Система зеркал заднего вида транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а конкретно к оборудованию автомобиля, в частности к наружным сферическим зеркалам заднего вида. Цель изобретения - повышение безопасности движения путем достижения регламентированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения. Зеркала 1 и 2 выполнены с разной кривизной и шириной поверхности, обеспечивающими следующее условие ψ л/Θ Л=Ψ П/Θ П1, где ψ л и ψ п - углы обзора в левом и правом зеркалах, Θ Л и Θ П - углы, образованные лучами, проведенными из точки циклопического глаза водителя к крайним точкам левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ 83G6PETEHHR
К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4446689/27-11 (22) 08.04.88 (46) 23.09.90. Бюл. № 35 (71) Всесоюзный науч но-исследовательский институт безопасности труда в горнорудной промышленности (72) П. П. Воробьев, Г. И. Брага, В. Н. Иванов и И. С. Мицкевич (53) 629.113.068 (088.8) (56) Заявка Японии № 46-10330, кл. В 60 R 1/02, 1971. (54) СИСТЕМА ЗЕРКАЛ ЗАДНЕГО ВИДА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно к оборудованию автомобиля, в частности к наружИзобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно к оборудованию автомобиля, в частности к наружным сферическим зеркалам заднего вида.
Цель изобретения — повышение безопасности движения путем достижения регламентированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения.
На фиг. 1 представлена система зеркал заднего вида транспортного средства, вид сверху; на фиг. 2 — схема к определению обзорности в сферическсм зеркале; на фиг. 3 — схема расположения зеркал на автомобиле, вид сбоку.
Система зеркал заднего вида транспортного средства содержит лево 1 и правое 2 сферические зеркала, выполненные с различной кривизной и шириной поверхности, разноудаленные от точки 3 расположения циклопического глаза водителя относительно его рабочего места и установленные с внешней стороны транспортного средства 4.
ÄÄSUÄÄ 1594025 А 1 (51) 5 В 60 R 1/06 ным сферическим зеркалам заднего вида.
Цель изобретения — повышение безопасности движения путем достижения регл аментированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения. Зеркала 1 и 2 выполнены с разной кривизной и шириной поверхности, обеспечивающими следующее условие: ф» /О, = ф„/0„-1, где ф, и ф„— углы обзора в левом и правом зеркалах; 6 и 0„— углы, образованные лучами, проведенными из точки циклопического глаза водителя к крайним точкам левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости. 3 ил.
Система зеркал заднего вида транспортного средства работает следующим образом.
В рабочем положении отражающие поверхности левого 1 и правого 2 зеркал расположены относительно места водителя так, что лучи, направленные из точки 3 расположения циклопического глаза водителя к внут ренним крайним точкам каждого из зеркал, в горизонтальной плоскости, отразившись, ограничивают соответственно слева и справа поперечный габарит транспортного средства 4 параллельно его продольной оси. При этом лучи, направленные из точки расположения циклопического глаза водителя к внешним крайним точкам каждого из зеркал, в горизонтальной плоскости, отразившись, ограничивают углы обзора соответственно в левом и правом зеркалах.
Регламентированная зона обзора достигается соответствующими шириной и кривизной поверхности зеркал, обеспечивающими условие
В Ф» Ь )
0„0
1594025 аналогично с этим достигается зона обзора по высоте при обеспечении условия — = — — э- 1
73 7п
Ь В вЂ” углы обзора соответственно в левом и правом зеркалах, образованные линиями, параллельными продольной оси транспортного средства, ограничивающими его поперечный без зеркал заднего вида габарит, и лучами, отраженными от крайних внешних точек левого и правого зеркал, проведенными из точки циклопического глаза водителя транспортного средства, в горизонтальной плоскости (циклопический глаз — условный глаз, расположенный посредине между левым и правым глазом водителя); — углы, образованные лучами, проведенными из точек циклопического глаза водителя к крайним точкам соответственно левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости; — соответственно вертикальные углы обзора в ближнем и дальнем зеркалах заднего вида; — соответственно углы зрения, под которыми водитель видит крайние точки ближнего и дальнего зеркал заднего вида в вертикальной плоскости.
Где ф«и ф««
О,«,и e„
7л И70
Равенство заданных условиями соотношений обеспечивает однозначное зрительное восприятие изображения в разноудаленных от места водителя зеркалах, а величина соотношений, близкая к единице — минимальное уменьшение изображения в левом и правом зеркалах.
Критерием величины соотношений углов, приведенных в расчетной формуле для сферических зеркал, является величина соотношений тех же углов для плоских зеркал заднего вида, равная единице, независимо от их размеров и расстояния от места водителя до соответствующего зеркала, поскольку плоские зеркала передают изображение в натуральную величину без уменьшения.
В практических условиях определение обзорности и параметров зеркал, входящих в систему зеркал заднего вида транспортного средства, осуществляется аналогично для левого и правого зеркал.
На план транспортного средства наносится прямоугольная система координат так, чтобы точка Π— начало координат совпала с точкой циклопического глаза водителя, нормально сидящего на своем рабочем месте.
Ось ординат проходит параллельно продольной плоскости симметрии автомобиля и совпадает с направлением движения вперед.
