматическими шинами, предназначенных для движения по ледяной и снежной поверхИзобретение относится к противобуксовочным устройствам, в частнос.ти, для автомобильных колес с пневматическими шинами, предназначенных для движения по ледяной и снежной поверхности.

Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей путем использования для различных колес.

На фиг.1 показано автомобильное колесо с охватывающим протектор шины противобуксовочным устройством, вер. тикальный разрез; на фиг.2 — часть л несущего диска, вид сбоку; на фиг.3— ступица противобуксовочного устройства, вид сбоку; на фиг.4 — ступица с переходным диском, вертикальности, и обеспечивает расширение функциональнах возможностей путем использования для различных колес. Это дос-тигается путем установления на диске

5 колеса ступицы 8 с закрепленным на ней с помощью стопорного кольца несущим диском 2 с некоторым количеством охватывающих протектор шины противобуксовочных рычагов 3 и на стороне, противоположной несущему диску, переходным диском, который связан со ступицей с помощью винтового соединения и имеет некоторое количество вытянутых в радиальном направлении удлиненных отверстий, расположенных с одним одинаковым и/или несколькими шагами деления окружности, и переходный элемент в виде цангового соединения. 22 з:и. ф-лы, 18 ил. ный разрез; на фиг.5 — ступица без переходного диска, вид сбоку; на фиг.б — стопорыое кольцо крепежного приспособления; на фиг.7 — переходный диск (Т. вариант); на фиг.8 — переходный диск (II вариант); на фиг.9переходное устройство в форме исполнения, при котором конусообразные участки боковых поверхностей внешнего и внутреннего колпачков опираются друг на друга, вертикальный разрез; на фиг.10 — переходное устройство в hopMe исполнения, при котором конусы внешнего и внутреннего колпачков вытягиваются относительно друг друга, вертикальный разрез; на фиг.1 1 — переходное устройство в форме. исполне1590033 ния, при которой внешний колпачек надвигается на внутренний, вертикальнылI ; на фиг.12 — переходное устройство в форме исполнения, при ко.торой двойной корпус предусмотрен со свободными захватными элементами, вертикальньпй разрез; на фиг. 13 — гайка которая навинчивается на наружную резьбу горловидного участка, имеющая вид колпачка детали переходного устройства, вертикальньп разрез; на фиг.14 — то же, в виде колпачка детали переходного устройства с цанговыми фасонными захватами; на фиг.15 — то же, .вид снизу; на фиг.16 — зажимная втулка, установленная на детали, имеющей вид колпачка, вертикальный разрез, на фиг.17 — переходное устройство, состоящее из гайки, имеющей вид колпачка детали и зажимной втулки, вертикальный разрез; на фиг,18 — деблокирующий ключ, вид сверху.

Противобуксово гное устройство 1 (фиг.1,2) включает в себя несущий диск 2, на котором закрепляется некоторое количество расположенных в радиальном направлении на равном удалении друг от друга противобуксовочных рычагов 3, имеющих возможность поворота в небольшом диапазоне вокруг с осей 4, параллельных оси колесного диска 5. Эта возможность подпорота противобуксовочных рычагов 3 в небольшом диапазоне позволяет уста5 навливать противобуксовочное устройство 1 во время, стоянки автомобиля. При первых поворотах автомобильного колеса все противобуксовочные рычаги 3 устанавливаются на одинако40 вом удалении друг от друга IIa>ze в том случае, когда во время монтажа устройства в зоне опорной погерхности шины, обращеннбй к основанию, т.е.

45 дорожному полотну, противобуксовочные рычаги 3 оказываются отведенными в сторону от опорной поверхности шины, Противобуксовочное устрпйство закреплено на колесе„ имеющем шину 6, оснащено тормозным приспособлением, 50 (не показано).

Закрепление каждого противобуксовочного рычага 3 на несущем ди:ске

2 осуществляется с помощью соединительньгх элементов в виде болтов или заклепок, причем возможно также и разъемное их закрепление, которое позволяет произьодить замену изHoсившихся противобуксовочных рычагов

3, количество которых может быть любым. Однако следует иметь по меньшей мере два противобуксовочных рычага 3, каждый из которых изготовлен из пружинящего упругого материала, например пружинной стали, что обеспечивает упругое отклонение свободных концов противобуксовочных рычагов 3 в зону протектора шины 6. IIpoтивобуксовочные рычаги 3 сформированы предварительно таким образом, что после установки противобуксовочного устройства 1 на автомобильном колесе охватывают своими свободными концами протектор шины 6. Вместо пру--жинной стали для изготовления проти-вобуксовочных рычагов 3 могут бы:ь использованы также синтетические материалы.

