Роторно-поршневой электродвигатель-компрессор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области насосои компрессоростроения, в частности к роторно-поршневым электродвигателям-компрессорам, является усовершенствованием устройства по а.с. N1288356 и позволяет повысить долговечность устройства за счет снабжения его валом, установленным в подшипниковых узлах. Роторно-поршневой электродвигатель-компрессор содержит статор-гильзу 1, включающую магнитопровод 9 с трехфазной двухполюсной обмоткой 10 и тонкостенную гильзу 11. Ротор-поршень 5, выполненный полым и имеющий покрытие из самосмазывающегося материала, снабжен короткозамкнутой обмоткой 14 и неподвижно соединен с валом 6, установленным концами в подшипниковых узлах, каждый из которых содержит втулку 16, установленную в расточке крышек 2 и 3, водило 17, закрепленное на валу 6, и два бегуна 18, оппозитно связанных с водилом 17 и установленных на игольчатые подшипники 20. Втулка 16 имеет внутреннюю расточку, подобную по форме гильзе 11. Наличие подшипниковых узлов, оснащенных подшипниками качения, приводит к повышению долговечности устройства. 3 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (I!) (я)з F 04 С 18/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«)

Д 9)иг.1 (6.1) 1288356 (21) 4441628/25-29 (22) 20,06.88 (46) 07.09.90. Бюл. N. 33. (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро по криогенной технике с опытным производством Физико-технического института низких температур АН

УССР (72) В.Н. Замошников (53) 621.514(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1288356, кл, F 04 С 18/00, 1984. (54) РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ-КОМПРЕССОР (57) Изобретение относится к области насосо- и компрессоростроения, в частности к роторно-поршневым электродвигателямкомпрессорам, является усовершенствованием устройства по а.с, СССР N. 1288356 и позволяет повысить долговечность устройства за счет снабжения его валом, установленным в подшипниковых узлах. Роторнопоршневой электродвигатель-компрессор содержит статор-гильзу 1, включающую магнитопривод 9 с трехфазной двухполюсной обмоткой 10 и тонкостенную гильзу 11. Ротор-поршень 5, выполненный полым и имеющий покрытие из самосмазывающегося материала, снабжен короткозамкнутой обмоткой 14 и неподвижно соединен с валом

6, установленным концами в подшипниковых узлах, каждый из которых содержит втулку 16, установленную в расточке крышек 2 и 3, водило 17, закрепленное на валу

6, и два бегуна 18, оппозитно связанных с водилом 17 и установленных на игольчатые подшипники 20. Втулка 16 имеет внутрен- Я нюю расточку, подобную по форме гильзе

11. Наличие подшипниковых узлов, оснащенных подшипниками качения, приводит к повышению долговечности устройства. 3 ил, 5 ц 9 6

1590660

30 т

По периметру рабочей камеры 4 выпол- н нены пазы 12 статора 1 под обмотку 10 с л неравномерным шагом, меньшим на участ- П ках камеры 4, очерченных дугами окружно- к стей меньшего радиуса r>. Ротор-поршень 5 35 выполнен полым, имеет в поперечном сече- т нии (фиг. 3) овальную форму и очерчен из вершин двух равносторонних треугольников с совмещенными двумя сторонами двумя парами дуг окруЖностей большего и 40 меньшего радиусов Rz и г2, причем одноименные радиусы R1 и Rz и r< и r2 дуг окружностей гильзы 11 статора 1 и ротора-поршня

5 равны между собой. Ротор-поршень 5 имеет по периметру пазы 13 с размещенной в 45 них короткозамкнутой обмоткой 14 типа беличьей клетки. Пазы 13 расположены с неравномерным шагом, меньшим на участках, очерченных дугами окружностей меньшего радиуса rz. Наружная поверхность ротора- 50 поршня 5 имеет покрытие 15 из самосмаэывающегося материала, например из полиамида. Каждый подшипниковый узел 7 . образован втулкой 16, установленной в цен. тральной расточке крышек 2 и 3, водилом 55

17, закрепленным на валу 6, и двумя бегунами 18, оппозитно связанными с водилом 17.

Втулка 16 имеет в поперечном сечении внутреннюю расточку треугольной формы, подобную форме гильзы 11 статора 1.

