Центробежный насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к насосостроению и предназначено для повышения напора и КПД центробежных насосов. На выходе из колеса 4 в боковых кольцевых камерах 2, 3 образуются вихри, за счет которых стабилизируется давление за лопатками. Выполнение выступающих участков загнутыми вперед повышает напор, кроме того при этом не увеличиваются потери на дисковое трение, так как в области участков диски отстствуют. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) ()1) А1
О ИО НИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕПЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4488263/24-29 (22) 03.10.88 (46) 07.09.90. Вюл. ) .33 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. И.H,Ôåäîðoâà (72) Э.И,Антонов, В.К.Гасюкевич, В.В.Дергач, И.П.Костиков и Г.К.Нечушкин (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
) - 312077, кл. F 04 D 1/00, 1970. (54) ЦЕНТРОНЕЖНЬЙ HACOC (gg)g Г 04 Р 29/66, 29/22, 29/40
2 (57) Изобретение относится к насосостроению и предназначено для повышения напора и КПД центробежных насосов. На выходе из колеса 4 в боковых кольцевых камерах 2, 3 образуются вихри, за счет которых стабилизируется давление за лопатками, Выполнение выступающих участков загнутыми вперед повышает напор, кроме того, при этом не увеличиваются потери на дисковое трение, так как в области участков диски отсутствуют. 2 з,п, ф-лы, 2 ил.
1590686 колеса 4, что обеспечивает повышение
КПД колеса 4 и следующего за ним корпуса 1 и снижение отрицательных
5 явлений связанных обычно с нестационарностью потока за колесом.
15
25
Насос функционирует следующим об30 разом.
После передачи энергии жидкости с помощью колеса 4 последняя поступает в отводящие каналы корпуса 1 (которые могут представлять собой как спиральный корпус, так и направляющий лопаточный аппарат) и из него к потребителю. Одновременно в боковых кольцевых камерах 2 и 3 возникают вихреобразные течения ° При этом как и при работе вихревого насоса часть 40 жидкости, получив максимальное приращение энергии на наружном диаметре рабочей поверхности участков 10, поступает в камеры 2 и 3 и закручивается в них в поперечном сечении, вра- 45 щаясь одновременно и в окружном направлении, В результате такой поперечной циркуляции полное давление в камерах 2 и 3 повышается с выравниванием его величины как в поперечном, так и в окружном направлениях. Поскольку в межлопаточных каналах давление распределено неравномерно, особенно в области выхода, часть жидкости из камер 2 и 3 ус.трем11 ляется в межлопаточные каналы и сдувает" отрывные зоны в них. Последнее приводит к заметному выравниванию поля скоростей и давлений на выходе
Изобретение относится к насосостроению, а именно к конструкциям центробежных насосов, Цель изобретения — повышение напора колеса.
На фиг, 1 изображена конструкция центробежного насоса, разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Центробежный насос содержит кор. пус 1 с боковыми кольцевыми камерами
2 и 3, расположенными на выходе ра бочего колеса 4, установленного в корпусе 1 и имеющего загнутые назад лопатки 5, размещенные между ведущим 6 и покрывным 7 дисками, образующими с корпусом 1 боковые пазухи
8 и 9. Лопатки 5 выполнены с загнутыми вперед участками 10, выступающими эа пределы дисков 6 и 7, а боковые камеры 2 и 3 расположены напротив этих участков 10. Наружный диаметр D покрывного диска 7 может и быть выполнен превышающим наружный диаметр D ведущего диска 6. Кроме того, D g может быть равен внутреннему диаметру D загнутых вперед участков 10 лопаток 5.
Указанные особенности работы усиливаются с увеличением угла установки рабочих поверхностей участка 10 на выходе. Интенсификация указанных процессов путем увеличения поперечной площади камер 2 и 3 оказывает двоякое действие: чем больше площадь, и особенно радиальный габарит ее, тем эффективнее процесс выравнивания пара4 метров потока на выходе из колеса и меньше дисковые потери, но с другой стороны, тем большими становятся затраты мощности на поддержание указанной циркуляции жидкости. Следовательно, в каЖдом конкретном случае (характеризующемся параметрами участков 10) экспериментально отыскиваются оптимальная площадь и форма поперечного сечения камер 2 или 3, причем с учетом необходимости решения различных сопутствующих задач в одном и том же насосе геометрия камер 2 и 3 может быть как одинаковой, так и отличаться между собой, например, в связи с тем, что транзитный поток в колесе часто бывает несимметричным по отношению к ширине участков 10, В частности, наружный диаметр 0 покрывного диска 7 может. быть выполнен превышающим наружный диаметр 0 ведущего диска 6, что обеспечивает снижение осевой силы. Выполнение наружного диаметра D ведущего диска..6 равным
8 внутреннему диаметру Dц участков 10 лопаток 5 создает возможности для максимального снижения осевой силы.
При этом уменьшаются потери на дисковое трение в пазухах 8 и 9, из-за уменьшения диаметров обоих боковых дисков 6 и 7, Кроме того, благодаря тому, что выступающие участки 10 более доступны для контроля их геомет рии и механической обработки, повышается точность обработки колеса 4 на выходе с дополнительным повышением эффективности работы насоса. Напор колеса повышается из-за увеличения наружного диаметра лопаток 5.
Путем соответствующего выбора геометрии камер 2 и 3 можно обеспечить повышение КПД (не менее чем на 1-2%) и надежности работы насоса. Сама геометрия камер 2 и 3 подбирается экс5 1590686
6 периментально. Наиболее эффективная вые пазухи, отличающийся область применения технического реше- .тем, что, с целью повышения напора ния представляет собой насосы, снаб и КПД, лопатки выполнены с загнутыми женные колесами с углами выхода, близ- 5 вперед участками, выступающими за кими или превышающими прямой угол. пределы дисков, а боковые камеры расположены напротив этих участков.
Формула изобретения 2. Насос по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что наружный диаметр
1. Центробежный насос, содержащий 1р покрывного диска выполнен превьппающим корпус с боковыми кольцевыми камерами, наружный диаметр ведущего диска. расположенными на выходе рабочего 3. Насос по пп. 1 и 2, о т л и— колеса, установленного в корпусе и ч а ю шийся тем, что наружный имеющего загнутые назад лопатки, раз- диаметр ведущего диска равен внутренмещенные между ведущим и покрывным 15 нему диаметру загнутых вперед участдисками, образующими с корпусом боко- ков лопаток.
Составитель В.Девисилов
Редактор И.Горная Техред JI.0лийнык Корректор Л.Патай
Заказ 2623 Тираж 513 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035,. Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101