На свободных концах противобук— совочных рычагов 3 с наружной стороны имеются грунтозацепы 7, обеспечивающие высокую степень сцепляемости с дорожным полотном. Эти захваты могут быть выполнены также в виде шипов.

1 репежное приспособление для установки противобуксовочного устройства 1 на диске 5 автомобильного колеса состоит из ступицы 8 и стопорного кольца 9 (фиг.3 и 6).

Ступица 8 имеет отверстия 10, служащие для закрепления на винтах

11 колеса. 1(ак показывает фиг.1, винты 11, служащие для закрепления ступицы 8, могут иметь резьбовые отверстия для ввинчивания стопорных винтов 12, с помощью которых ступица 8 закрепляется на колесе и .которые служат также для закрепления ступицы 8 на переходном элементе 13.

Кольцеобразная, выполненная в виде диска ступица 8 имеет в централь.ной части установочный элемент 14 с кольцеобразным поперечным сечением, который выполнен в виде цилиндрического фасонного тела и является неотъемлемой составной частью ступицы 8 ° Установочный элемент 14 имеет . меньший по сравнению со ступицей 8 диаметр.

По своему периметру вблизи верхней круговой кромки 15 установочный элемент 14 имеет выступы 16 в виде утолщений, которые расположены на равном удалении друг от друга. Б примере

90033 6

5 !

О

5 15 исполнения, показанном на фиг.3, на установочном элементе 14 ступицы 8 предусмотрены четыре выступа 16 в виде утолщений, выходящих в сторону за пределы периметра установочного элемента 14.

Под каждым выступом 16 выполнена направляющая 17 опорного скольжения в виде выемки, имеющей входной паз

18, начиная от которого направляющая

17 опорного скольжения конически сужается в сторону своего конечного участка 19, вследствие чего входной паз 18 имеет больший размер, чем конечный участок 19. Выемка, образующая направляющую 17 опорного скольжения, имеет клиновидную форму и огра- ничивается на участке, прилегающем к ступице 8 ее кольцевым выступом.

Все направляющие 17 опорного сколь жения, расположенные под выступами

16, выполнены и размещены таким образом, что их входные пазы 18 обращены в сторону соответствуюц|их конечных участков 19.

Каждый выступ 16 имеет преимущественно в своей верхней части лыску 20 для облегчения установки стопорного кольца 9.

Установочный элемент 14 ступицы 8 служит для размещения несущего диска 2 с противобуксовочными рычагами

3 противобуксовочного устройства 1 и стопорного кольца 9.

Фиксация установленного на ступице 8 несущего диска 2 противобуксовочного устройства 1 осуществляется с помощью стопорного кольца 9, наруж ный диаметр которого намного меньше или равен диаметру ступицы 8, имеет на своей внутренней боковой поверхности 21 (фиг.6) блокирующие ребра

22, количество которых соответствует количеству выступов 16 или количеству направляюц1их 17 опорного скольжения. Блокируюц1ие ребра 22 выполнены таким образом, что при их введении в направляющие 17 опорного скольжения осуц|ествляется байонетное блокирование между стопорным кольцом 9 и установочным элементом 14 или ступицей 8. Поэтому, блокирующие ребра

22 имеют клиновидное исполнение, вследствие чего конически сужаюц1иеся участки каждого блокирующего ребра

22 стопорного. кольца 9, установленного на ступице 8, обращены к входным пазам 18. При повороте стопорного

5 кольца 9 вокруг средней вертикальной оси в направлении стрелки Х блокирующие ребра 22 входят в направляющие 17 опорного скольжения, обеспе1 чивая тем самым байонетное блокирование (фиг.5 и 6).