Максимальная обзорность в зеркале заднего вида CD с размером оптического элемента по горизонтали CD=a достигается при условии, когда луч СА, ограничивающий зону обзора, направлен вдоль кузова, параллельно плоскости симметрии автомобиля. При этом соблюдается равенство х;=х„, где х, 10 и х„ — соответственно абсциссы краинеи точки зеркала С и габаритной точки автомобиля А, м. Значение абсциссы точки А принимается со знаком минус по габаритным размерам автомобиля. Ордината точки С
15 зеркала определяется из выражения х„
tgal где а — угол между осью ординат и прямой, соединяющей начало координат с ближней к водителю крайней точкой С зеркала.
Угол «р, образованный лучом ОС, направленным из точки циклопического глаза водителя на плоскость зеркала и отраженным
25 лучом СА, определяется по формуле хс
y=arctg —.
Угловые коэффициенты прямой ОС и нормали к плоскости зеркала CN рассчи30 тываются по формулам
«« c
Ксо= —, х, «Р
К.+«@т
Учитывая, что перпендикуляром к сферической поверхности является радиус ее кривизны, находим координаты центра 0 кривизны зеркала по формулам х =х,— R cosarctg ; у =у,— R sinarctg+, где х и у — соответственно абсцисса и ор. дината центра кривизны, м;
R — радиус кривизны сферической поверхности зеркала, м.
46 Центральный угол, заключенный между радиусами QC и QD, определяется из выра. 0,5а а=2агсз1п
К где а — центральный угол.
50 Угловой коэффициент нормали DE к поверхности зеркала в крайней точке 0 определяется по формуле
f(au — tgu
1+К „tg«x
В зависимости от расположения зеркала относительно наблюдателя значение углового коэффициента К может быть как положительным. так и отрицательным. Это необ1594025 ходимо учитывать при определении координат крайней точки D зеркала, которые рассчитываются по формулам (при отрицательном значении К в формулах ставится знак плюс, при положительном — знак минус)
R К где х и у — соответственно абсцисса и ордината точки D зеркала, м.
Зная координаты точки D зеркала, угловой коэффициент прямой DO определяют из выражения у х
Р
Так как нормаль DE к поверхности зеркала делит угол рь образованный падающим OD и отраженным DB лучами, пополам, тсе по теореме тангенсов +- Kw х Ищ
Угловой коэффициент прямой DB, ограничивающий зону обзора в зеркале, определяется из выражения
K tg
Yi
Кщ — —
1+К ц."
Угол обзора в сферическом зеркале рассчитывается по формуле ф=аrctg+, РВ где — угол обзора в сферическом зеркале.
Угол циклопического зрения О, под которым видны крайние точки сферического зеркала, определяется по формуле
Ко — Ке
0=arctg
Уменьшение изображения в сферическом зеркале определяется из выражения где и — коэффициент уменьшения изображения в сферическом зеркале.
Угол, ограничивающий зону видимости в вертикальной плоскости (фиг. 3), для циклопического и бинокулярного зрения определяется из выражения
0,5b
y=2arctg (х,— х,)К +у„— у, где у — вертикальный угол обзора в зеркале;
Ь вЂ” размер оптического элемента зеркала по вертикали, м.
Угол зрения, под которым водитель видит поверхность оптического элемента зеркала в вертикальной плоскости, определяется по формуле
0,5Ь я па
$=2arctg х, где P — угол зрения в горизонтальной плос5 кости.
Коэффициент уменьшения изображения в зеркале для обзорности по вертикали составит т верт
Задавшись параметрическим рядом зеркал, составив прбграмму и просчитав на
ЭВМ значения угла обзора и коэффициента уменьшения изображения, подбирают для конкретного транспортного средства, в зависимости от его габаритных размеров, систему зеркал заднего вида с кривизной и шириной поверхности левого и правого зеркал, которые обеспечивают регламентированную зону обзора при минимальном уменьшении изображения и однозначном зрительном его вос20 приятии в разноудаленных от места водителя зеркалах, т. е. при одинаковых минимальных значениях коэффициента уменьшения изображения.
Формула изобретения
50
Система зеркал заднего вида транспортного средства, включающая левое и правое разноудаленные от места водителя, установленные с внешней стороны транспортного средства зеркала со сферическими поверхностями различной кривизны, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движения путем достижения регламентированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения, зеркала выполнены с различной кривизной и шириной поверхности, обеспечивающими следующие условия
Ь Ф мт тт ъ е.
40 где „и „вЂ” углы обзора соответственно в левом и правом зеркалах, образованные линиями, параллельными продольной оси транспортного средства, ограничивающими его поперечный без зеркал заднего вида габарит, и лучами, отраженными от крайних внешних точек левого и правого зеркал, проведенными из точки циклопического глаза водителя транспортного средства, в горизонтальной плоскости;
0 и 0„— углы, образованные лучами, проведенными из точки циклопического глаза водителя
55 к крайним точкам соответственно левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости.
Рис 1
Фиг.2
1594025
Составитель А. Ла пинский
Редактор И. Горная Техред А. Кравчук Корректор Н. Ко рол ь
Тираж 406 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !О1