Фрикционная предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам передачи момента вращения ограниченной величины, обеспечивающим автоматическое его отключение. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств за счет упрощения конструкции устройства при обеспечении высокой нагрузочной способности и надежности работы. Муфта содержит ведущую полумуфту 1 с винтовой нарезкой 9, взаимодействующей с ответной винтовой нарезкой 10 ведущего элемента 11, соединенного с приводом. Ведущая полумуфта 1 имеет дисбалансные выборки 2, наличие которых обоспечивает получение дополнительного момента вращения. Ведущая полумуфта 1 взаимодействует с ведомой полумуфтой 4 посредством фрикционных элементов 5. При вращении ведущего элемента 11 за счет винтового зацепления и наличия дисбаланса полумуфты 1 обеспечивается его прижатие к полумуфте 4, что и обеспечивает передачу момента на ведомый вал 8. При остановке вращения ведущей полумуфты 1 или обгоне ведущей полумуфтой 1 относительно ведущего элемента 11, а это, в свою очередь, обеспечивает расцепление фрикционной пары. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОЕЕТСИИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (И)
Ц1) F 16 D 7/02, 43/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО H305PETEHHRM H 0ТНРЫТИ ))
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4417927/25.-27 (22) 28,04,88 (46) 07.09.90. Вюл. № 33 (72) А.А.Польшаков, Г.П.Попов и А.П,Тюленев (53) 621.825.8 (088.,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 750169, кл. F 16 D .43/20, 1978. ,(54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ
МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам передачи момента вращения ограниченной величины, обеспечивающим автоматическое его.отключение. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств за счет упрощения конструкции устройства при обеспечении высокой нагрузочкой способности и надежности работы. Муфта содержит ведущую полумуфту 1 с винтовой нерезкой 9, : взаимодействующей с ответной вин1 товой нарезкой 10 ведущего элемента
11, соединенного с приводом. Ведущая полумуфта 1 имеет дисбалансные выборки 2, наличие которых обеспечивает получение дополнительного момента вращения. Ведущая полумуфта 1 взаимодействует с ведомой полумуфтой 4 посредством фрикционных элементов 5.
При вращении ведущего элемента 11 эа счет винтового зацепления и наличия дисбаланса полумуфты 1 обеспечивается
его прижатие к полумуфте 4, что и обеспечивает передачу момента Hà ведомьпЪ вал 8. При остановке вращения ведущей полумуфты 1 или обгоне ведущей полумуфтой 1 ведомой полумуфты 4 происходит вкручивание по винтовой нарезке полумуфты 1 относительно ведущего элемента 11, а это,в свою очередь, обеспечивает расцепление фрикционной пары. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1590739
Изобретение относится к машиностроению, в частности к средствам передачи момента вращения ограниченной величины,обеспечивающим автоматическое отключение при повышении передаваемого момента вращения.
Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств за счет упрощения конструкции при обеспечении вы- 10 сокой нагруэочной способности и надежности работы.
На чертеже изображена конструк:ция муфты, общий вид; разрез.
Муфта состоит из ведущей полумуф- 15 ты 1, в теле которой выполнены дисбалансные выемки 2. Ведущая полумуфта 1 с помощью подшипника 3 (например, подшипника скольжения), установлена на ступице ведомой полумуфты .4, которая оснащена фрикционными накладными элементами 5. Ведомая полумуфта 4 с помощью шпанки 6 и винта 7 жестко связана с валом 8, являющимся ведомым элементом. На наружной цилинд-д рической поверхности ведущей нолумуАты 1 выполнена винтовая нарезка 9, взаимодействующая с ответной винтовой нарезкой 10 на внутренней цилиндрической поверхности вецущего элемента
11, который с помощью подшипников 1214 и гаек 15 и 16 установлен с возможностью только окружного перемещения и неподвижно относительно ведущей попумуфты в осевом направлении. Ведущий элемент 11 с помощью, например зубчатого за35 цепления 17 взаимодействует с элементом
18 привода, выполненым в данном случае в виде шестерни, закрепленной на валу 19, 40
Выполнение на ведущей полумуфте выемок, обеспечивающих дисбалансное положение ведущей полумуфты,позволяет. обеспечить дополнительное пеРемещение в Окружном направлении этой 45 полумуфты, что в дополнении к усилию,, создаваемому винтовым зацеплением, обеспечивает как дополнительное прижатие, так и дополнительное отжатие
Ведущей полумуфты относительно Ведо- 0 мой полумуАты, т.е. дисбаланснае выполнение ведущей полумуфты делает .ее неуравновешенной в окружном направлении, что и создает появление дополнительного момента вращения. Для: уменьшения сил сопротивления, возникающих в винтовом зацеплении, винтовые нарезки целесообразно покрывать специальными антиАрикционными покрытиями, обеспечивающими минимальное значение величины коэфАициентов трения.