Для того чтобы иметь возможность установки стопорного кольца 9 на установочном элементе 14 ступины

8 таким образом, чтобы блокирующие ребра 22 стопорного кольца 9 входили в направляющие 17 огорного скольжения, блокирующие ребра 22 имеют длину, которая соответствует расстоянию между двумя выступами 16, расположенными на ступице 8. Таким образом, блокирующие ребра 22 проходят при установке стопорного кольца 9 между соответствующими двумя выступами 16 до того момента, пока блокирующие ребра 22 не будут введены в выемки, образуемые направляющими 17 опорного скольжения.

Для предотвращения самопроизвольного отсоединения стопорного кольца

9 от установочного элемента 14 или, соответственно, ступицы 8 оно дополнительно оснащено фиксирующими приспособлениями, которые представляют собой выполненные в виде плоских пружин защелки 23 в виде пружинящих упругих язычков, расположенных в выемках 24 на внутренней боковой поверхности 21 стопорного кольца 9.

Располо>кение и исполнение защелок

23 таково, что при расположении стопорного кольца 9 на установочном элементе 14 ступицы 8 еще до момента его блокирования выполненные в виде плоских пружин защелки 23 вдавливаютсл расположенными на установочном элементе 14 выступами 16 в предусмотренные для них выемки. 24. В момент блокирования стопорного кольца

9 при его повороте выполненные в виде плоских пружин защелки 23 располагаются в зоне выемок 25 (фиг.3), выполненных по периметру установоч-ного элемента 14. Ввиду того, что защелки 23 стремятся к самопроизвольному выходу из предназначенных для них выемок 24 в направлении стрелки

Х1, они вводятся в выемки 25 и в этом положении осуществляют блокирование до тех пор, пока их свободные концы не войдут в контакт с упорами 26, которые ограничивают выемки

25. Тем самым свободные концы заще1590033 польз ован деблокирующий ключ (фиг . 19), который состоит из рукоятки 27, имеющей на одном из своих свобоцных кснцов два располо>хенных на некстором расстоянии друг от друга упорных язычка 28, 29, которые устансвлепы перпендикулярно к рукоятке 27. Расстояние между упорными язычка:.ми 2

29 соответствует расстоянию между располо>хенными друг против друга защелками 23, что дает возмо>хность вводить упорные язычки 28, 29 в выем ки 25, выполненные на ступице 8. (ля этого выемки 25 имеют дополнительные выемки 30, в которые входят упорнне, язычки 28, 29 деблокирующего ключа.

При повороте деблокирующего ключа в направлении стрелки Х2 (фиг.6) обе защелки 23, находящиеся в выемках

25, выводятся из них и переводятся в выемки 24, выполненные на внутренней боковой поверхности 21 стопорного кольца 9. При этом защелки 23 до тех пор вводятся в выемки 24, пока в конце движения обоих упорных язычков

28, 29 не высвободится упор 31, в контакт с которым входят упорные язычки 28, 29. При соприкосновении упорных язычков 28, 29 с упорами 31 и дальнейшем повороте деблокирующего ключа в направлении стрелки (2 стопорное кольцо 9.поворачивает=я вместе с упорными язь>чками 28, 29, блокирующие ребра. 22 выводятся из направляющих 17 опорного скольжени. I ступицы до тех пор, пока не окажутся между выступами 16, и в этой позиции можно снять стопорное кольцо 9 с установочного элемента 14.

Как показано на фиг,1 и 4, ступица 8 имеет на своей обращенной в сторону от установочного элемента 14 болок 23, входящих в указанные выемки с упорами 26, предотвращают ослабление стопорного кольца 9 в направлении, противоположном направлению его поворота в сторону блокирования, а также не допускают его отделения от установочного элемента 14., Количество защелок 23 может быть любым, при этом количество выемок 2. > соответствует количеству защелок 23.

Для того чтобы снять стопсрное кольцо 9 со ступицы 8, необхс>димо перевести выполненнь>е в виде плоских пружин защелки 23 из позиции блокирования в их исходное положение в выемках 24. Дпя этого может быть пс5

55 ковой поверхности 32 в зоне расположения отверстии 10 для винтов обода или кблесных болтов распорные кольца или дистанционные элементы 33, которые выполнены в виде сменного пере-. ходного устройства. Тем самым дается возмо>хность с их помощью приспособить крепежное устройство к колесам различного размера.

