Система регулирования микроклимата помещения транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно: к системам регулирования микроклимата помещений, использующих в качестве теплоносителя охлаждающую жидкость двигателя транспортного средства. Цель изобретения - расширение диапазона регулирования теплоотдачи воздушных теплообменников на автономном режиме при одновременном обеспечении подогрева двигателя. Система транспортного средства, оборудованного двигателем 1 с рубашкой 2 охлаждения, содержит первый контур 3 циркуляции теплоносителя, включающий многоходовой кран 4, запорный орган 5, циркуляционный насос 6 и воздушный теплообменник 7, второй контур 8 циркуляции теплоносителя, включающий запорный орган 9 и воздушный теплообменник 10, третий контур 11, включающий охладитель 12 глубокого охлаждения, перепускной трубопровод 13 с запорным органом 14, второй циркуляционный насос 15. Первый и второй контуры циркуляции подключены параллельно к рубашке охлаждения при помощи общих трубопроводов 16 и 17. Система снабжена дополнительным запорным органом 18, установленным в трубопровод 17, и дополнительным контуром 19 с подогревателем 20, подсоединенным параллельно воздушному теплообменнику 7 первого контура одним концом через многоходовой кран 4, а другим - в трубопровод 17. 2 ил.
союз советских . СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з В 60 Н 1/08
ГОС9 ЦАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
18 (21) 4409747/27-11 (22) 25.0288 (46) 23.09.90. Бюл. № 35 (71) Московский авто мобил ьн ы и завод им. И.А.Лихачева (72) P.Ê.Ýñìàíñêèé (53) 629.1.06 (088.8) (56) Патент ФРГ ¹ 3604742, кл. В 60 Н 1/10, 1987. (54) СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам регулирования микроклимата помещений, использующих в качестве теплоносителя охлаждающую жидкость двигателя транспортного средства. Цель изобретения — расширение диапазона регулирования теплоотдачи воздушных теплообменников на автономном режиме при одновременном обеспечении подогрева двигателя. Система
20 Ц„, 1593988 А1 транспортного средства, оборудованного двигателем 1 с рубашкой 2 охлаждения, содержит первый контур 3 циркуляции теплоносителя, включающий многоходовый кран
4, эапорный орган 5, циркуляционный насос
6 и воздушный теплообменник 7, второй контур 8 циркуляции теплоносителя, вклю-. чающий эапорный орган 9 и воздушный теплообменник 10, третий контур 11, включающий охладитель 12 глубокого охлаждения, перепускной трубопровод 13 с запорным органом 14, второй циркуляционный насос 15. Первый и второй контуры циркуляции подключены параллельно к рубашке охлаждения при помощи общих трубопроводов 16 и 17. Система снабжена дополнительным запорным органом 18, установленным в трубопровод 17, и дополнительным контуром 19 с подогревателем
20, подсоединенным параллельно воздушному теплообменнику 7 первого контура одним концом через многоходовой кран 4, а другим — в трубопровод 17. 2 ил.
1593988
35
55
Изобретение относится к транспортному машиностроению, касается систем регулирования микроклимата помещений, использующих в качестве теплоносителя охлаждающую жидкость двигателя транспортного средства.
Цель изобретения — расширение диапазона регулирования теплоотдачи воздушных теплообменников на автономном режиме при одновременном обеспечении подогрева двигателя.
Нэ фиг. 1 представлена функциональная схема предлагаемой системы; на фиг. 2 — схемы возможных положенИй многоходового крана.
Система регулирования микроклимата помещения транспортного средства, оборудованного двигателем 1 внутреннего сгорания с рубашкой 2 охлаждения, содержит первый контур 3 циркуляции теплоносителя, включающий многоходовой кран 4, запорный орган 5, циркуляционный насос 6 и воздушный теплообменник 7, второй контур
8 циркуляции теплоносителя, включающий запорный орган 9 и воздушный теплообменник 10, третий контур 11 циркуляции теплоносителя, включающий охладитель 12 глубокого охлаждения и подсоединенный одним концом к многоходовому крану 4, а другим — между воздушным теплообменником 7 и рубашкой 2 охлаждения, перепускной трубопровод 13 с запорным органом 14, подсоединенный одним концом между воздушным теплообменником 7 и циркуляционным насосом 6, а другим — между запорным органом 9 и воздушным теплообменником 10, второй циркуляционный насос 15. Первый и второй контуры циркуляции теплоносителя подключены параллельно к рубашке 2 охлаждения при помощи. общих трубопроводов 16 и 17.
Система снабжена дополнительным запорным органом 18. установленным в трубопровод 17, и дополнительным контуром 19 циркуляции теплоносителя с подогревателем 20, подсоединенным параллельно воздушному теплообменнику 7 первого контура одним концом через многоходовой кран 4, а другим — в трубопровод 17 между дополнительным запорным органом 18 и рубашкой 2 охлаждения. Охладитель 12 является испарителем паракомпрессорной машины, которая включает связанные трубопроводами в единый контур компрессор
21, конденсатор 22, фильтр-осушитель 23 и регулирующий дроссель 24. Насос 15 представляет собой основной циркуляционный, насос системы охлаждения двигателя и включен в трубопровод 17 между рубашкой
2 охлаждения и местом подключения дополнительного контура 19 циркуляции теплоносителя. Двигатель 1 снабжен также радиатором 25 системы охлаждения, подключенным трубопроводом 26 к рубашке 2, а трубопроводом 27 к трубопроводу 17 между насосом
15 и местом подключения дополнительного контура 19 циркуляции теплоносителя.
