Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить надежность при работе в условиях низких температур путем предотвращения замерзания воды в радиаторе. Система содержит полости охлаждения двигателя 1, соединенные при помощи магистрали 2 отвода жидкости с радиатором 3, циркуляционный насос 4, сообщенный напорным патрубком 5 с полостями охлаждения двигателя 1, а всасывающим - с радиатором 3, расширительную емкость 7, нижняя часть которой сообщена при помощи подпиточной трубы 8 с всасывающим патрубком 6 насоса 4, а верхняя - через двухпозиционный запорный орган 12 с паровоздушным трубопроводом 13 и источником 14 сжатого воздуха и через сливной трубопровод 9 соединена с дополнительным двухпозиционным запорным органом 10, установленным во всасывающем патрубке 6 насоса между местом подключения к последнему байпасного трубопровода 16 и радиатором 3. При работе двигателя на малой нагрузке и в условиях низких температур сжатым воздухом вытесняют жидкость из радиатора в расширительную емкость 7, обеспечивая ее циркуляцию по малому контуру. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1590582 А 1 (51)5 F 01 P 11 20 3 20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
Г1РИ ГКНТ СССР (21) 4608156/25-06 (22) 24. 11.88 (46) 07.09.90. Бюл. № 33 (71) Московский институт инженеров железнодорожного тра нспорта (72) В. Д. Кузьмич, Л. С. Туров, А. И. Бакшеев, С. Л. Громов и А. Г. Шуцкий (53) 621.43-713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1321869, кл. F 02 В 29/04, 1985. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить надежность при работе в условиях низких температур путем предотвращения замерзания воды в радиаторе. Система содержит полости охлаждения двигателя 1, соединенные с помощью магистрали 2 отвода жидкости с радиатором 3, ци ркуляционный
2 насос 4, сообщенный напорным патрубком 5 с полостями охлаждения двигателя 1, а всасывающим — с радиатором 3, расширительную емкость 7, нижняя часть которой сообщена с помощью подпиточной трубы 8 с всасывающим патрубком 6 насоса 4, а верхняя — через двухпозиционный запорный орган 12 с паровоздушным трубопроводом 13 и источником 14 сжатого воздуха и через сливной трубопровод 9 соединена с дополнительным двухпозиционным запорным органом 10, установленным во всасывающем патрубке 6 насоса между местом подключения к последнему байпасного трубопровода 16 и радиатором 3.
При работе двигателя на малой нагрузке и в условиях низких температур сжатым воздухом вытесняют жидкость из радиатора в расширительную емкость 7, обеспечивая ее циркуляцию по малому контуру. 1 ил.
1590582
Формула изобретения
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания со средствами защиты элементов системы от разрушения при замерзании в них воды.
Цель изобретения — повышение надежности работы в условиях низких температур и сокращение времени прогрева двигателя при пуске.
На чертеже представлена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Система содержит полости (не показаны) охлаждения двигателя 1, соединенные с помощью магистрали 2 отвода жидкости с радиатором 3, циркуляционный насос 4, напорный патрубок 5 которого сообщен с полостями охлаждения двигателя, а всасывающий патрубок 6 — с радиатором 3, расширительную емкость 7, нижняя часть которой подключена с помощью подпиточной трубы 8 к всасывающему патрубку 6 насоса 4, а верхняя — сообщена с помощью сливного трубопровода 9 с дополнительным двухпозиционным запорным органом 10 и посредством впускного патрубка 11 и двухпозиционного запорного органа 12 сообщена с паровоздушным трубопроводом 13 н источником 14 сжатого воздуха, и перепускной клапан 15, размещенный в магистрали 2 отвода жидкости и подсоединенный посредством байпасного трубопровода 16 с всасывающим патрубком 6 насоса 4. Дополнительный двухпозиционный запорный орган 10 установлен во всасывающем патрубке 6 насоса 4 между местом подключения к нему байпасного трубопровода 16 и радиатора, а паровоздушный трубопровод 13 подсоединен к верхней точке радиатора 3.