Закрепление противобуксовочного устройства 1 на колесном диске 5 автомобиля с использованием крепежного устройства, состоящего из ступицы 8 и стопорного кольца.9, производится таким образом, что после закрепления ступицы 8 на диске 5 с помощью стопорных винтов 1> прот IBo" буксовочное устройство 1 устанавл,>вается на установочном элементе 14 ступицы 8. Затем устанавливается стопорное кольцо 9 таким образом, что его блокирующие ребра 22 входят в проме>хутки между выступами 16, расположенными на установочном элементе 14. После этого упорные язычки

28, 29 деблокирующего ключа вводятся в выемки 30 и деблокирующий ключ поворачивается в направлении стрелки

Х (Лиг.6), в результате чего стопорное кольцо 9 поворачивается вокруг своей вертикапьной средней оси до тех пор, пока блокирующие ребра 22 не войдут в выемки, образующие направляющие 17 опорного скольжения.

Одновременно с этим выполненные в виде плоских пру>хин 23 защелки самостоя ельно входят в выемки 25, выполненные на установочном элементе 14, в результате чего достигается блокирование против самопроизвольного ослабления стопорного кольца 9. Ввиду того, что свободные концы защелок

23 входят в выполненные в виде упоров выемки 26, обеспечивается надежное блокирование.

Снятие противобуксовочного устройства также производится с помощью деблокирующего ключа путем перевода защелок 23 из положения блокирования в исходное поло>кение, Если противобуксовочное устройство 1 далее не используется, а крепежное устройство готово к использованию, необходимо только установить на ступице 8 сто- . порное кольцо 9 и заблокировать его, в результате чего в любое время можно будет устанавливать противобуксовочное устройство 1. 9 1590033 20

Несущий диск 2 противобуксовачного устройства имеет в своей центральной части отверстие, которое позволяет устанавливать его на установочном элементе 14 ступицы 8. Однако диаметр

5 этого центрального отверстия больше, чем диаметр установочного элемента

1.4, в результате чего несущий диск

2 противобуксовочного устройства 1 может выполнять эксцентричные движения, поэтому охватывающие протектор противобуксовочные рычаги 3 в совокупности с несущим диском 2 могут приспосабливаться к прогибу шин во время их вращения. Кроме того, диаметр центрального отверстия несущего I диска 2 позволяет проталкивать несущий диск 2 через кольцевой выступ 34, выполненный на установочном элементе 14. Стопорение несущего диска 2 против перемещения вверх осуществляется с помощью стопорного кольца 9, охватывающего несущий диск по участкам, в то время как стопорение в направлении к ободу колеса осуществляется с помощью самой ступицы 8, которая имеет на своей стороне, обращенной в сторону от несущего диска 2, переходной писк 35, который связан с 30 помощью винта 36 с установочным элементом 14. Для закрепления переходного диска 35 на установочном элементе 14 (фиг.б) он имеет расположенные по окружности 37, проходягцей 35 вокруг центра 21 переходного диска 35, приемные отверстия 38 для крепежных винтов ступицы, которые совпадают с отверстиями 10 (Лиг.3 и 4) установочного элемента 14 ступицы 8, при 40 чем количество отверстий 38 соответствует количеству отверстий 10 и они расположены на одинаковом удалении друг от друга. Согласно фиг.3 и 7, в переходном диске 35 предусмотрено 45 четыре приемньгх отверстия 38, а на

Фиг.8 переходной диск 35 имеет на своей окружности 37 пять приемных отверстий 38, количество которых зависит от размеров ступицы 8. Приемные отверстия 38 имеют внутреннюю резьбу, что обеспечивает резьбовое соединение ступицы 8 с переходным диском 35 с помощью ввинчиваемых в них винтов.

Переходной диск 35 имеет некоторое количество вытянутых в радиальном направлении удлиненных отверстий

39-42 и 43-48, причем эти удлиненные отверстия располагаются с равным или неравным шагом, а также с несколькими шагами деления по окружности переходного диска 35.

На переходном диске 35 (Лиг.7) удлиггенные отверстия распределены по двум окружностям, имеющим разные диаметры. Удлиненные отверстия 39-42 расположены на равном удалений друг от друга по окружности 49, проходящей вблизи центра И переходного диска 35, в .то время как удлиненные отверстия

43-45 и 46-48 расположены на внешней окружности 50 частично с неравным удалением друг от друга. На окружности 49, проходящей вблизи центра

21 переходного диска 35, предусмотрены четыре отверстия, а на цнешней окру><ности 50 — шесть отверстий.