Решающее значение для обеспечения как работоспособности данной муфты, так и ее надежности при срабатывании является выполнение ее геометрических параметров, такими, при .соторых силовые параметры во фрикционной паре и в винтовом зацеплении имеют равновеликие значения или значения, близкие к. равновеликим. Это условие может быть выполнено, если размещение винтового зацепления и Арикционных элементов осуществлять исходя из следующего математического выражения
R < Е (3 + цг)
R — где R - радиус винтового зацепления;
Е - приведенный радиус фрикционного зацепления; р- угол подъема винтовой линии; - приведенный угол трения винтового зацепления;
f — коэффициент трения фрикционных элементов, Так, например, для муфты с винто-. вой нарезкой по ГОСТУ (P = 2 17 ), где материал винтового зацепления сталь — бронза в смазке ((p=- 5 43 ), о а- материал Арикционного зацепления текстолит и сталь в смазке (f =0,15) .
Муфта работает следующим обра-. зом.
При передаче вращения ведущему элементу 11, учитывая его неподвижное положение в осевом направлении, обеспечивается за счет винтового зацепления винтовых нарезок 9 и 10 перемещение влево (Аиг. 1) ведущей полумуфты 1, которая, прижимая фрикционные элементы 5,. обеспечивает передачу момента вращения на ведомый вал 8 через ведомую полумуфту 4, Наличие выемок в ведущей полумуфте 1 обеспечквает наличие дополнительного момента вращения этой полумуфты за счет дисбаланса ее массы.
При остановке вращения .ведущего элемента 11 или обгоне выдомыми эле.— ментами муАты ведущих ее элементов, в винтовом зацеплении возникают усилия, способствуюхгие разъединению полумуАт, в результате чего муфта размыкаетсях обеспечивая отключение источ1гика момента вращения от исполнительного органа механизма. Как
2. Муфта поп. 1, отличающ а я с я тем, что, с целью повыше ния долговечности винтового устрой ства, винтовые нарезки покрыты антифрикционным.покрытием.
Составитель Ю.Доможилов
Редактор М.Бланар Техред M.Äèäûê Корректор,М,Парощи
Заказ 2626 Тираж 540 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101
15907 при включении, так и при выключении муфты дисбалансное состояние ее ведущей полумуфты обеспечивает наличие дополнительного значения момента вращения, способствующего повороту ведущей полумуфты.
Формула изобретения
1. Фрикционная. предохранительная муфта, содержащая соосно установленные и связанные с ведущим и ведо« мым элементами палумуфты, взаимодействующие посредством фрикционных эле-, ментов, размещенных между полумуфтами, и винтовое устройство изменения усилия сжатия полумуфт, одна из полумуфт соединена с валом, а другая— установлена на нем свободно, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств за счет упрощения конструкции при обеспечении ее надежной работы, на свободно установленной полумуфте выполнены дисбалансные выборки, ведущий
39 6 элемент зафиксирован от осевого перемещения, а винтовое устройство выполнено в виде винтовой нарезки на ведущем элементе, -сопряженной с ответной нарезкой на свободно установленной полумуФте, при .этом значение приведенного радиуса фрикционных элементов R< определяется по выражению (Р+ Ч)
R2
У где R1 — радиус винтового зацепления; — угол подъема винтовой линии;
g — приведенный угол трения винтового зацепления; — коэффициент трения фрикцион-. ных элементов.