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.
При штатной работе системы перепускной клапан 15 находится в положении, обеспечивающем проход охлаждающей воды в радиатор 3, но перекрывающем байпасный трубопровод 16. Дополнительный запорный орган 10 находится в положении, при котором он перекрывает сливной трубопровод 9, открывая охлаждающей жидкости проход к насосу 4. Двухпозиционный запорный орган 12 перекрывает источник 14 сжатого воздуха, одновременно соединяя паровоздушный трубопровод 13 с расширительной емкостью 7, которая обеспечивает пополнение утечки охлаждающей воды и создает напор на входе в насос 4.
При необходимости осушения радиатора 3 срабатывает перепускной клапан 15, перекрывая охлаждающей воде проход в радиатор 3 и направляя весь ее поток по байпасному трубопроводу 16 во всасывающий патрубок 6 циркуляционного насоса 4. Вслед за этим дополнительный
40 запорный орган 10 переводится в положение, при котором он перекрывает вход в насос 4 и соединяет выход радиатора 3 со сливным трубопроводом 9. Тем самым прекращается циркуляция охлаждающей воды через радиатор 3. Запорный орган 12 переходит в положение, обеспечивающее соединение источника 14 сжатого воздуха с паровоздушным трубопроводом 13 и разъединение последнего с расширительной емкостью 7. Сжатый воздух вытесняет охлаждающую воду из радиатора 3, полностью осушая его. Через сливной трубопровод 9 вода вытесняется в расширительную емкость 7.
Для заполнения опорожненного участка системы охлаждения водой при работающем двигателе 1 запорный орган 12 переключается в положение, при котором он отключает источник 14 сжатого воздуха, но сообщает между собой расширительную емкость 7 и паровоздушный трубопровод 13.
Перепускной клапан 15 переводится в положение, при котором магистраль 2 отвода жидкости подключена к радиатору 3. Охлаждающая вода заполняет радиатор 3 и через сливной трубопровод 9 поступает в расширительную емкость 7, откуда через подпиточную трубу 8 возвращается в систему. При этом вытесняемый из системы воздух выходит в атмосферу через паровоздушный трубопровод 13 и двухпозиционный запорный орган 12. После полного заполнения системы дополнительный запорный орган 10 перекрывает сливной трубопровод 9 и открывает проход жидкости из радиатора 3 во всасывающий патрубок 6 насоса 4.
Система позволяет защитить радиатор от замерзания воды в его трубках при низких температурах окружающего воздуха и частичных нагрузках работы двигателя, увеличить время простоя транспортного средства прн неработающем двигателе, а также сократить время прогрева двигателя.
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая полости охлаждения двигателя, соединенные с помощью магистрали отвода жидкости с радиатором, циркуляционный насос, напорный патрубок которого сообщен с полостями охлаждения двигателя, а всасывающий — с радиатором, расширительную емкость, нижняя часть которой с помощью подпиточной трубы подключена к всасывающему патрубку насоса, а верхняя часть посредством впускного патрубка и двухпозиционного запорного органа сообщена с паровоздушным трубопроводом и источником сжатого воздуха, и байпасный трубопровод, подсоединенный к всасывающему патрубку насоса и перепускному клапану, отличающаяся тем, что, с целью повышения на1590582
Составитель Л. Черный
Редактор Н. Бобкова Техред А. Кравчук Корректор О. Ципле
Заказ 2618 Тираж 434 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 дежности работы а условиях низких температур, она снабжена сливным трубопроводом и дополнительным двухпозиционным запорным органом, установленным во всасывающем патрубке циркуляционного насоса между радиатором и местом подключения к всасывающему патрубку насоса байпасного трубопровода н сообщенным с помощью сливного трубопровода с верхней частью расширительной емкости, причем перепускной клапан размещен в магистрали
5 отвода жидкости, а паровоздушный трубопровод подсоединен к верхней точке радиатора.