Находяциеся .на внутренней окружности 49 удлиненные отверстия 39-42 расположены так, что первое удлиненное отверстие 39 расположено на удалении от проходящей через центр M переходного диска средней линии 2П. приблизительно в 30 . Из шести удлиненных отверстий 43, 45 и 46-48, находящихся на внешней окружггости 50 переходного диска 35, удлиненные отверстия 43, 44, 45 выполнены на равном удалении друг от друга. Этот промежуток между двумя соседними удлиненнымгг отверстиями составляет приблизио тельно 120, причем первое удлиненное . отверстие 43 выполнено на удалении от средней линии И2 приблизительно в о

75 . Угловое расстояние между следуюпими удлиненными отверстиями 44, 45 составляет около 120 .

Другие удлиненные отверстия 46, 47, 48 переходного диска 35, выполненньге по окружности 50, располагаются следующим образом: первое удлиненное отверстие 46 располагается примерно в 45 " от средней линии IÐË,, за ним против часовой стрелки следуют удлиненные отверстия 47-48, причем угловое расстояние между удлиненными отверстиями 46 и 47, а также между удлиненными отверстиями 46 и 47 составляет приблизительно 90 и оба удлиненных отверстия 46, 48 расположены друг против друга. Таким образом, получаем указанггое в Аиг.7 расположение удлиненных отверстий 39-42 и 43-45, а так>хе отверстий 46-48 переходного диска 35.

1590033 12

Согласно указанной в фиг.8 форме исполнения переходного диска 35, на окружности 51, обращенной к центру

И переходного диска„ выполнены пять вытянутых в радиальном направлении удлиненных отверстий 52-56 на равном удалении друг от друга, а ча внешней окружности 57 выполнены следующие пять удлиненных отверстий 58-62, которые также вытянуты в радиальном направлении и расположены на равном удалении друг от друга. Од- ако эти удлиненные отверстия 58-62 выполнены со смещением относительно удлиненных отверстий 52-56. Первое удлиненное отверстие 52 из расположенных на окружности 51 расположено на удалении от проходящей через центр пеC p e д н е и JI J I I R H H 1"П., равном приблизительно 24 . К нему присоединяются расположенные на равном удалении друг от друга удлиненные отверстия 53-56. Напротив, первое отверстие 58 из расположенных 25 на окружности 57 удлиненны:c отверстлй удалено от средней линии 2П, прибли-зительно на 47, причем к нему присоединяются затем другие удлиненные отверстия 59, 62, выполненные на рав-- 30 ном удалении друг от друга,. Приемные отверстия 38 для крепежных винтов ступицы расположены по отношению к удаленным отверстиям 52, 56 и 58 — 62 такии образом, что первое прием;ое отверстие 38 выполнено на средней линии IIT., а остальные приемные отверстия расположены на удалении друг or о друга, равном приблизительно 72

Удлиненные отверстия 58, 62 переход- 40 ного диска 35 (фиг.8) коро;е примерно наполовину по сравнению с удлиненными отверстиями 52-56. В пргтивоположность этому, все удлине ные отверстия переходного диска :5 (фиг.7) 45 выполнены одинаковыми по дг:нне. Расположение удлиненных отверстий на соответствующих ии окружностях такового, что окружности проходят через центры соответствующих отверстий.

Переходной диск 35 изготавливается из коррозионноустойчивого металла, могут быть использованы и другие материалы, обладающие высокой твердостью. 55

Удлиненные отверстия переходного диска 35 выполнены по отношению к имеющим резьбу круглым отверстиям таким образом, что дистанционные элементы 33 (фиг.1) не входят в соприкосновение с крепежными винтами

63, входящими в удлиненные. отверстия переходного диска. Переходной диск

35 может быть также выполнен с большим количеством шагов деления окружности. Колесные винты или гайки не пропускаются через ступицу 8, а остаются под ней и соединяются со ступицей или переходным диском 35 с помощью стопорных винтов. Особым преимуществом обладает внутреннее сцепление противобуксовочных рычагов с протектором шины с помощью расположенных на свободных концах противобуксовочных рычагов профильных тел, которые сцепляются с профилем протектора.

