Источник сейсмических сигналов импульсного действия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов для сейсморазведки на нефть и газ. Цель изобретения - повышение сейсмической эффективности при излучении сигналов в процессе движения. Источник сейсмических сигналов импульсного действия содержит транспортное средство с размещенными на нем двумя излучателями с опорными элементами. Излучатели установлены с возможностью перемещения вдоль продольной оси транспортного средства, от смонтированного на нем привода перемещения в виде гидроцилиндров, штоки которых закреплены на излучателях. Расстояние между излучателями или их группами зависит от скорости движения источника, определяемой соответствующим датчиком. Уплотнение грунта производится одним или двумя излучателями, находящимися в передней части движущегося транспортного средства, а посылка сейсмического сигнала в уплотненный грунт через постоянный промежуток времени - излучателями, находящимися в задней части транспортного средства. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTGPCH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4451073/23-25 (22) 28.06.88 (46) 23.09.90. Вюл. Ф 35 (71) Гомельское специальное конструкторско-технологическое бюро сейсми"<,ческой техники с опытным производст- . вом (72) А.С. Гинз бур г и С. В. Макаренко (53) 550. 834 (088. 8) (56) Источник сейсмических сигналов
СИ 32 ° ТУ 39 01 505 79 э рег. Р ВИФС 1688616, 16.05.77.
Источник сейсмических сигналов типа СИ-40, ТУ 39-01-505-79,,рег, 11 - ВИФС 2022230, 12.06.79.
Авторское свидетельство СССР
9 1073721, кл. G 01 V l/047, 29. 10. 82. (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ
ИМПУЛЬСНОГО ДЕЙСТВИЯ (57). Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов для сейсморазведки на нефть и газ. Цель изобретения — повышение сейИзобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов для сейсморазведки на нефть и газ.
Цель изобретения — повышение сейсмической эффективности при излучении сигналов в процессе движения.
На чертеже изображен предлагаемы источник, Источник состоит из прицепного транспортного средства 1, выполненного в виде кузова 2, установленного на
ЗФ .ЫЭЫ70 А1
2 смической эффективности при излучении сигналов в процессе движения. Источник сейсмических сигналов импульсного действия содержит транспортное средство с размещенными на нем двумя излучателями с опорными элементами. Излучатели установлены с возможностью перемещения вдоль продольной оси транспортного средства от смонтированного на нем привода перемещения в виде гидроцилиндров, штоки которых закреплены на излучателях. Расстояние между излучателями или их группами зависит от скорости движения источника, определяемой соответствующим датчиком. Уплотнение. грунта производится одним или двумя излучателями, находящимися в передней части движущегося транспортного средства, а посылка сейсмического сигнала в уплотненный грунт через постоянный промежуток времени -. излу ч ат елями, находящимися в s адней части транспортного средства. 1 ил. платформе 3, на которой смонтированы вдоль оси транспортного средства 1 направляющие 4. На размещенных в налравляющих 4 катках 5 установлены кат ретки 6, на которых закреплены излу- р чатели 7 и 8 с выполненными в виде полозьев опорными элементами 9 и IO.
На платформе 3 смонтирован привод 11. перемещения излучателей 7 и 8, Привод 11 выполнен в виде двухпоршневого гидроцилиндра, штоки 12 и 13 которого связаны с каретками 6. На черте1594470
4 же изображено лишь два излучателя, но их может быть несколько (четное чис ло) объединенных в две группы, причем каждый излучатель иэ одной груп5 пы соединен гидроцилиндром с одним излучателем другой группы.
На платформе 3 установлена система 14 энергопитания, соединенная линиями 15 и 16 через первый управляе- 10 май распределитель 17 с излучателями
7 и 8. Платформа 3 виброизолирована от ходовой части 18 пневмоопорами l9, В кузове 2 размещена система 20 уп. равления, в которую входит соединенный линией 21 с командным устройством
22 датчик 23 скорости движения транспортного средства. Командное устройство 22 связано линией 24 с первым управляемлм распределителем 17, линией 25 — с вгорым управляемым рас-" пределителем 26, через который центральная полость гидроцилиндра привода 11 связана линиями 27-29 с источниками 30 и 31 избыточного ипониженно- 25 го давления соответственно.
Источник работает следующим образом, Транспортное средство 1 непрерывно перемещается по профилю. Датчик
23 скорости Ч движения посылает сигналы в командное устройство 22, управляющее положение излучателей 7 и
8 с опорными элементами 9 и 10.
Внешнее з апуск ающее устрой ство (сейсмостанция — не показана) вырабатывает два запускающих импульса.
По первому иэ сигнапов командное устройство 22 обеспечивает соединение распределителем 17 излучателя 7, име-,0
- ющего опорный элемент 9, с системой
14 энергопитания " производится уппотнение грунта, по второму (через время йС) командное устройство 22 обеспечивает соединение распределителем
17 излучателя 8 с опорным элементом
10 с системой 14 энергопитания — производится передача сигнала в предварительно уппотненный грунт.
Интервап времени Л между запуска ющими импульсами - постоянен и введен в схему командного устройства 22 в качестве постоянного коэффициента К, Командное устройство 22 формирует выходной сигнал на основании показания датчика 23 скорости по формуле
S=K V, где S — расстояние между геометрическими центрами групп опорных элементов; К - коэффициент пропорциональности, равный по величине интервалу
Л1.
Сигнал от командного устройства
22,подаваемый на распределитель 26, обеспечивает соединение источников повышенного 30 или пониженного 31 давления с полостями гидроцилиндра привода
11, что позволяет добиться необходимого расстояния S=K V между геометрическими централки групп опорных элементов (. ементов 9 и 10), Опорные элементы выполнены с возможностью контактироваиия между собой.
Формула из обретения
Источник сейсмических сигналов импульсного действия, включающий транспортное средство, на котором размеще-. на система энергопитания, включающая гидросистему и систему управления, связанные с системой энергопитания излучающий элемент и устройство уплотнения грунта, имеющие опорные элементы, соединенные с излучателями, смонтированные по ходу транспортного средства, отличающийся тем, что, с. целью повышения сейсьыческой эффективности при излучении сигналов в процессе движения, устройство уплотнения грунта и излучающий элемент выполнены в виде двух групп, при этом излучатели из разных групп попарно соединены между собой, а привод их перемещения вдоль продольной оси транспортного средства выполйен в виде размещенных на платформе гйдро" цилиндров„ полости которых через рас" пределитель связаны с источниками повышенного и пониженного давлений гидросистемы, штоки гидроцилиндров жестко.закреплены на излучателях, при этом распределитель соединен с системой управления, в которую введено командное устройство с датчиком скорости движения транспортного средства.
1 2 20 Z722 Ы.ГУ15 Ю ЛЮ 29 Л
27
16 б
1В1У Ф Я 5701Z 11 DBA73 ®19
Составитель С.Колесов
Редактор M. Бланар Техред М,@и >к Корректор Т,Палий
3ак аз 2827 Тираж 416 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьггиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, 335, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101