Система. работает следующим образом.
При положении I (фиг.2а) многоходового крана 4, закрытом запорном органе 14 и открытых запорных органах 5,9 и 18 и работающих двигателе 1 и циркуляционных насосах 6 и 15 нагретый в рубашке 2 охлаждения двигателя теплоноситель проходит через воздушные теплообменники 7 и
10 и возвращается в рубашку 2, а продуваемый через теплообменники 7 и 10 воздух отапливает помещение транспортного средства. При уменьшении перепада температур теплоносителя на воздушном теплообменнике 7 до определенной величины насос 6 выключается, и циркуляция теплоносителя обеспечивается только насосом 15.
При положении II (фиг.2б) многоходового крана 4, закрытом запорном органе 9, открытых запорных органах 5, 14 и 18 и работающих двигателе 1 и циркуляционных насосах 6 и 15 и известным образом работающей парокомпрессионной машине охлажденный в охладителе 12 теплоноситель под действием насоса 6 проходит через воздушные теплообменники 7 и 10 и, минуя рубашку 2, возвращается в охладитель 12, а продуваемый через теплообменники 7 и 10 воздух охлаждает помещение транспортного средства. Насос 15 обеспечивает циркуляцию теплоносителя через радиатор 25 и рубашку 2, способствуя охлаждению двигателя 1. В положении III (фиг, 2в) многоходового крана 4 осуществляется несколько режимов работы системы, При закрытом запорном органе 9, открытых запорных органах 5, 14 и 18 и работающих подогревателе 20 и насосе 6 подогретый в подогревателе 20 теплоноситель под действием насоса 6 поступает в теплообменники 7 и 10 и, минуя рубашку 2; возвращается в подогреватель 20, а продуваемый через теплообменники 7 и 10 воздух поступает в помещение транспортного средства, обеспечивая его автономное отопление.
При всех открытых запорных органах, работающих двигателе 1, подогревателе 20 и насосах 6 и 15 подогретый в подогревателе 20 теплоноситель под действием насоса
6 поступает в теплообменник 7, а также через перепускной трубопровод 13 подмешивается к теплоносителю, поступающему из
1593988
Составитель Е,Гучкова
Техред M.Ìîðãåí Tàë Корректор Т.Палий
Редактор И. Горная
Заказ 2803 Тираж 407 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 рубашки 2 в теплообменник 10 под действием насоса.15. После прохождения теплообменников 7 и 10 теплоноситель поступает по трубопроводу 17 в рубашку 2 и из этого же трубопровода теплоноситель частично 5 забирается насосом 6 в контур 19 циркуляции теплоносителяю Таким образом, компенсируется нехватка тепла двигателя для отопления помещения транспортного средства. 10
При закрытых запорных органах 5 и 18, открытых запорных органах 9 и 14 и работающих насосе 6 и подогревателе 20 и неработающих двигателе 1 и насосе 15 подогретый в подогревателе 20 теплоноси- 15 тель забирается насосом 6 и по перепускному трубопроводу 13 через запорный орган
9 направляется в рубашку 2, оттуда через насос 15 и трубопровод 17 обратно к подогревателю в контур 19 циркуляции тепло- 20 носителя. Циркуляция через радиатор 25 исключается термостатом (не показан) двигателя 1. Тем самым осуществляется предпусковой подогрев двигателя.
Таким образом, обеспечивается расши- 25 рение диапазона регулирования теплоотдачи воздушных теплообменников на автономном режиме при одновременном обеспечении подогрева двигателя.
Формула изобретения 30
Система регулирования микроклимата помещения транспортного средства, содержащая первый контур циркуляции теплоносителя, соединенный с рубашкой охлаждения двигателя внутреннего сгора- 35 ния, включающий в себя гидромагистрали с . запорным элементом, циркуляционным насосом и воздушным теплообменником, второй контур циркуляции теплоносителя, включающий в себя гидромагистрали с запорным элементом и воздушным теплообменником, третий контур циркуляции теплоносителя, включающий в себя установленный в гидромагистралях запорный элемент и теплообменник, трубопровод со встроенным запорным элементом и второй циркуляционный насос, причем первый и второй контуры циркуляции теплоносителя подключены параллельно к рубашке охлаждения, третий контур одним концом присоединен к первому контуру, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования теплоотдачи воздушных теплообменников на автономном режиме при одновременном обеспечении подогрева двигателя, она снабжена дополнительным запорным элементом, установленным в общую гидромагистраль подключения первого и второго контуров к рубашке охлаждения, а запорный элемент первого контура выполнен в виде многоходового крана, при этом трубопровод одним концом присоединен между воздушным теплообменником и циркуляционным насосом первого контура, а другим — между запорным элементом и воздушным теплообменником второго контура,.а третий контур одним концом присоединен к многоходовому крану, другим — в гидромагистраль между дополнительным запорным элементом и рубашкой охлаждения параллельно воздушному теплообменнику первого контура, и теплообменник третьего контура выполнен в виде подогревателя теплоносителя.