Для закрепления противобукссзo ÿного устройства на диске колеса 5 требуется, чтобы ступица 8 противобуксовочного устройства была соединена с ним, что осуществляется с помощью винтов, подходящих для ввинчивания cToIIopFIbIx винтов 12 ступицы

8. Поэтому необходимо использовать такие винты 11, которые подходят для закрепления ступицы 8. Для различных типов автомобилей необходимо иметь большое количество подходящих винтов,". чтобы использовать противобуксовочное устройство.

При использовании переходного устройства 64 (AHI",9 — 12) возможно применение имеющихся винтов, и с его помощью можно закреплять стопорные винты 12, служащие для блокирования ступицы 8. Устанавливаемое на головке винта 11 переходное устройство 64 обеспе швает связь между винтом 11 и стопорным винтои 12. Ввиду того что переходное устройство 64 подходит к различным винтам 11, не требуется изготавливать и иметь в запасе большое количество этих устройств, достаточно, например, иметь три переходных устройства различного размера. Как показала практика, эти три переходных устройства различной величины подходят ко всем колесным винтам известных моделей автомобилей.

Переходное устройство 64 охватывает или захватывает головку 65 винта 11.

Согласно < >иг.9, переходное устройство 64 ссстоит из внешнего колпачка 66 и охватываемого вгутреннего колпачка 67, который имеет горловид13

1590033 14 ный вытянутый выступ с наружной резьбой, а горловидное сужение колпачка

66 имеет внутреннюю резьбу, в результате чего внешний колпачок 66 может навинчиваться на внутренний колпачок

67. Внешний колпачок 66 имеет вблизи своей ни>аней кольцевой кромки участок внутренней боковой поверхности 68, сужающийся в направлении к кромке, а внутренний колпачок 67 имеет вблизи своей нижней кольцевой кромки учасТоК наружной боковой поверхности 69, расширяющийся в направлении к кромке, в результате чего при соединении внешнего колпачка 66 с внутренним коническая боковая поверхность 68 упирается в коническую боковую поверхность 69.

Внутренний колпачок 67 имеет выполненные в виде рычагов фасонные захваты 70, которые разделены вертикальными прорезями 71, выполненными в боковой внутренней стенке колпачка, и жестко соединены своими верхними концами с телом внутреннего колпачка 67. Благодаря прорезям 71, фасон- ные захваты 70 подвижны, т.е. упруги, и при навинчивании внешнего колпачка 66 на внутренний 67 таким образом упираются в головку 65 винта 11, что обеспечивает жесткую посадку переходного устройства 64 на головку 65. На фиг.10 показана форма исполнения переходного устройства 64,в котором участок 72 внешнего колпачка 73 упирается в участок 74 внутреннего колпачка 75, в то время как внешний колпачок 73 навинчивается на внутренний колпачок 75 в направлении стрелки В. 11ри этом образованные прорезями 76 в боковой стенке внутреннего колпачка 75 подвижные фасонные захваты 77 прижимаются к шестигранной головке 78 винта 11. Внешний колпачок 73 выполнен шестигранным с соеди55 нительным резьбовым отверстием 79.

В этой Аорме исполнения при соединении внешнего колпачка 73 с внутренним колпачком 75 конический участок

72 вытягивается относительно конического участка 74,-причем фасонные захваты 77 прижимаются к головке винта 11.

На фиг.11 показана форма исполнения переходного устройства 64, в котором круглый внешний колпачок 80 имеет коническую внутреннюю поверхность 81, которая упирается в кони10

50 ческую поверхность 82 внутреннего колпачка 83 в том случае, когда внешний колпачок 80 в результате затягивания винта 84 в резьбовом отверстии

85 при установке приспособления 86 надвигается на внутренний колпачок

83 в направлении стрелки А. В результате этого фасонные захваты 87, которые образуются вертикальными нрореэями 88,,выполненными в стенке внутреннего колпачка 83, и являются поэтому подвижными, прижимаются к шестигранной головке 89 винта 11. Охваты- . вающие друг друга кольцевые кромки внешнего колпачка 80 и внутреннего колпачка имеют конические внутренние и наружные поверхности, подобные тем, которые предусмотрены на фиг.9.

