Комбинированный запорно-регулирующий кран

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение может быть использовано п пневматических или гидравлических трубопроводах больших диаметров для перекрытия или регулирования потока. Цель изобретения - повышение надежности работы и снижение гидравлического сопротивления комбинированного крана. В корпусе 1 на приводной оси 3 и опорной цапфе 4 установлена шаровая запорная пробка (П) 2 с проходным отверстием. С П 2 взаимодействуют упругие уплотнительные кольца 5. Внутри П 2 размещен регулирующий орган 7 с приводным шпинделем 8. П 2 выполнена со сферической внутренней поверхностью. Орган 7 выполнен в виде шара с проходным отверстием, равным и соосно с отверстием П 2, и установлен с зазором относительно внутренней поверхности П 2. Незначительная величина зазора представляет собой щеловое уплотнение, расширяющее диапозон регулирования. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 К 5 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4265211/25-29 (22) 16.06.87 (46) 30.09.90. Бюл. № 36 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения (72) С. К. Королев, В. В. Псарев и Ю. Л. Рухлов (53) 621.646 (088.8) (56) Шаровой кран «Кю-шар». Проспект фирмы «Нелес», Финляндия, 1984.

Патент США № 4230153, кл. F 16 К 43/00, 1980. (54) КОМБИНИРОВАННЫЙ ЗАПОРНОРЕГУЛИРУЮЩИЙ КРАН (57) Изобретение может быть использовано в пневматических или гидравлических трубопроводах больших диаметров для пе„„SU» 1596162 А 1 рекрытия или регулирования потока. Цель изобретения — повышение надежности работы и снижение гидравлического сопротивления комбинированного крана. В корпусе 1 на приводной оси 3 и опорной цапфе 4 установлена шаровая запорная пробка (П) 2 с проходным отверстием. С П 2 взаимодействуют упругие уплотнительные кольца 5. Внутри П 2 размещен регулирующий орган 7 с приводным шпинделем 8.

П 2 выполнена со сферической внутренней поверхностью. Орган 7 выполнен в виде шара с проходным отверстием, равным и соосным с отверстием П 2, и установлен с зазором относительно внутренней поверхности П 2. Незначительная величина зазора представляет собой щелевое уплотнение, расширяющее диапазон регулирования. 2 ил.

15961

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в пневматических и гидравлических трубопроводных системах преимущественно больших диаметров для перекрытия или регулирования потока рабочей среды.

Цель изобретения — повышение надежности работы за счет предохранения уплотнения от износа путем исключения из процесса регулирования за счет обеспечения полнопроходности канала крана при 10 работе запорной пробки и снижение гидравлического сопротивления крана.

На фиг. 1 изображен запорно-регулирующий кран с расположением приводного шпинделя регулирующего органа в приводной оси пробки, продольный разрез; на фиг. 2 то же, с диаметрально противоположным расположением приводной оси пробки и приводного шпинделя регулирующего органа.

Запорно-регулирующий кран содержит корпус 1, запорную шаровую пробку 2 с 20 проходным отверстием диаметром Д, расположенную в корпусе 1 на приводной оси 3 и опорной цапфе 4 с прилегаюш,ими к пробке 2 уплотнительными кольцами 5. Ось 3 и цапфа 4 установлены в подшипниках скольжения б. Пробка 2 выполнена со сферической внутренней поверхностью А, относительно которой с зазором о расположен регулирующий орган 7, выполненный в виде шара с проходным отверстием диаметром Д, равным и соосным отверстию пробки 2. Шпиндель 8 органа 7 может быть установлен в приводной оси 3 запорной пробки 2 (фиг. 1) или диаметрально противоположно ей (фиг. 2).

Запорная пробка 2 выполнена неразъемной по регулирующему органу 7. Для этого в пробку 2, состоящую из двух полусфер с выполненными под подшипники 9 и 10 гнездами, предварительно вставляют регулирующий орган 7 и заваривают.

62

Запорно-регулирующий кран работает следующим образом.

Под воздействием ручного или автоматического привода приводная ось 3, поворачиваясь на подшипниках 6, вращает пробку 2 и перекрывает (или открывает) проходное сечение Д крана и трубопровода. При выполнении процесса регулирования запорная пробка 2 находится в открытом положении, при котором ее проходное сечение совпадает с сечением трубопровода.

Регулирование осуществляется посредством поворота регулирующего органа 7 внутри пробки 2 воздействием на шпиндель 8.

Благодаря установке органа 7 с зазором 6 относительно пробки 2 такой поворот легко осуществляется. С другой стороны, незначительная величина зазора 6 представляет собой щелевое уплотнение, расширяющее диапазон регулирования. Уплотнительные кольца 5 выполняют функцию уплотнений лишь при работе запорной пробки 2 (т. е. при закрытии).

Формула изобретекия

Комбинированный запорно-регулирующий кран, содержащий корпус, в котором на приводной оси и опорной цапфе установлена шаровая запорная пробка с проходным отверстием и взаимодействующим с ней упругими уплотнительными кольцами, а внутри нее размещен регулирующий орган с приводным шпинделем, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы и снижения гидравлического сопротивления крана, пробка выполнена со сферической внутренней поверхностью, а регулирующий орган выполнен в виде шара с проходным отверстием, равным и соосным отверстию пробки, и установлен с зазором относительно сферической внутренней поверхности пробки.

1596162

Составитель А. Бирюкова

Редактор И. Касарда Теехред А. Кравчук Корректор Н. Ревская

Заказ 2902 Тираж 560 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 45

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, О1