Изобретение относится к насоса- и компрессоростроению, вчастности к роторно-поршневым электродвигателям-компрессорам, и является усовершенствованием устройства по авт. св. М 1288356. 5

Цель изобретения — увеличение долговечности компрессора за счет уменьшения износа контактных поверхностей ротора-поршня.

На фиг. 1 изображен предлагаемый компрессор, продольный разрез; на фиг. 2 — 10 разрезА — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1.

Роторно-поршневой электродвигателькомпрессор содержит статор-гильзу 1,.торцовые крышки 2 и 3 с центральными 15 расточками, рабочую камеру 4, s которой размещен ротор-поршень 5, снабженный валом 6, установленным концами в подшипниковых узлах 7, размещенных в торцовых крышках 2 и 3. Статор-гильза 1 состоит из 20 кожуха 8, магнитопровода 9 с трехфазной двухполюсной обмоткой 10 и тонкостенной гильзы 11, изготовленной из немагнитного материала, например иэ бронзы. Рабочая камера 4 в поперечном сечении имеет треу- 25 гольную форму и очерчена из вершин равностороннего треугольника (фиг, 3) тремя парами дуг окружностей большего и меньшего радиусов R> и г1, Бегуны 18 установлены во внутренней расточке втулки 16 с возможностью вращения на пальцах 19, например, на игольчатых подшипниках 20. Пальцы 19 закреплены на водиле 17. Оси пальцев 19 параллельны оси вала 6, расстояние между пальцами 19 рав- няется длине стороны треугольника DBC, из вершин которого очерчены контуры поперечного сечения втулки 16, Радиус гз равен ° радиусу бегуна 18, радиус йз равен сумме радиуса бегуна 18 и длины стороны треугол ь ника D В С.

Ротор-поршень 5 делит рабочую камеру

4 на две полости: полость сжатия и полость нагнетания. В роторе-поршне 5 установлена клапанная коробка 21 с всасывающими клапанами, а в торцовой крышке 3 — нагнетательные клапаны 22. Подшипниковые узлы 7 закрыты крышками 23 и 24, причем в последней выполнено центральное всасывающее отверстие 25.

Роторно-поршневой электродвигателькомпрессор работает следующим образом.

При включении обмотки 10 в электрическую сеть возникает двухполюсное магнитное поле, совершающее сложное вращательное движение поочередно относительно трех параллельных осей, проходящих через вершины равностороннего реугольника DBC. Силовые линии магнитой индукции наводят электродвижущие сиы в стержнях короткозамкнутой обмотки 14. од действием электромагнитных сил, возниающих в результате взаимодействия магнитных полюсов статора 1 и электрического ока, наведенного в стержнях короткозамкнутой обмотки 14, создается вращающий момент, приводящий в сложное движение ротор-поршень 5, при этом бегуны 18, катаясь во внутренней расточке втулки 16, удерживают ротор-поршень 5 на каждой оси вращения и препятствуют касанию контактных уплотняющих поверхностей роторапоршня 5 и гильзы 11, За один оборот магнитного поля роторпоршень 5 трижды совершает рабочий цикл компремирования рабочей среды в каждой рабочей полости камеры 4.

Формула изобретения

Роторно-поршневой электродвигателькомпрессорпоавт,св, N1288356, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечно- сти, он снабжен валом, жестко связанным с ротором-поршнем и установленным концами в размещенных в торцовых крышках подшипниковых узлах,.каждый из которых включает втулку, закрепленную в центральной расточке крышки, водило, закрепленное на валу, и два бегуна, оппоэитно связанные с

1590660

Риа.2 водилом, при этом во втулке выполнена внутренняя расточка треугольной формы, подобная форме рабочей камеры. а бегуны установлены во внутренней расточке втулки с воэможностью вращения на кольцах, закрепленных на водиле, оси которых параллельны оси вала и проходят через две вершины треугольника.

b-5

Составитель А. Богатов

Редактор И.Горная Техред M.Moðãåíòàë Корректор Э.Лончакова

Заказ 2622 Тираж 495 Подписное

ВНИИПИ Государственного. комитета по ииэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Моси:ва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101