В форме исполнения переходного устройства 64 согласно фиг.12 внутренний колпачок 90 имеет функциональный шестигранник 91 и приемное резьбовое отверстие 92 и при ввинчивании во внешний колпачок 93 в направлении стрелки А сводит вместе внутренние конические поверхности 94 и 95, а также прижимает к шестигранной головке 96 винта 11 фасонные захваты 97 и

98, выполненные на внутреннем колпачке 90 таким же образом, что и в формах исполнения, описанных выше. На фиг.12 предусмотрена двойная конусность, т.е., во-первых, на нижнем участке внутренней боковой поверхности внешнего колпачка 92 и, во-вторых, на. нижнем участке внутренней боковой поверхности внутненнего колпачка 90, которая но сравнению с колпачком 92 является более короткой.

При перемешивании внешних колпачков 66, 73, 80, 93 в направлении к внутренним колпачкам 75, 83, 90 фасонные захваты 70, 77, 87, 97, 98 отделяются от боковой поверхности шестигранной головки 65, 78, 89, 96. винта 11.

Исполнение переходного устройства

64 не ограничивается показанными на фиг.9-12 формами, и его можно использовать везде, где два элемента должны быть соедннены друг с другом силовым замыканием.

Другая форма исполнения переходного устройства 64 показана на фиг.17.

Оно состоит из гайки 97, детали 98, выполненной в виде колпачка, и гильзы 99. Нижняя часть гайки 97 имеет расширенную кольцевую кромку 100

1590033

16

l5 (фиг. l3), гайка имеет также резьбовое отверстие 101, выполненное в направлении его продольной оси. Отверстие

101 имеет размеры, по-aozu»og»ie навинчивать гайку 97 на деталь 102 переходного устройства 64, которая выполнена (фиг.14) в виде колпачка, состоит из фасонного тела с горловицным сужен»ым участком 103 в верхней части, в которой выполнено осевое резьбовое отверстие 104. Диаметр и размеры этого горловидного участка

103 выполнены таким образом, что позволяют навинчивать гайку .97 (фиг.13). Отверстие 104 детали 102 служит,цля приема крепежного или стопорного винта (не показан) для, закрепления части устройства или ступиць)

Горловид»ь1й участок 103 переходит в участок, выполненный в виде колпачка, боковая поверхность 1C 5 которого имеет некоторое количествс продоль»ых прорезей 106, вследствие чего между двумя продольными прорезями образуется фасо»ный захват 107 в виде рь)чага, который обладает известной подвижностью, обусловлен»сй используемым материалом, и при затягивании гайки 97 и охватывающей гильзы 99 (фиг.16) перемещается в направле»ии стрелки Е обеспечивая тем самым падеж»ое закрепление переходного устройства после уста»овки его детали

102 »а шестигра»ную головку винта (»е показа»а). Переходное устройство настолько прочно удерживается на шестигра»»ой головке винта, что исключается его от»пи .ивание и самопроизвольное ослабление.

В результате затягивания, т. е. дальнейшего »авинчивания гайки 97, гильза 99 перемещается в»из, вследствие чего ввиду ко»усообразного испол»ения нижних кольцевых кромок фасонные захваты 107 прияжчаются в направлении стрелки ?, к боковой поверхности шестигранной головки винта, на котором закрепляется »В реходное устройство. Для этого необходимо, чтобы фасонные захваты l07 имели кольцевой конически расширяющийся наружу участок боковой поверхности 108. Нижний край гильзы 99 упирается в коническую бокову.о поверхность 108 и при дальнейшем перемещении г»льзы 99 вертикально вниз в фасонные захваты 107.

