Смазка для подшипниковых опор буровых долот
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазке для подшипниковых опор буровых долот. С целью повышения адгезии и термостойкости смазка имеет следующее соотношение компонентов, мас.%: фенольная смола 16-26, отход производства капролактама 13-21, масляный гудрон 14-20, аэросил 6-9, окись меди 4-10, порошок графита 8-17, алкил-резорциновая эпоксифенольная смола - остальное. Новая смазка является работоспособностью при высоких температурах (до 200°С) и применение ее повышает адгезию в два раза. 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ()9) (П) 1594203 A 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
° ««: -, I « у,, ° ., . ««««
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4486916/Э1-04 (22). 26.09.88 (46) 23. 09.90. Бюл. ¹ 35 (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) H .А. Северинчик, М.М. Курташ, Е.В.Лудчак, Р.М.Пыж, А,А.Чуйко, M.P.Màâëþòîâ и Р.В.Сушко (53) 621.892 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1004458, кл. С 10 М 125/02, 1983 ..
Авторское свидетельство СССР
И 1247412, кл. С 10 М 125/02, 1986.
Изобретение касается бурения нефтегазовых скважин и может быть ис-пользовано для смазки подшипниковых опор буровых долот.
Цель изобретения — повышение адгезии и термостойкости смазки.
Для приготовления смазки используют фенольную смолу, отход производства капролактама (масло ПОД), гудрон масляньпЪ, окись меди, порошок графита и алкилрезорциновую эпоксифенольную смолу (АРЭФС) .
В табл. 1 приведены составы предлагаемой и известной смазок.
Проведены испытания стабильности смазок при наложении вибраций (табл . 2) . Известная смазка теряет стабильность при наложении вибраций, что ускоренно имитирует транспортировку через 40 мин, Предлагаемые составы (51)5 С 10 М 165/00//(C 10 M 165/00
125: 02, 124: 10, 125: 26, 145: 18, 107:32, 133:16, 159:04)С 10 N 30:06) 2 \ (54) СМАЗКА ДЛЯ ПОДГЕПНИКОВЫХ ОПОР
БУР ОВНХ ДОЛОТ (57) Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазке для подшипниковых опор буровых долот.
С целью повышения адгезии и термостойкости смазка имеет следующее соотношение компонентов, мас.Е: фенольная смола 16-26; отход производства капролактама 13-21; масляный гудрон 14-20) аэросил 6-9; окись меди 4-10; порошок графита 8-17) алкилреэорциновая эпоксифенольная смола — остальное. Новая смазка является работоспособной при высоких температурах (до 200 С} и применение ее повышает адгезию в два раза. 2 табл. е смазки испытывают в течение 100 ч, при этом не обнаружено признаков выделения жидкой фазы.
Фенольная смола и масло ПОД взяты в соотношении 1,2: 1. В присутствии Ql аэросила они позволяют существенно ; Я повысить термостойкость смазки, что . > подтверждается увеличением в 2 раза . Я температуры каплепадения. Их суммарное содержание принято с учетом необ-, ) ходимости ввода остальных жидких ком-, понентов для получения заданных свойств смазок. Уменьшение содержания фенольной смолы ниже граничного значения привело к недопустимому росту Й
I коэффициента трения, снижение их содержания - снижает адгезию.
Масляный гудрон необходим для повышения прочности смазочной пленки.
Увеличение содержания гудрона более
°
1594203
Остальное
Содержание
) г компонента в составе смаэок, мас. К
Компоненты
26 21
21 17
17
9 8
10 8
12 . 18
Фенольная смола
Масло ПОЛ
Гудрон масляный
Аэросил
Окись меди
Порошок графита
Смола АРЭФС
Парафин
Кальциевая пластичная смаэка
16 11
13 9
20 24
6 5
4 2
17 19.
24 30
31
8 3,1
1г
7 6
8 38
1 ° 9
Таолицв2
Состав смвэки
Характеристики
2 3 ) 5 6
0,05 О, 04
5 5,5
Коэффициент трения
Адгеэия, кПа
Коллондная стабильность, мас.К
Температура каплепадения, ьС
0106 0>2
6 7,5
0,06
2,3
0,07
3, 4.5
1,2 1,6
200 200
1,56 19 04
200 200 200
102
Составитель Е.Пономарева
Редактор Н.Рогулич Техред Л.Олийнык КОРР ект оР Т, Палий
Зака з 2813 Тираж 439 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям.и открытиям при ГКНТ СССР . 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
20 мас. . приводит к существенному росту сил когезии, что выражается в росте коэффициента трения., а при содержании менее 10 мас,% гудрон не оказывает существенного влияния на этот показатель.
Аэросил в композиции с графитом загущают смазку до требуемой консистенции. При содержании графита более
1.:7 мас. происходит его локальное скопление на поверхностях трения.Со1
» ержание графита менее 8 мас.% нежелательно, так как при этом снижается
Критическая нагрузка сваривания.
Окись меди необходима для обеспеЧения низкого коэффициента трения в йомпозиц»»и с жидкими органическими
» омпонентами.
Смола АРЭФС введена для придания ф азке высоких свойств гидрофобности, которые теряются при ее содержании
»»енее 10 мас.% (смазка частично растворяется в воде). Вводить смолу АРЭФС в количестве более 24% в смазку нель- 5 я, так как возникает нестабильность сил трения.
Как видно из данных табл. 2, предлагаемая смазка является работоспособной при высоких температурах до
200 С и применение ее повышает адгео зию в 2 раза.
Формула и з обр ет ения
Смазка для подшипниковых опор буровых долот, содержащая алкилрезорциновую эпоксибенольную смолу, аэросил и порошок графита, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения адгезии и термостойкости, смазка дополнительно содержит фенольную смолу, отход производства капролактама, масляный гудрон и окись меди при следующем соотношении компонентов,мас. :
Фенольная смола 16 — 26
Отход производства. капролактама 13- 21
Иасляньп» гудрон 14 — 20
Аэросил 6 — 9
Окись меди 4 — 10
Порошок графита 8 — 17
Ллкилрезорциновая эпоксифенольная смола
Таблица 1