ФорMóëàизобрpтения

1. Противобуксовочное устройство, содержащее закрепленную на диске или ободе колеса ступицу с отверстиями для фиксаций на болтах крепления диска, связанную с опорным диском, несущим радиально ориентированные рычаги противоскольжения, свободные концы которых выполнены изогнутыми для охвата беговой дорожки шины колеса, а на наружной стороне каждого из этих концов расположены грунтозацепы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем использования для различных колес, оно снабжено приспособлением для разьемного его крепления болтовым соединением па указанных болтах, которое включает в себя переходный диск, выполненный с радиально ориентированными удлиненными отверстиями, осН которых рас25 пределе»ы »а концентричных окружностях,и переходный элемент в виде цангового соединения, образованного в виде внешнего и внутреннего колпачков, при этом на стенке внутреннего кол30 пачка выполнены чередующиеся продольные шлицы и фасонные захваты для охвата головок болтов, а в донной части — резьбовое отверстие для указанного болтового соединения.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а в щ е е с я тем, что оси yäëèíåíных î" âåðñòèé распределены по меньшей мере на двух — внутренней и внешней— конце»тричных окружностях.

3. Устройство по п.2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что оси удлиненных отверстий равномерно распределены на внутре»ней окружности и неравно45 Mep Ho HB в пе)))не

4. Устройство по пп.2 и 3, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что на внутренней окружности распределены оси четырех отверстий.

5. Устройство по пп.2 и 3, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что на внешней окружности распределены оси шести отверстий.

6. Устройство по п.5, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оси одних трех удлиненных отверстий из шести равноудалены одна от другой, при этом ось первого отверстия образует

<7 угол 75 с центральной горизонталь1590033

17

J8 .ной осью диска в направлении по часовой стрелке, ось первого из других трех отверстий †. угол в 45©, а ось кажного последующего отверстия—

90О с осью предыдущего..

7. Устройство по п. 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что на каждой из концентрических окружностей равномерно распределены и смещены одна относительно другой в окружном направлении оси пяти отверстий.

8. Устройство по п.7, о т л и - ч а ю щ е е с я тем, что оси первых отверстий на внутренней и внешней окружностях расположены соответственно под углами 24 и 47 к центральной горизонтально оси диска.

9. Устройство по пп.7 и 8, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что длина отверстий на внутренней окружности в два раза больше длины отверстий на внешней окружности.

10. Устройство по пп.1-9, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что на диске . выполнены 4 или 5 резьбовых отверстий, оси которых равномерно распределены на окружности, концентричной указанным.

11. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что внешняя часть переходного элемента вблизи нижней кромки выполнена с коническим пояском на внутренней боковой поверхности для взаимодействия с ответным коническим пояском, который выполнен вблизи нижней кромки на внешней боковой поверхности внутреннего колпачка.

12. Устройство по п.11, о т л и ч а ю щ е е с я тем,.что внешний и внутренний колпачки переходного элемента выполнены с конусной резьбой.

>13. Устройство по п.12, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что внешний колпачок навинчен на внутренний.

14. Устройство по п. 11, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что внешний колпачок надвинут на внутренний колпачок.

15. Устройство по п. 12, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что внутренний . колпачок ввинчен во внешний колпа"чок.

16. Устройство по пп.11-15, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что внутренний колпачок выполнен из листового материала.

17. Устройство по пп.11-16, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что внутренний колпачок выполнен из нескольких элементов. 18. Устройство по пп.11-17, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что внутренний и внешний колпачки выполнены в виде фасоиных деталей.

19. Устройство по пп.11 †, о т-л и ч а ю щ е е с я тем, что внутренний колпачок имеет соединительный болт с резьбой.

20. Устройство по пп.11-19, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что фасонные захваты имеют внутреннюю профилированную боковую поверхность.

30 21. Устройство по пп.11-20, о т— л и ч а ю ц е е с я тем, что внутреи— ний колпачок имеет выемку для стоиорного замка.

22. Устройство по пп.11-?1, о т— л и ч а ю ц1 е е с я тем, что внешний

35 колпачок имеет выемку для стопорного замка.

23. Устройство по пп.11-22, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что внутрен40 ний колпачок имеет фиксатор.

Приоритет попунктам:

19.10.85 по пп.12-23;

29.10 ° 85 по пп 1-10;

29.08.86 по п.11.

1590033

1590033

1590033 l590033

1590033

-64

77

Фаг. 10

Фиг. f2

О1

1590033

507

ШХ

Фиг. /7

1590033

Состав:итель Т. Попова

Техред Л. Сердокова Корректор О. Ципле

Редактор И.Циткина

Заказ 2549

Подписное

Тираж 419

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент",. r. Ужгород, ул. Гагарина, 101